Марина
ГУСАРОВА
Фото
Виталия ПАРУБОВА
Этой премьеры в Крымском академическом
русском драматическом театре имени Горького ждали давно. И дождались. В
минувший вторник на большой сцене пили, пели и плясали герои спектакля «Ох! Эти
свадьбы!».
Режиссеру-постановщику Анатолию Новикову
и его единомышленникам-актерам в ходе работы над спектаклем предстояло решить
непростую задачу: объединить одной идеей, одним сценическим замыслом две
одноактные пьесы — чеховскую сцену в одном действии «Свадьба» и картины из
феерической комедии Маяковского «Клоп».
Нет
ничего прекраснее свадьбы и нет ничего… ужаснее свадьбы. Мы и сегодня сталкиваемся
там с откровенным желанием выставить напоказ материальное благополучие,
пригласить «нужных» людей. Именно этот прогорклый налет зачастую убивает саму
суть торжества — соединение судеб любящих друг друга людей.
Увы,
в этой гротескной комедии правит бал другое чувство — расчет. Женихи — Эпаминонд Апломбов (Дмитрий Кундрюцкий) и
бывший рабочий Петр Присыпкин, а ныне Пьер Скрипкин (Владимир Крючков) даже не
пытаются скрывать: их главный интерес — приданое. Да и невесты, вознамерившиеся
во что бы то ни стало выскочить замуж — недалекая Дашенька Жигалова (Наталья
Шаповалова) и нэпманша Эльзевира Давидовна Ренессанс (Елена Сорокина) — ничем
не лучше. И молодые, и пытающиеся выгадать каждую копейку на приданом родители,
и полупьяные и обжорливые гости образуют главный собирательный образ спектакля —
пресловутое мурло мещанина. И неважно, какой век на дворе — девятнадцатый или
двадцатый, и какая власть — имперская или советская. Подчеркивают это и
декорации — свадебный стол в центре сцены стоит как скала, меняются только
детали.
Чеховская
«Свадьба». Первая мысль крутится вокруг одного: не предложат ли зрителю
«перепев» знаменитого фильма? Эраст Гарин, Вера Марецкая, Алексей Грибов,
Сергей Мартинсон, Фаина Раневская — переиграть этот звездный состав заведомо
невозможно. А если пойти другим путем? Как говорится, у вас своя «Свадьба», у
нас — своя.
Одним
из ярких дуэтов первого мини-спектакля я бы назвала «линию женихов» — теперешнего
и бывшего. Залихватский телеграфист Иван Михайлович Ять (Дмитрий Еременко) против
неутомимого охотника за деньгами Эпаминонда Максимовича Апломбова. Первый изо
всех сил веселится, скрывая досаду. Второй — упорно донимает новоиспеченную
тещу Настасью Тимофеевну (Людмила Могилева) вопросами о приданом. А вот невеста
Дашенька в интерпретации Натальи Шаповаловой, честно говоря, не слишком
впечатляет. Можно долго говорить об игре актеров — Юрия Хаджинова, сыгравшего
грека Дымбу, Владимира Курцебы в роли вездесущего Андрея Андреевича Нюнина,
посулившего хозяйке привести на свадьбу настоящего генерала, и других, но особо
хочется остановиться на двух персонажах — акушерке Змеюкиной и том самом
свадебном генерале.
Отрадно
видеть, как актер взрослеет, переходя от юношеских, «романтических» ролей к
драматическим и остросатирическим. Именно это, считаю, происходит сегодня с
одной из моих любимых актрис Крымского академического — Еленой Сорокиной. И ее
прочтение роли любительницы жесткого флирта даже после знаменитой Веры Марецкой
нисколько не вторично — чего стоит только пресловутая «атмОсфера»! Не стал
«клоном» героя знаменитого фильма Исидора Анненского и Ревунов-Караулов Виктора
Навроцкого. Это не киношный отставной капитан второго ранга с детскими глазами —
скорее, помешанный на воинском артикуле служака, искренне убежденный, что за
свадебный стол его пригласили из уважения и интереса, и жестоко разочарованный
уготованной ему ролью застольного «антуража».
Чехов
в «Свадьбе» жесток и язвителен. Маяковский в «Клопе» — плакатен и даже
несколько фантасмагоричен. Во втором действии, получившем название «Красная
свадьба», за свадебным столом смешались в кучу революционные матросы, нэпмановская
семейка Ренессанс (Юрий Хаджинов и Наталья Малыгина), переквалифицировавшийся
из рабочего в женихи Присыпкин-Скрипкин. Снуют по улицам торговцы яблоками и
пуговицами, селедкой и книгами — ну, чем не наши рыночные девяностые!
Размахивает наганом брошенная Скрипкиным беременная Зоя (Яна Мармиль), бьется
головой об клавиатуру ошалевший тапер (Андрей Пензин). А правит всем этим балом
абсурда «самородок из домовладельцев» Олег Баян (Игорь Бондзик) — то истово
размахивая красным знаменем, то распевая оперное «Пою тебе, о Гименей!».
Именно
работа Игоря Бондзика, мне думается, достойна отдельного рассказа. Олег Баян — домовладелец,
переквалифицировавшийся в массовика-затейника, вовсе не однозначен и не
примитивен. Превращение свадьбы в некий театр абсурда — это его месть за разрушение
привычного мира, презрение «бывших» и к революционному идиотизму, и к
нэпмановскому жлобству.
Помогла
мне «Красная свадьба» открыть для себя и еще одного актера — Антона Навроцкого.
Подобно Елене Сорокиной, сын любимца крымских театралов Виктора Навроцкого на
этот раз пробует себя в сатирическом образе. И пробует успешно. Его Посаженный
отец в подшитых кожей галифе, истеричный красный командир, размахивающий шашкой
по поводу и без повода — еще один яркий персонаж родом «из двадцатых».
Несмотря на
узнаваемый исторический аспект, «Свадьбы» — спектакль современный. Не верите?
Тогда попробуйте вспомнить последнюю свадьбу, на которой вы были, вспомните перепившихся
гостей, споры о том, кто и сколько вложил в праздничное застолье, разбитных
дамочек, флиртующих со всеми подряд, специально приглашенных «нужных» людей, женихов,
польстившихся на приданое, невест, которым приспичило замуж… Обывательский быт не
исчез — просто сменил личину на более современную. И, чтобы окончательно не
запутаться в этой паутине, нужно ежедневно по капле выдавливать из себя жлоба. А
кто поможет нам в этом? Конечно, «Ох! Эти свадьбы»!
"КВ" № 25 от 7 марта 2013 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий