вторник, 11 июня 2013 г.

Младшая Эдда



Игорь АЗАРОВ
  
   «По крайне мере двенадцать лет (т.е. с 1933 по 1945, годы гитлеровской диктатуры. — Авт.) я прожил по-человечески», — заявил в Нюрнберге, возглавив список главных военных преступников, ее отец. Делит ли она свою жизнь на «человеческую» и какую-то иную? Она, родившаяся 2 июня 1938 года, ровесница Владимира Высоцкого и Челентано, как она хранила и хранит в памяти свою жизнь от рождения и до конца апреля 1945 года, когда мир для ее семьи просто перевернулся? Рейх рухнул, когда ей было без малого 7 лет: слишком мало, чтобы понимать, но достаточно, чтобы запомнить… Она, например, помнит, как Адольф Гитлер привозил ей на Рождество лакричные конфетки…
   Я работал над этим материалом 2 июня.  В этот день исполнилось 75 лет Эдде Геринг — дочери рейхсмаршала, преемника фюрера, «наци №2». О смерти Эдды сообщений не имеется, значит, она живет — там, в Мюнхене, в маленькой (по немецким меркам) квартирке на Тенгштрассе, на пятом этаже типового панельного дома в спокойном районе Лехель.
   Квартирка превращена в музей. Чей музей, как вы полагаете?

 

   «Я до сих пор чувствую глубокую любовь к своим родителям. Благодаря любви и заботе родителей у меня было счастливое детство. Мой отец трогательным образом заботился обо мне. Он остался в моей доброй памяти…»
Из интервью Эдды Геринг западногерманскому журналу «Квик», 1986 год.

***

   1938 — очень важный год для семейства Геринг.
   12 января Герман Вильгельм Геринг, второй человек в рейхе, но еще не рейхсмаршал, отметил свое 45-летие; чуть позднее, 24 марта, 45-летие отметила и его супруга Эмма, урожденная Зоннеман.
   В феврале Геринг принял самое деятельное участие в так называемом «деле Бломберга-Фрича», в ходе которого нацисты без особых усилий сломили ростки генеральской оппозиции в вермахте. Тут Герингу пришлось довольствоваться лишь частичной победой — верховным главнокомандующим Гитлер сделал не его, а самого себя. Но «железный Герман» 4 февраля получил регалии фельдмаршала. В феврале же фрау Эмма Геринг стала членом нацистской партии (НСДАП), причем любящий супруг расстарался, и Эмма получила партбилет с престижным («ветеранским») номером 744606. А фюрер в качестве любезного подарка внес за Эмму Геринг партийные взносы на год вперед.
   В марте Германия поглотила Австрию — Европа молчала. Всей операцией по телефону (!) руководил Герман Геринг; справился он неплохо, фюрер был доволен.
Геринг с триумфом проехал по вновь присоединенным землям. «У нас имеются большие планы для Австрии, — заявил он австрийцам. — Будут построены новые электростанции, дороги, заводы, появятся новые отрасли промышленности, будут проведены и социальные мероприятия. Мы ликвидируем безработицу. Но пришло время забыть ваш «гемютлихкайт». Теперь вы должны упорно работать!»
«Гемютлихкайт» — словечко в баварском и австрийском диалектах немецкого языка, нечто вроде «благодушного состояния беззаботных людей». Сам Геринг свой «гемютлихкайт» изжил лишь на скамье подсудимых, а в 1938 году он уже жил, как феодальный владыка. «Мой домик в Оберзальцберге не сгодился бы Герману даже для сторожки», — как-то заметил фюрер.

***

   «Теперь вы знаете, что я ощущаю… Я очень любила его, и нельзя ожидать, что я хоть в какой-то мере буду судить его. Он был мне хорошим отцом, и мне его всегда не хватало. Это все, что вам необходимо знать».
Из интервью Эдды Геринг американскому журналисту Джеральду Познеру.

***

   Итак, вот оно, главное событие 1938 для семьи Геринг:
2 июня на свет появилась наша героиня — Эдда. Не забудем, Эмме перевалило за сорок, до Эдды она не рожала, беременность очень вымотала ее. Рядом с Эммой Геринг постоянно были сестры мужа — Хельга Рагель и Паула Хюбер, приехала и Эльза, сестра самой Эммы. Почти постоянно рядом была лучшая подруга — актриса Эбба Йоханнсен. Общее командование осуществляла Силли Ваховьяк — будущая нянька. Свое кредо она высказала просто: «Меня не заботит, унаследует ли этот ребенок тысячелетний рейх или же мир, — прежде всего он доложен родиться, и будущая мать сейчас нуждается лишь в одном: в спокойствии!»
   Все, конечно, ждали мальчика. Родилась девочка. Но Герман Геринг, грезивший о наследнике, увидев малышку, разрыдался от счастья.

***

   По случаю рождению дочери Герман Геринг собрал в Берлине всю родню — почти двести человек. Малышку и ее родителей засыпали подарками. Город Кельн, например, преподнес Герингам «Мадонну» работы Лукаса Кранаха (1518 год) — предмет долгих судебных тяжб после войны. Ну, допустим, вы получаете на день рождения «Троицу» Андрея Рублева из «Третьяковки» — в таком сопоставимом масштабе…
   Одних только телеграмм со всех концов мира поступило 628.000!

***

   Странное имя — Эдда. Такое имя носила дочь Муссолини, ставшая в замужестве графиней Чиано. Супруги Чиано были желанными гостями в доме Герингов. Но в 1944 году тесть велел расстрелять зятя — граф Чиано предал Муссолини, и «старшая Эдда» сразу стала врагом для четы Геринг. Тогда родилась версия, что ребенка хотели назвать Эбба, в честь матушкиной ближайшей подруги Эббы Йоханнсен. Герингу имя показалось несколько неуклюжим — и появился вариант: Эдда.

***

   О том, что Геринг — импотент, шушукались все, да и он сам признавал, что после тяжелого ранения в пах во время «пивного путча» имеет проблемы «по этой части».
   Естественно, сразу поползли слухи, что Эдда — не дочь Германа Вильгельма Геринга.
В 1950 году Эмму и Эдду Геринг навестил Вилли Фришауэр, собиравший материал для биографии Германа Геринга (лучшей, на мой взгляд). Он пишет: «Я близко познакомился с ребенком, и она понравилась мне. Схожесть этой нервной, привлекательной девочки с ее покойным отцом была настолько впечатляющей, что для старых слухов не оставалось какой-либо почвы».
   Сплетни очень ранили Геринга. Когда один из известных артистов легкого жанра заявил, что фраза Гамлета «Быть или не быть?» в Германии звучит двусмысленно, шутника отправили в концлагерь. Надо пояснить: по-немецки «Быть или не быть?» звучит так же, как «Его или не его?»
   Когда ветеран партии, гаулейтер Франконии Юлиус Штрейхер начал публично заявлять, что Эдда — «ребенок из пробирки», а Геринг не мужчина, оскорбленный папаша добился того, что Штрейхер лишился поста гаулейтера!

***

   «Если бы папочка не стал политиком, и мы могли бы быть вместе… Если бы он стал владельцем шоколадной фабрики, как мой дед…»
Эдда Геринг в 1960 г.
   Отец ее матери, Эммы, действительно был хозяином шоколадной фабрики.

***

  
Эдда Геринг росла принцессой. Ее крестным был сам Гитлер… Сначала ее семью арестовали свои же, отряд эсэсовцев, когда Герман Геринг попытался потянуть одеяло на себя и (очень робко) отодвинуть от власти Гитлера. Это было 23 апреля 1945 года в Оберзальцберге. Фюреру оставалась неделя жизни, сам рейх висел на волоске… Через несколько дней Геринга и его окружение освободители орлы из Люфтваффе. И Геринг поехал сдаваться американцам…
   Эдда с матерью навещали его в тюрьме. За два часа перед казнью, 16 октября 1945 года, Герман Геринг принял цианистый калий. «Маршалов не вешают», — написал он посмертной записке.
   Эмма и Эдда мыкались по случайным пристанищам, побывали и в тюрьме… Лишь в начале 60-х они смогли осесть в Мюнхене. Эдда блестяще закончила школу, два семестра проучилась на юридическом факультете, но наука не понравилась: «Для меня это было слишком сухо».
   Долгие годы дочь рейхсмаршала работала в лаборатории при больнице, официально ее должность именовалась «медицинско-технический ассистент». Она не вышла замуж. Эмма Геринг (тоже дата) умерла 8 июня 1973 года. В 1967 году вдова нацистского преступника издала мемуары — «Жизнь с моим мужем», никакой исторической или литературной ценности эта писанина не представляет.
   Эдда не писала ничего. Ее общение с журналистами и прочими любопытствующими было во многом вынужденным. Она сторонилась политики, сторонилась близких отношений с кем бы то ни было.

***

   В 1960 году западногерманский журналист Норберт Леберт издал цикл материалов о детях бывших нацистских бонз под общим заголовком «Ибо ты носишь имя мое».
Через сорок лет, на пороге XXI века, его сын, Стефан Леберт, решил проделать ту же работу. В 2005 году записки обоих Лебертов («Судьбы детей известных нацистов. В плену своих имен») увидели свет на русском языке.
   Показательно — дочь Геринга отказалась общаться с младшим Лебертом. Можно представить, как ей все эти разговоры осточертели!
   С трудом скрывая досаду, Леберт пишет: «Я не могу сказать, что сильно огорчился из-за того, что эта встреча не состоялась. Мне надоело разговаривать с людьми, которые настолько плотно закрыли дверь, что не хочется даже стучаться…»
   Это написано после того, как он все-таки «стучался» и получил от ворот поворот…


"Крымское время"№59 от 6 июня 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий