пятница, 8 марта 2013 г.

Март 1913, Салоники, пуля для короля




Игорь АЗАРОВ
 Историю XXвека можно изучать по хронике покушений и политических убийств. Есть даже книга такая (возможно, имеются и другие) — «Энциклопедия покушений и убийств» Карла Сифакиса. Но этот том, увы, лишь скороговорка, как говорится, «галопом по Европам». Специально не считал, но думаю, что 90% из описанных Сифакисом убийств и покушений относятся именно к XX веку.
Выстрелы, прозвучавшие в Салониках ровно сто лет назад — в марте 1913 года, — так надежно перекрыты чудовищным грохотом Первой мировой войны, так затенены выстрелами 28 июня 1914 года в Сараево, что кажутся позиции этого дня событием малозначительным. А так ли?



Король убит!

… День оказался душным, но спускающиеся сумерки сулили прохладу. Король Греции Георг I весь этот день, 5 (18) марта, провел в кабинете, за письменным столом: как он сам говорил, «вел военные дела» — Греция в союзе с Болгарией, Сербией и Черногорией воевала с Османской империей, еще слишком сильной, чтобы давить, но уже слишком слабой, чтобы подавлять. Война шла успешно, Турция трещала по швам. Болгары рвались к Стамбулу.
Георг готовился отпраздновать полувековой юбилей царствования — совсем уже скоро, 30 марта. В 1863 году ему досталась нищая страна, не имевшая ни стабильности, ни сил, ни веса. Георг мог поставить себе в заслугу прежде всего приращение территории — при нем Греция получила земли, сделавшие маленькое королевство вдвое больше! Но сегодня король так устал…
В сопровождении одного лишь адъютанта Георг вышел прогуляться по пустынным улицам отходящих ко сну Салоник… В короля стреляли сзади — пуля, прошив сердце и легкие, вышла через живот. Королевскому адъютанту и подоспевшим стражам порядка удалось схватить стрелявшего «Ты что натворил, урод!» — кричал полицейский офицер. Но Скинас хранил спокойствие. «У вас же есть суды, — сказал он, — там я все расскажу». Короля элинов (таков был его титул) Георга I(24.12.1845—18.03.1913) в больницу доставили уже мертвого…

Билет по истории

29 мая 1453 года прекратила свое существование 1000-летная Византия — турки взяли Константинополь, последний император Константин XI Драгас пал в бою. Сохраняя православную веру, язык, традиции, восходящие к эпохе Сократа и Аристотеля, умываясь кровью сотен тысяч жертв, греки в течение столетий боролись за свою свободу. Но луч надежды прорезал османскую тьму лишь после наполеоновских войн.
Первая Греческая республика просуществовала недолго, с 1822 по 1833 год. В 1833 грекам навязали короля — представителя баварской династии Виттельсбахов. Оттон I (1815—1867), заняв греческий престол в 17 лет, все свое почти 30-летнее правление так и оставался чужаком; в итоге в 1862 году греки изгнали его.
Лондон, Париж и Петербург подыскали для Афин нового венценосца, и тоже 17-летнего мальчика, — второго сына датского короля Кристиана IX.

«Кровь — великое дело!»

Звали парня Кристиан Вильгельм Фердинанд Адольф Георг, а фамилия его звучала так: Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург.
В XVIII веке Австрия, точнее, многоплодная династия Габсбургов, повязала родственными узами всю Европу. Даже Овидия в Вене немного «подправили»: Bella gerant aliitu felix Austrianube — «Пусть воюют другие, ты, счастливая Австрия, заключает браки!» Конечно, династические браки от войн не спасали, но…
В XIX веке роль «поставщицы» женихов и невест взяла на себя Дания.
Старший брат нашего героя, Фредерик VIII, естественно, был (в 1906—1912 гг.) королем Дании. Одна из сестер — Александра — стала супругой английского короля Эдуарда VII. Другая сестра — Дагмар (у нас, в православии, Мария Федоровна) — женой императора Александра III, матерью Николая II. Сын Фредерика VIII, т.е. племянник Георга IГреческого, в 1905 году под именем Хокон VII занял престол Норвегии. Неплохие родственные узы?
Итак, 30 марта 1863 года началось правление ГеоргаI. Современник тогда писал о нем: «Любезный, величественный, физически развитой и умственно незрелый для своего возраста». Впрочем, я бы затруднился сказать, каковы критерии «умственной зрелости» для юноши 17—18 лет, волей случая оказавшегося королем в чужой стране…
Датский принц перешел из лютеранства в православие и в 1867 году женился — тоже на православной, которая по мудреным династическим раскладам приходилась ему четвероюродной сестрой.

«Как причудливо тасуется колода»

Женой Георга I и королевой Греции стала великая княжна Ольга Константиновна (1851—1926), родная племянница императора АлександраII. В этом счастливом браке родилось восемь детей, причем трое из них связали судьбу с домом Романовых.
Александра (1870—1891) стала супругой великого князя Павла Александровича (1860—1919; убит большевиками), брата Александра III.
Николай (1872—1938) женился на великой княжне Елене Владимировне (1882—1957), племяннице Александра III, кузине Николая II. О ее родителях я подробно писал 29 ноября 2012 года.
Мария (1876—1940) вышла за великого князя Георгия Михайловича (1863—1919; убит большевиками), внука Николая I.
Старший из сыновей Георга I и Ольги Константиновны, престолонаследник Константин (1868—1923; король Греции в 1913—1917 и 1920—1922 гг.), стал супругом Софии Прусской, сестры германского кайзера Вильгельма II.
Рискую утомить вас генеалогией, но под занавес: Георг I Греческий и Ольга Константиновна — родные дедушка и бабушка принца Филиппа Эдинбургского (р. 1921), супруга нынешней королевы Великобритании Елизаветы II. Они же — родные прадедушка и прабабушка нынешней королевы Испании Софии Греческой (р. 1938), супруги короля Хуана Карлоса I.
Вот как пишет уже упоминавшийся мною Карл Сифакис о Георге I: «Его династические связи помогли Греции занять в европейской структуре такое положение, которого она при других обстоятельствах никогда бы не достигла».
Это так! Но у любой медали — две стороны. Сложнейший расклад династической «колоды» вынуждал короля Георга I ловко балансировать между часто противонаправленными интересами куда как более могущественной родни в Петербурге, Лондоне и Берлине.

Любимейший вопрос всех покушений

Георга I застрелили в самый разгар войны с Турцией, это мы уже знаем. Остается выяснить, кому крах Стамбула нужно было предотвратить любой ценой. И выясняется, что весьма многим. Как Берлин с Веной, так и Лондон с Парижем нуждались в относительно (не слишком!) сильной Турции для постоянной угрозы России с юга. Турок били болгары, но куски турецких владений ловко ухватывали греки. Естественно, между Афинами и Софией дружбы и доверия не было. Вот он и появляется, любимейший вопрос всех покушений: убийца — это одиночка (психопат, дурак, маньяк) или он орудие некого сложного заговора, инструмент в чьих-то длинных руках?
В короля Георга I стрелял некто Александрос Схинас (1870—1913), грек, анархист. На допросах Схинас молчал, хотя, говорят, его здорово били.
Официальный Петербург потребовал от своих дипломатов и разведчиков, работавших в Турции и на Балканах, детально разобраться в произошедшем: убит был родной дядя Николая II, брат вдовствующей императрицы! Активно начали собирать сведения разведки и дипломатические службы Австрии, Германии, Франции, Англии, Дании.
Немцы (Вена и Берлин) тут же заявили: «болгарский след!» — короля Греции убили по указанию из Софии. Спасая Турцию, немцы сталкивали лбами союзников.
Российская разведка пришла к иным выводам. Уже 15 марта в Петербург полетело донесение от руководителя российской агентуры в Турции: «По одним сведениям, акт этот организован партией «Иттигад» (точнее, «Иттихад ве тараки» — «Единение и прогресс», т.е. младотурки — Авт.) и рассчитан на то, чтобы виновными оказались болгары; это обострило бы неискренние отношения между ними и греками, повело бы и разрыву и дало бы возможность партии «Иттигад» выполнить взятую на себя задачу довести войну до благополучного конца. Подготовлялось убийство несколькими членами «Иттигад», выезжавшими с этой целью в Германию и Австрию и подкупившими Схинаса». Но русский разведчик считает необходимым сделать такую оговорку: «По другим сведениям, убийца болен неврастенией, которая и побудила его к преступлению, независимо от посторонних влияний…»
Как видим, и здесь оставлена возможность вытирать ту версию, какая больше нравится.

Расследование королевы Ольги

В тюрьме Схинас то молчал, то «включал дурака»; следствие топталось на месте. И тогда с убийцей мужа решила встретиться королева Ольга Константиновна. Ее вдохновлял не столь уж давний пример — в феврале 1905 года с Иваном Каляевым, убийцей великого князя Сергея Александровича (кузен и друг детства Ольги Константиновны), встретилась вдова погибшего, великая княгиня Елизавета Федоровна.
Королева и Схинас говорили с глазу на глаз несколько часов. О чем? Ольга Константиновна потом до конца своих дней хранила молчание об этой встрече.
А убийца короля на свете не зажился — 6 мая 1913 года он выбросился в окно верхнего этажа полицейского управления в Салониках. В самоубийство поверить трудно! И уже в середине 20-х годов обнаружилось, что почти все материалы по делу о гибели Георга I, включая пистолет Схинаса, исчезли. Было, впрочем, известно, что документы изучал принц Николай — вот только куда они делись потом? Как справедливо замечает современный российский историк, «всем участникам драмы было что скрывать».
Кстати, сейчас пологают, что Схинас служил лишь фигурой прикрытия, как Ли Харви Освальд в деле с Кеннеди. Роковой выстрел в спину греческого короля сделал не псих-одиночка, а профессионал — австрийский офицер, прятавшийся в темном дверном проеме одного из домов на улице Святой Троицы…

P.S.  На Ольгу Константиновну удары сыпались один за другим: в 1913 году погиб муж; в 1914 году погиб на фронте племянник, Олег Константинович (1892—1914); в 1915 умер отец Олега, любимый брат Ольги, великий князь Константин Константинович (1858—1915), знаменитый поэт и переводчик Шекспира… Целый ряд тяжких испытаний ждал ее собственных детей и внуков.
С началом Первой мировой войны Ольга вернулась в Россию и, как все женщины из августейшей фамилии, работала в госпиталях, по мере сил облегчая страдания раненых. С большим трудом вырвалась она из России, охваченной кровавой революционной фантасмагорией. Не нашлось ей места и в вечно бурлящей Греции. Умерла Ольга Константиновна, королева эллинов, 18 июня 1926 года в Риме.

"Крымское время", 7 марта 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий