В редакции "КВ" гостей встречают радушно
Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото автора
Сегодня он, заслуженный деятель искусств
Российской Федерации, действительный член Киноакадемии РФ, член Гильдии кинорежиссеров
России, живет и работает в Москве. В Крым вырвался ненадолго, успел побывать в
Ялте, вдохнуть морского воздуха — и назад. И только в Симферополе он сделал
небольшую остановку, чтобы заглянуть в редакцию «Крымского времени» и ответить
на вопросы журналиста. Итак, гость редакции, бывший генеральный директор Ялтинской
киностудии Валерий ПЕНДРАКОВСКИЙ.
Во главе Ялтинской киностудии
— Валерий Юрьевич, Вы несколько
лет не бывали в Крыму. Почувствовали изменения? Что впечатлило, что огорчило,
что порадовало?
— Крым — это моя молодость, здесь я
заканчивал школу, здесь жила моя первая любовь, здесь, на Ялтинской киностудии,
я заболел кинематографом, как тогда важно говорили. Поэтому я не объективен: для
меня, чем меньше изменений, тем лучше. Единственная, но самая большая обида на
нынешнее время — то, что Крым стал гораздо менее уютным. Я много раз бывал в
Италии, Греции и каждый раз внутренне досадовал. Вот такая же роскошная
природа, как в Крыму, похожий ландшафт и климат, но почему в Крыму следы деятельности
жителей, их жилища, их материальная среда обитания так не красивы?! А тут, в Средиземноморье,
всё так гармонично. Нет ответа!...
— Были ли Вы
на месте, где находилась Ялтинская киностудия? Ваше впечатление?
— Мне тяжело будет увидеть студию в
её теперешнем состоянии, и поэтому я всячески избегаю свидания с ней.
— Встречаетесь
ли Вы со своими коллегами по бывшей работе? Чем они занимаются теперь?
— Встречаюсь… Большинство из них со
светлой грустью вспоминают последний счастливый период жизни Ялтинской киностудии
с 2000 по 2006 год. Мне это, конечно приятно, но и очень горько — я понимал,
когда уходил, что не могу изменить логику времени, что этот расцвет — перед
гибелью, поэтому и ушёл.
Многие из моих бывших коллег уже в том
возрасте, когда живут прошлым. Те, кто моложе, в одиночку пытаются работать в
московских съёмочных группах. Есть даже те, у кого это получается. Но их немного…
— Прочел в Википедии, что в конце
семидесятых Вы работали ассистентом и вторым режиссером на Ялтинской
киностудии. Затем после окончания режиссерского факультета ВГИКа трудились режиссером
и сценаристом. В 1999 году были назначены генеральным директором «Ялта-фильм»,
а с 2000 по 2005 год работали гендиректором ЗАО «Ялтинская киностудия». Кому
как не Вам знать, что же произошло с киностудией?
— С развалом страны, еще до моего прихода на
директорскую должность, начался и развал Ялтинской киностудии. Произошел
бандитский передел собственности. Студия попала под «пригляд» известной
криминальной структуры. И погрязла в долгах.
В 1998 году студия должна была своим работникам, коммунальным службам, бюджету
в качестве налогов порядка полумиллиона долларов. А в бюджете Крыма не было
денег на ее содержание. В итоге началась опись недвижимости студии. На торги за
бесценок выставлялись здания и сооружения. «Структуры» выстроились в очередь за
собственностью, находящейся на лакомой земле. Землеотвод у студии оформлен не
был, а значит, по закону вместе со зданиями должна была уйти и земля
киностудии.
— И всё же тогда Ялтинскую киностудию удалось
спасти?
— Да, и это во многом заслуга тогдашнего министра
культуры АРК Михаила Голубева (ныне — председателя
правления РКЦ — авт.). Михаил Михайлович узнал, что
единственный штатный кинорежиссер студии работает в Москве. Этим режиссером был
я. Через меня крымские власти связались с Александром Голутвой, тогда — председателем
Комитета РФ по кинематографии. Вскоре был подписан договор о сотрудничестве и
создании на базе киностудии совместного предприятия с участием смешанного
государственного и частного капиталов Украины, Крыма и России. Прямых бюджетных
вливаний со стороны России в Ялтинскую киностудию не ожидалось, но предполагалось
финансирование кинопроектов.
— Опять же прочел
в интернете, что за пять лет, когда Вы были гендиректором Ялтинской киностудии,
удалось снять более тридцати фильмов. Причем вы работали «по-белому», платили
большие налоги, а оборот студии достигал 1,5 миллиона долларов в год. И все же по
окончании контракта Вы решили уйти. Почему?
— Правильные сведения… А почему я ушел? К 2005 году,
году окончания моего контракта, вокруг студии сложилась непростая ситуация. На
Украине «сделали» президентом Виктора Ющенко и статус-кво со «структурами»
закачался. На студию с проверками о правильности создания предприятия зачастили
разные надзорные ведомства — по уплате земельного налога, за участок «под
строительство дома для работников киевских силовых структур» — мы вам другой
участок, а вы нам этот, с вопросами: «А почему у вас русские инвесторы?»… И так
далее и тому подобное. Но главное -то, что в Крыму на рынке предоставления
услуг съемочным группам появился новый игрок с названием, украденным у
ликвидированной государственной студии, — «Ялта-фильм».
Состоялся большой разговор на Совете
директоров студии. Руководство банка проинформировало меня о том, что никаких
новых инвестиций не будет. Даже те несколько миллионов долларов, которые были
вложены в студию, оказались под угрозой очередного «наезда». Мне предложили
довольствоваться тем, что есть. Я понимал, что это начало конца студии и сгоряча
наговорил руководителям банка обидных слов. Мои отношения с инвесторами на этом
закончились. Я до сих пор считаю, что был прав по сути, но, может быть, не
слишком прав по форме…
Вернуться в Крым?
— Не возникает
ли у Вас желание вернуться в Крым и поработать в качестве режиссера?
— Это зависит от того, как звёзды
станут. Я всегда считал и считаю: никогда не говори «никогда». Но я в свое
время попрощался с Крымом фильмом «Полное дыхание». К слову, на этом фильме
моим помощником работал ваш коллега, бывший журналист «Крымского времени»
Дмитрий Волокитин.
— Статья
Дмитрия о том, как ему работалось у Вас, выходила на страницах «КВ»... А не появлялось
ли идея создать и возглавить в Крыму собственную киностудию?
— Я не люблю самодеятельность во
всех её проявлениях. Я слишком хорошо знаю, как надо. Для этого нужно много длинных
денег, но таких денег никто не даст, да и кино теперь не кино, а «контент», как
говорил в крымских СМИ мой последыш — Дмитрий Таран, будучи директором
Ялтинской киностудии в период её кончины.
— Хотели бы
Вы устроить фестиваль своих фильмов в Крыму? Как на большом экране, так и на
ТВ?
— Хотел бы. Но кто организует? Я
готов бесплатно дать фильмы (а их 12) и приехать бесплатно.
— Отлично.
Перешлю наше интервью министру культуры АРК. А как Вы относитесь к демонстрации
зарубежных фильмов в Крыму (на большом экране) на украинском языке?
— Что Вы
скажете о развитии кинопроизводства на Украине?
— Если я скажу правду, вы это не
опубликуете. Так и оставьте, пожалуйста.
Назад, в Россию
— Хорошо. Поговорим о российском
кинопроизводстве. Насколько я знаю, там тоже не всё гладко?
— Апогей производительности
российского кино был в 2004-2005 году. Снималось 130 фильмов. Сейчас вполовину
меньше.
Хитрые продюсеры перехитрили сами себя, когда
с десяток из них, самых ушлых, решили, что они лучше других и в первую очередь
должны получать деньги от государства на производство. Они организовали для
себя «Фонд кино», раскололи тем самым государственною поддержку кинематографа
надвое (Министерство культуры и Фонд кино), и теперь никто не может ничего понять
в этом двоевластии, но зато коррупционная составляющая, к радости возросшего
числа чиновников, заметного выросла.
— Правда ли, что до большого экрана доходит
лишь крошечный процент кинофильмов? Какова судьба остальных картин?
—
Правда. Только около 15 процентов снятых в России фильмов доходит до широкого
зрителя. Режиссёры и продюсеры остальных фильмов сами смотрят своё кино и сами
радуются. Зато на производстве фильма они уже заработали!
— Каков
процент фильмов, снятых в России по госзаказу, и сколько картин снимают на
деньги «частников»?
— На деньги «частников» снимается не
больше 10 процентов картин. Гораздо больший процент фильмов снимается с долевым
участием частного и государственного капитала. Но это такая тёмная сторона
кинопроцесса, что правды о реальной доле «частников» в российском
кинопроизводстве никто не скажет.
— Есть ли
цензура в российском кино?
— К сожалению, нет.
— Что мешает, а что способствует
развитию российского кино?
— Российский прокат — это придаток
американского, как, впрочем, и экономика России — во многом придаток
американской. Это и мешает. И ничего не способствует, кроме энтузиазма людей,
которые или заболели кинематографом, или до сих пор не могут излечиться, как я.
— Если
неизвестный автор не входящий «в круг избранных» напишет хороший сценарий, есть
ли шанс, что этот сценарий дойдёт до режиссёра? Как поступать авторам (не
жителям России) чтобы продвигать свои сценарии?
— Сценарий невозможно написать в
отрыве от режиссёра, или не «поварившись» лет пять-десять в супе под названием «кинопроизводство».
Да и готовых сценариев не существует. Сценарии не пишутся, а дописываются.
Другое дело — идеи, истории, характеры, из которых можно сделать фильмы. Вот с
этим можно обращаться и к режиссёрам, и к продюсерам.
— Сегодня Вы покидаете Симферополь и
возвращаетесь в Москву. Изменилась ли на Ваш взгляд крымская столица, и если
да, то в какую сторону?
— Я снял фильм «Два товарища» о «взрослении»
в Симферополе — таким он остался в моей памяти. А теперь я ловлю себя на
ощущении, что я всё время ищу в теперешнем городе приметы того, старого
Симферополя. Поэтому моё мнение оставлю при себе.
"Крымское время" №27, от 14 марта 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий