Олег Маркелов
В эти дни Крым отмечает знаменательное событие – 20 лет пребывания митрополита Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Накануне праздничных торжеств корреспондент «КВ» встретился с Владыкой и задал ему несколько вопросов.
- Владыка, вы бывали в Крыму до назначения на Крымскую кафедру?
- Да. Впервые это было в 1968 году. Я тогда учился в Ленинградской духовной академии. Мне поручили сопровождать группу студентов Академии из африканских стран, которые приехали на отдых в Ялту. Нужно было читать им лекции на английском языке, проводить занятия по толкованию Священного писания. От этой поездки у меня остались очень добрые воспоминания.
- А как вы восприняли свое назначение в Крым?
- Для меня это стало большой радостью. Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир предложил мне на выбор три кафедры: Винницкую, Закарпатскую и Крымскую. Я ответил: «Владыка, как благословите, так и будет». Блаженнейший благословил возглавить Симферопольскую и Крымскую епархию. Думаю, не надо объяснять, что значит Крым, колыбель Православия, для любого православного человека. Постоянно благодарю Господа, что Он сподобил меня ступить на благословенную крымскую землю.
- Какие события, произошедшие в жизни епархии за 20 лет вашего служения в Крыму, вы считаете самыми важными?
- Сложно ответить на этот вопрос. В служении Богу не может быть чего-то второстепенного, все важно. Иногда какое-то событие кажется рядовым, будничным, а спустя время оказывается, что оно имеет огромное духовное значение. Поэтому самым важным я бы назвал не конкретные события, а возрождение веры в человеческих душах. С каждым годом в наши храмы приходит все больше людей, все больше среди прихожан становится молодежи. Это то, ради чего мы трудимся и знак того, что Господь не оставил наш народ.
- Вы возглавляете Межконфессиональный совет Крыма, недавно отметивший 20-летний юбилей. То есть, практически сразу после назначения на Крымскую кафедру вы выступили с инициативой о создании МКС. Что объединяет представителей семи традиционных для Крыма конфессий, которые сегодня входят в Совет?
- Мы вместе выступаем в защиту традиционных духовных ценностей, в защиту традиционной семьи – христианской, мусульманской, армянской, иудейской, караимской. Нас объединяют совместные акции против абортов, наркомании, алкоголизма, курения, в поддержку детей с ограниченными возможностями. Но главное – нас объединяет стремление к миру, стремление решать все возникающие у нас в Крыму проблемы в духе любви, согласия и взаимного уважения.
- А как вы оцениваете отношения епархии и Духовного управления мусульман Крыма? Ведь муфтий Крыма Эмирали Аблаев еще в 2000 году покинул Межконфессиональный совет в знак протеста против установки поклонных крестов и до сих пор не вернулся в его состав.
- Отношения нормальные, доброжелательные. Да, муфтий не вернулся в состав МКС, но у нас налажено взаимодействие с муфтиятом по многим вопросам. Напомню, что Межконфессиональный совет единогласно поддержал строительство Соборной мечети в Симферополе на улице Ялтинской. А мусульмане в свое время поддержали православных в вопросе воссоздания Александро-Невского собора.
- Епархию иногда упрекают за излишнюю, по мнению критиков, уступчивость в отношениях с мусульманами. Например, епархия отказалась от строительства храмов якобы на месте татарских кладбищ в Голубинке и в Симферополе (в районе улицы Маршала Жукова). То же касается установки поклонных крестов, которая регулярно вызывает протесты сторонников меджлиса. Что бы вы ответили критикам?
- Вы помните, что было в Морском осенью 2000 года? (В этом селе татары спилили поклонный крест, установленный местными жителями, православные возмутились, дело едва не дошло да массового побоища – О. М.) Да, мы установили крест не там, где планировали изначально, а в другом месте, но мир был сохранен. И не было ни победителей, ни побежденных. Я хорошо помню тот день. Сразу после освящения креста, установленного на новом месте, в небе появилась радуга и пролетела большая стая голубей. Думаю, Господь дал нам знак, что мы все сделали правильно. Главной целью Межконфессионального совета Крыма является сохранение мира, согласия и добрых отношений между людьми, исповедующими разные веры. Когда мы принимаем те или иные решения, мы действуем и всегда будем действовать исходя из этой цели.
- Казачество всегда было опорой Православия. Однако отношения епархии с крымскими казаками нельзя назвать безоблачными. В чем, на ваш взгляд, корень проблем?
- Корень проблем в том, что некоторые члены казачьих общин действовали без благословения священноначалия, без координации с епархией. Но это противоречит самой природе казачества, ведь казак – это, прежде всего, защитник православной веры и верный сын Церкви. Мы говорили об этом на встрече с атаманами крупнейших казачьих организаций Крыма, которая прошла в мае. Я предложил создать при епархии Координационный совет по вопросам казачества. Участники встречи идею поддержали. Создание Совета позволяет снять многие проблемы. Речь не идет о подчинении казаков епархии, а именно о координации действий. Замечу, что вскоре после этой встречи мы вместе с представителями казачества установили и освятили поклонный крест в Феодосии. Вопрос был заранее согласован с властями. А ведь в прошлом году попытка установить именно этот крест привела к конфликту. Если бы люди, задумавшие такое благое по большому счету дело, с самого начала согласовали свои действия с епархией, все разрешилось бы мирно и пошло бы на пользу всему крымскому обществу.
- В последние годы в Крыму все более популярным становится православный туризм. Что это такое и чем православный туризм отличается от паломничества?
- Паломничество совершается с духовными целями. У туризма другая цель – познавательная. Например, до революции русские паломники ходили пешком в Иерусалим не для того, чтобы посмотреть на «достопримечательности». В Крыму много православных святынь, привлекающих как паломников, так и туристов. Но мы можем благословить православный туризм только в том случае, если он приносит людям духовную пользу. И если организацией таких туристических туров и маршрутов занимаются духовно грамотные люди.
- Многие крымские храмы и монастыри посещают за сезон десятки тысяч туристов. Нет ли опасности, что они превратятся из духовных в туристические центры?
- Храм и монастырь – очаги духовности, в этом заключается смысл их существования. Если туристическая деятельность организована правильно, верующими людьми, то она не будет мешать духовной жизни.
- Крымские ученые не раз выражали обеспокоенность сохранением исторического облика пещерных монастырей, переданных епархии. Как найти «золотую середину»: и историческое наследие сохранить и монастыри возродить?
- Возрождая древние монастыри, мы сотрудничаем с учеными, предлагаем провести раскопки на месте будущих работ по обустройству обители, подсказать нам способы сохранения исторического наследия. Есть хорошие примеры, когда нам удается найти ту самую «золотую середину» - это монастыри в честь святого Климента Римского в Инкермане, в честь Святого Феодора Стратилата в Бахчисарайском районе, другие монастыри. Я очень благодарен за помощь известному крымскому археологу, декану исторического факультета ТНУ Александру Герцену
. - Владыка, должно ли служителей Церкви интересовать происхождение пожертвований? И могут ли священники отказываться принимать пожертвования, если известно их заведомо неправедное или даже криминальное происхождение?
- Священник – не прокурор, он не может определить происхождение пожертвований. В Писании сказано, что Господь не желает смерти грешника, а хочет, чтобы все спаслись. Помните евангельский эпизод, когда толпа хотела побить камнями женщину, уличенную в прелюбодеянии? Что сказал Господь? Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень. А что Он сказал женщине? Иди и впредь не греши. Если человек кается в своих грехах и просит принять его жертву на нужды Церкви, то, отказав ему, священник может отнять у такого человека надежду на спасение души и на милосердие Божие. И тогда священник сам возьмет на себя великий грех.
- К сожалению, нередко бывает так, что православие для верующих вроде бы людей заканчивается за церковной оградой. Скажем, человек может ходить в храм, жертвовать на нужды Церкви, заниматься благотворительностью, но в то же время не платить зарплату своим работникам, обманывать, брать взятки и т.д. Должна ли Церковь пытаться как-то повлиять на таких прихожан? Если да, то каким образом?
- По настоящему верующий человек, имеющий страх Божий, не будет творить беззаконие под маской веры. Конечно, Церковь может и должна влиять на таких прихожан – через проповедь, через призыв к покаянию, через церковные Таинства. Они должны задуматься о своей загробной участи, о том, угодна ли Господу их жертва? Ведь без любви и сострадания к ближнему не может быть истинной веры. У нас есть замечательные примеры для подражания. Разве у Святителя Луки вера расходилась с его делами? Сколько добра сотворил Святитель и верующим, и неверующим! Вот к такому идеалу и должен стремиться каждый православный человек.
- Ваши пожелания читателям «Крымского времени» и всем православным крымчанам. - «Крымское время» – прекрасная газета, стараюсь читать ее регулярно. В ней есть доброе расположение духа, и нет пошлости. А читателям «КВ» и всему нашему верующему народу я желаю хранить себя от закваски греховной. И, по слову Василия Великого, уподобляться пчеле, которая садится на каждый цветок, но не с каждого берет нектар.
20 лет спустя
На момент назначения Владыки Лазаря на Крымскую кафедру в Крыму было зарегистрировано 48 православных общин, и только 30 из них были действующими. В епархии не было ни одного монастыря. Спустя 20 лет число зарегистрированных приходов возросло до 564 (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской и Роздольненской епархии), то есть, почти в 12 раз. Возрождены 9 крымских монастырей, идет процесс становления еще четырех пещерных обителей, прекративших свое существование в пятнадцатом веке. Правящему архиерею удалось добиться возвращения более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений, которые были отняты у Церкви в годы советской власти. Во время пребывания митрополита Лазаря на Крымской кафедре были прославлены и причислены к лику святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Таврический Гурий (Карпов), новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием При епархии действуют Общества православных врачей и педагогов, врачебный кабинет, в котором православные врачи оказывают бесплатную медицинскую помощь малоимущим крымчанам. В прошлом году кабинет посетили почти 1500 человек. Все больницы Крыма духовно окормляют священнослужители. Епархия ведет обширную благотворительную деятельность, в Ливадии недавно открыт первый в Крыму епархиальный дом престарелых. С 2003 года в большинстве школ полуострова преподается предмет «Основы православной культуры Крыма». В городах Крыма действуют 16 православных молодежных центров, духовно окормляемых епархией.
Страницы биографии
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в селе Комарин Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье. С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры. Закончил Одесскую духовную семинарию, затем Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1980 по 1989 год был епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, занимал Тернопольскую и Кременецкую, а также Одесскую и Херсонскую кафедры. В 1992 году был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В 2000 году возведен в сан митрополита, а в 2012 году удостоен права ношения второй панагии и введен в число постоянных членов Священного Синода Украинской православной церкви. Имеет высшие церковные и светские награды. В 2009 году митрополиту Лазарю решением Верховного Совета Крыма было присвоено звание «Почетный крымчанин».
В эти дни Крым отмечает знаменательное событие – 20 лет пребывания митрополита Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Накануне праздничных торжеств корреспондент «КВ» встретился с Владыкой и задал ему несколько вопросов.
- Владыка, вы бывали в Крыму до назначения на Крымскую кафедру?
- Да. Впервые это было в 1968 году. Я тогда учился в Ленинградской духовной академии. Мне поручили сопровождать группу студентов Академии из африканских стран, которые приехали на отдых в Ялту. Нужно было читать им лекции на английском языке, проводить занятия по толкованию Священного писания. От этой поездки у меня остались очень добрые воспоминания.
- А как вы восприняли свое назначение в Крым?
- Для меня это стало большой радостью. Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир предложил мне на выбор три кафедры: Винницкую, Закарпатскую и Крымскую. Я ответил: «Владыка, как благословите, так и будет». Блаженнейший благословил возглавить Симферопольскую и Крымскую епархию. Думаю, не надо объяснять, что значит Крым, колыбель Православия, для любого православного человека. Постоянно благодарю Господа, что Он сподобил меня ступить на благословенную крымскую землю.
- Какие события, произошедшие в жизни епархии за 20 лет вашего служения в Крыму, вы считаете самыми важными?
- Сложно ответить на этот вопрос. В служении Богу не может быть чего-то второстепенного, все важно. Иногда какое-то событие кажется рядовым, будничным, а спустя время оказывается, что оно имеет огромное духовное значение. Поэтому самым важным я бы назвал не конкретные события, а возрождение веры в человеческих душах. С каждым годом в наши храмы приходит все больше людей, все больше среди прихожан становится молодежи. Это то, ради чего мы трудимся и знак того, что Господь не оставил наш народ.
- Вы возглавляете Межконфессиональный совет Крыма, недавно отметивший 20-летний юбилей. То есть, практически сразу после назначения на Крымскую кафедру вы выступили с инициативой о создании МКС. Что объединяет представителей семи традиционных для Крыма конфессий, которые сегодня входят в Совет?
- Мы вместе выступаем в защиту традиционных духовных ценностей, в защиту традиционной семьи – христианской, мусульманской, армянской, иудейской, караимской. Нас объединяют совместные акции против абортов, наркомании, алкоголизма, курения, в поддержку детей с ограниченными возможностями. Но главное – нас объединяет стремление к миру, стремление решать все возникающие у нас в Крыму проблемы в духе любви, согласия и взаимного уважения.
- А как вы оцениваете отношения епархии и Духовного управления мусульман Крыма? Ведь муфтий Крыма Эмирали Аблаев еще в 2000 году покинул Межконфессиональный совет в знак протеста против установки поклонных крестов и до сих пор не вернулся в его состав.
- Отношения нормальные, доброжелательные. Да, муфтий не вернулся в состав МКС, но у нас налажено взаимодействие с муфтиятом по многим вопросам. Напомню, что Межконфессиональный совет единогласно поддержал строительство Соборной мечети в Симферополе на улице Ялтинской. А мусульмане в свое время поддержали православных в вопросе воссоздания Александро-Невского собора.
- Епархию иногда упрекают за излишнюю, по мнению критиков, уступчивость в отношениях с мусульманами. Например, епархия отказалась от строительства храмов якобы на месте татарских кладбищ в Голубинке и в Симферополе (в районе улицы Маршала Жукова). То же касается установки поклонных крестов, которая регулярно вызывает протесты сторонников меджлиса. Что бы вы ответили критикам?
- Вы помните, что было в Морском осенью 2000 года? (В этом селе татары спилили поклонный крест, установленный местными жителями, православные возмутились, дело едва не дошло да массового побоища – О. М.) Да, мы установили крест не там, где планировали изначально, а в другом месте, но мир был сохранен. И не было ни победителей, ни побежденных. Я хорошо помню тот день. Сразу после освящения креста, установленного на новом месте, в небе появилась радуга и пролетела большая стая голубей. Думаю, Господь дал нам знак, что мы все сделали правильно. Главной целью Межконфессионального совета Крыма является сохранение мира, согласия и добрых отношений между людьми, исповедующими разные веры. Когда мы принимаем те или иные решения, мы действуем и всегда будем действовать исходя из этой цели.
- Казачество всегда было опорой Православия. Однако отношения епархии с крымскими казаками нельзя назвать безоблачными. В чем, на ваш взгляд, корень проблем?
- Корень проблем в том, что некоторые члены казачьих общин действовали без благословения священноначалия, без координации с епархией. Но это противоречит самой природе казачества, ведь казак – это, прежде всего, защитник православной веры и верный сын Церкви. Мы говорили об этом на встрече с атаманами крупнейших казачьих организаций Крыма, которая прошла в мае. Я предложил создать при епархии Координационный совет по вопросам казачества. Участники встречи идею поддержали. Создание Совета позволяет снять многие проблемы. Речь не идет о подчинении казаков епархии, а именно о координации действий. Замечу, что вскоре после этой встречи мы вместе с представителями казачества установили и освятили поклонный крест в Феодосии. Вопрос был заранее согласован с властями. А ведь в прошлом году попытка установить именно этот крест привела к конфликту. Если бы люди, задумавшие такое благое по большому счету дело, с самого начала согласовали свои действия с епархией, все разрешилось бы мирно и пошло бы на пользу всему крымскому обществу.
- В последние годы в Крыму все более популярным становится православный туризм. Что это такое и чем православный туризм отличается от паломничества?
- Паломничество совершается с духовными целями. У туризма другая цель – познавательная. Например, до революции русские паломники ходили пешком в Иерусалим не для того, чтобы посмотреть на «достопримечательности». В Крыму много православных святынь, привлекающих как паломников, так и туристов. Но мы можем благословить православный туризм только в том случае, если он приносит людям духовную пользу. И если организацией таких туристических туров и маршрутов занимаются духовно грамотные люди.
- Многие крымские храмы и монастыри посещают за сезон десятки тысяч туристов. Нет ли опасности, что они превратятся из духовных в туристические центры?
- Храм и монастырь – очаги духовности, в этом заключается смысл их существования. Если туристическая деятельность организована правильно, верующими людьми, то она не будет мешать духовной жизни.
- Крымские ученые не раз выражали обеспокоенность сохранением исторического облика пещерных монастырей, переданных епархии. Как найти «золотую середину»: и историческое наследие сохранить и монастыри возродить?
- Возрождая древние монастыри, мы сотрудничаем с учеными, предлагаем провести раскопки на месте будущих работ по обустройству обители, подсказать нам способы сохранения исторического наследия. Есть хорошие примеры, когда нам удается найти ту самую «золотую середину» - это монастыри в честь святого Климента Римского в Инкермане, в честь Святого Феодора Стратилата в Бахчисарайском районе, другие монастыри. Я очень благодарен за помощь известному крымскому археологу, декану исторического факультета ТНУ Александру Герцену
. - Владыка, должно ли служителей Церкви интересовать происхождение пожертвований? И могут ли священники отказываться принимать пожертвования, если известно их заведомо неправедное или даже криминальное происхождение?
- Священник – не прокурор, он не может определить происхождение пожертвований. В Писании сказано, что Господь не желает смерти грешника, а хочет, чтобы все спаслись. Помните евангельский эпизод, когда толпа хотела побить камнями женщину, уличенную в прелюбодеянии? Что сказал Господь? Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень. А что Он сказал женщине? Иди и впредь не греши. Если человек кается в своих грехах и просит принять его жертву на нужды Церкви, то, отказав ему, священник может отнять у такого человека надежду на спасение души и на милосердие Божие. И тогда священник сам возьмет на себя великий грех.
- К сожалению, нередко бывает так, что православие для верующих вроде бы людей заканчивается за церковной оградой. Скажем, человек может ходить в храм, жертвовать на нужды Церкви, заниматься благотворительностью, но в то же время не платить зарплату своим работникам, обманывать, брать взятки и т.д. Должна ли Церковь пытаться как-то повлиять на таких прихожан? Если да, то каким образом?
- По настоящему верующий человек, имеющий страх Божий, не будет творить беззаконие под маской веры. Конечно, Церковь может и должна влиять на таких прихожан – через проповедь, через призыв к покаянию, через церковные Таинства. Они должны задуматься о своей загробной участи, о том, угодна ли Господу их жертва? Ведь без любви и сострадания к ближнему не может быть истинной веры. У нас есть замечательные примеры для подражания. Разве у Святителя Луки вера расходилась с его делами? Сколько добра сотворил Святитель и верующим, и неверующим! Вот к такому идеалу и должен стремиться каждый православный человек.
- Ваши пожелания читателям «Крымского времени» и всем православным крымчанам. - «Крымское время» – прекрасная газета, стараюсь читать ее регулярно. В ней есть доброе расположение духа, и нет пошлости. А читателям «КВ» и всему нашему верующему народу я желаю хранить себя от закваски греховной. И, по слову Василия Великого, уподобляться пчеле, которая садится на каждый цветок, но не с каждого берет нектар.
20 лет спустя
На момент назначения Владыки Лазаря на Крымскую кафедру в Крыму было зарегистрировано 48 православных общин, и только 30 из них были действующими. В епархии не было ни одного монастыря. Спустя 20 лет число зарегистрированных приходов возросло до 564 (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской и Роздольненской епархии), то есть, почти в 12 раз. Возрождены 9 крымских монастырей, идет процесс становления еще четырех пещерных обителей, прекративших свое существование в пятнадцатом веке. Правящему архиерею удалось добиться возвращения более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений, которые были отняты у Церкви в годы советской власти. Во время пребывания митрополита Лазаря на Крымской кафедре были прославлены и причислены к лику святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Таврический Гурий (Карпов), новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием При епархии действуют Общества православных врачей и педагогов, врачебный кабинет, в котором православные врачи оказывают бесплатную медицинскую помощь малоимущим крымчанам. В прошлом году кабинет посетили почти 1500 человек. Все больницы Крыма духовно окормляют священнослужители. Епархия ведет обширную благотворительную деятельность, в Ливадии недавно открыт первый в Крыму епархиальный дом престарелых. С 2003 года в большинстве школ полуострова преподается предмет «Основы православной культуры Крыма». В городах Крыма действуют 16 православных молодежных центров, духовно окормляемых епархией.
Страницы биографии
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в селе Комарин Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье. С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры. Закончил Одесскую духовную семинарию, затем Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1980 по 1989 год был епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, занимал Тернопольскую и Кременецкую, а также Одесскую и Херсонскую кафедры. В 1992 году был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В 2000 году возведен в сан митрополита, а в 2012 году удостоен права ношения второй панагии и введен в число постоянных членов Священного Синода Украинской православной церкви. Имеет высшие церковные и светские награды. В 2009 году митрополиту Лазарю решением Верховного Совета Крыма было присвоено звание «Почетный крымчанин».
Комментариев нет:
Отправить комментарий