Наталья КИСЕЛЁВА
В преддверии курортного сезона каждый год как по
команде то там, то сям можно услышать разговоры о том, что Россия через свои
средства массовой информации только и делает, что занимается антирекламой Крыма.
Об этом говорят как представители крымского туристического бизнеса, так и
некоторые чиновники. А Россия живёт своей собственной жизнью, в которой Крыму
места почти нет. По крайней мере, находясь несколько дней в Москве, мне не
удалось увидеть на российских телеканалах ни одного крымского сюжета. Ни
позитивного, ни негативного.
Когда-то ещё в 90-х пригласили
меня поучаствовать в круглом столе, посвящённом проблемам курортного сезона в
Крыму. Устраивали его представители нашего туристического бизнеса и не менее
туристических изданий. Предвидев, что обязательно прозвучит старая песня о
главном — как Россия в своих СМИ занимается антирекламой Крыма — заранее открыла
несколько украинских и крымских газет и собрала из них заголовки статей один
другого страшнее.
Круглый стол начался с
перечисления проблем, но плавно скатился к традиционным обвинениям в срыве
курортного сезона Москвы, России и российских журналистов. Ну, почти по
Губерману:
За всё на евреев найдется
судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя.
За то, что она промахнулась.
Только на круглом столе в
роли евреев выступало соседнее государство.
Дошла очередь и до меня. Своё
выступление начала с зачитывания отобранных заглавий газетных материалов.
Озвучив все, поинтересовалась: «Как вы думаете, в каких газетах я собрала эти
заголовки?» В ответ раздался хор голосов: «В российских!»
Вы бы видели эту немую сцену,
когда «обвинители» услышали, что они ошиблись…
«КВАРТАЛЬНЫЕ» ПОДКОВЫРКИ БЕЗ ВСЯКОГО ЮМОРА
Вернувшись из Москвы в Крым,
в своём электронном почтовом ящике обнаружила письмо от знакомого с таким
комментарием: «Антиреклама Крыму и немного русофобии!» На этот раз антирекламу
в одной из серий мульфильма «Сказочная Русь» сварганили записные украинские
юмористы из «95-го квартала».
Честно признаюсь, что за
творчеством вездесущих «квартальных» я не слежу, поэтому информацию об этом
многосерийном «шедевре» пришлось искать в интернете, который услужливо сообщил,
что «Сказочная Русь» — это политический мультсериал, в котором украинские
политики представлены в виде сказочных героев. Имена конечно немного изменили,
но в каждом без труда легко узнать того или иного служителя народа. Снят
студией «Квартал – 95» в своей характерной манере тонкого юмора с подковыркой».
Одна из свеженьких серий
этого анимационного продукта от многостаночников из «95-го квартала» посвящена
курортному сезону.
Украинские политики — герои
мультфильма, почему-то называющегося «Сказочная РУСЬ», — собираются на летний
отдых. Турцию забраковали, когда узнали, что поездка туда каждому из них
обойдётся в тысячу золотых, и поехали в Крым. Здесь их встретил мультперсонаж с
лицом Путина, заявивший, что за пляжи придётся платить. Герои мультсериала с
лицами украинских политиков удивились, как так, если пляжи украинские. На что герой
мульфильма в образе Путина им сообщил, что пляжи взяты (Россией) в аренду,
чтобы потом сдавать их в аренду (украинцам), но уже в пять раз дороже.
- Подождите, это же грабёж! —
возмутился мультперсонаж с лицом Януковича.
- Нет, всего лишь внешняя
политика, — ответил мульперсонаж с лицом Путина.
А вот ещё парочка диалогов
мультяшных героев с лицами Путина и Януковича:
- Если будете плавать, прошу
вас туда не заплывать.
- Почему?
- Там наши лодки и надувные
матрасы.
- А что они там делают?
- Стоят на якоре. По
договору. До 2042 года.
- Ёлки-палки! Послушайте, но
мы ж можем как-нибудь договориться.
- Давайте 500 золотых и
договорились.
***
- Если будете выходить на
яхте в море, пожалуйста, оплатите это.
- Что это?
- Таможенный сбор.
- А можно так, чтоб не
платить?
- Можно, но тогда вступайте в
таможенный союз или платите 500 золотых.
- Да шо ж такое…
В общем, отдых в Крыму
обошёлся каждому из украинских политиков в три тысячи золотых, что очень их
возмутило и привело к решению впредь отдыхать в Турции:
Порешили, так и быть,
лучше в Турции тусить.
Если сдали дом в аренду,
что теперя говорить.
Эту сказку каждый помнит —
стар и молод, так сказать,
тот, кто сильно экономит,
платит вдвое, вашу… рать.
На каждой минуте просмотра я
ждала, в каком месте надо будет смеяться. Как в старом анекдоте об
одесском портном, которому тучная дама заказала платье «в талию»? Сняв мерку (140–140–140)
он недоуменно спросил: «Мадам, где будем делать талию?»
Но серия
закончилась, а обещанного «тонкого юмора
с подковыркой» мне обнаружить так и не удалось. Может быть, он настолько истончился,
что остались одни «подковырки».
Да, уж. Недаром говорится, что
всё хорошо в меру. Этой меры «квартальные», по-моему, не знают, потому как в
украинском шоу-бизнесе их уже больше, чем марксизма-ленинизма в советских
учебниках по марксистско-ленинской философии.
Кстати, приведу парочку отзывов
крымчан, посмотревших эту серию:
·
Александр Н.:
«Да, исписАлись авторы-юмористы "95-го квартала", видно юмор иссяк.
Сплошные повторы и штампы. Уже и до вранья докатились, будто Россия арендовала
ВЕСЬ КРЫМ и сдаёт его Украине в субаренду втридорога. Чего только не придумают,
отрабатывая политический заказ хозяев. Не ожидал от них такого холуйства».
·
Андрей Л.: «Да
нет, здесь намёк на причину всех крымских бед — русских в Крыму много (аренда
России), поэтому так всё плохо… Какая там свобода творчества…»
Действительно. Не знаю, как
там со «свободой творчества» в других сериях, но в этой очень похоже, что
«свободу» оплатили турагентства, торгующие путёвками в Турцию.
В ЧЁРНЫХ КРАСКАХ
Кстати, не обнаружив в
российских СМИ антирекламы Крыму, я решила повторить давний эксперимент, но
теперь уже не с газетами, а интернетом. В поисковике новостей задала слово
«Крым» и стала читать заголовки. Сразу бросилось в глаза, что чаще всего
заголовки с негативным подтекстом или контекстом встречаются на ресурсе под
названием «Вести». «О!» — подумалось, всё-таки есть российское агентство,
постоянно занимающееся распространением плохих новостей о Крыму. И каково же
было моё удивление, когда эти «Вести» оказались не российскими, а украинскими.
Вот всего лишь несколько
заголовков новостей (более-менее туристической направленности) с этого и других
украинских информационных сайтов:
·
«Под Симферополем
туристов просят не попадать под выстрелы танков»
·
«В Крыму ввели
сбор за фотоохоту и прогулки на велосипеде»
·
«В поездах,
едущих в Крым, россиянам продают фальшивую красную икру»
·
«В Крыму
нашествие воров в законе»
·
«Россиян ограбили
на въезде в Крым»
·
«В Крыму выявили
детские пожароопасные санатории»
·
«В Крыму похитили
гражданина США»
·
«Крым стал не по
карману украинцам»
·
«Треть пляжей в
Крыму работает без разрешения СЭС» и тому подобное
Я ни в коем случае не считаю,
что журналисты должны описывать действительность исключительно в радужных
тонах! Но ведь и не только в чёрных красках?!
И речь даже не о выборе палитры, а о
подаче материала. Как, скажите, пожалуйста, можно прочитать такой заголовок: «В Евпатории перекрыли улицы для туристов»?
Если по-русски, то получается негатив, а на самом деле, оказывается,
позитив, так как в Евпатории ради свободного передвижения пешеходов несколько
улиц сделали пешеходными, перекрыв движение автомобилям.
Но это ещё
цветочки. Приз читательских антипатий я бы отдала Алёне Пименовой —автору
статьи с громким названием «По дороге в
Крым гибнут водители и пешеходы». Эта корреспондент газеты «В гору»,
выходящей под девизом: «Высока журналiстика»,
написала свой опус по материалам пресс-службы
УГАИ УМВД в Херсонской области.
Читателей пани Пименова заманивает
таким предисловием: «Лето, пора отпусков. Люди массово ринулись к морскому
побережью. В Крыму сейчас горячая пора. Поэтому трассы, ведущие на
полуостров, перегружены машинами с туристами из разных уголков страны».
Далее идёт описание первого ДТП: «Вечером
прошлой среды на трассе Херсон–Джанкой–Феодосия–Керчь иномарка с прицепом
врезалась в КАМАЗ. Три пассажирки иномарки попали в больницу».
С какого перепугу эта журналистка
решила, что иномарка или КАМАЗа направлялись в Крым, для меня осталось тайной
за семью печатями. Как, впрочем, и все остальные случаи ДТП, произошедшие на
прошедшей неделе в Херсонской области: сбитый на 27-м километре пешеход;
попавшая под колёса школьница в посёлке Новая Маячка Цюрупинского района;
водитель, врезавшийся в электроопору в селе Дудчаны Нововоронцовского района;
водитель перевернувшегося в Нижнесерогозском районе мопеда; 50-летний водитель,
съехавший в кювет в Голопристанском районе и т.п.
Скажите, пожалуйста, какое отношение
эти дорожно-транспортные происшествия имеют к нашему полуострову? Наверное,
пани журналистка, увидев в сводках ГАИ «реперные» пункты автодороги М–17 (Херсон–Джанкой–Феодосия–Керчь), решила, что все, кто
появляется на ней на машинах или пешком, обязательно следуют в Джанкой,
Феодосию или Керчь? А может, Алёнушка уверена, что ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В КРЫМ?
Ну, допустим даже, что
представительница издания, позиционирующего себя в качестве эталона «высокой
журналистики», почему-то решила, что все водители Херсонской области массово
поехали в Крым, но пешеходы тут причём? Они что ли на своих двоих в Крым
добираются? Ведь именно так и выходит из заголовка этой, с позволения сказать,
высокой журналистики: «По дороге в Крым гибнут… пешеходы».
Получается почти по Гоголю,
сочинившему шутливые куплеты про своих крепостных слуг: «И с Матрёной наш Яким
потянулся прямо в Крым».
Но вряд ли нынешние работники пера
знают такие подробности из жизни Николая Васильевича, которому его приятель
накануне курортного сезона 1850 года советовал: «ПО МНЕ, ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ ВЫЕЗЖАТЬ ЗА ГРАНИЦУ, ЛУЧШЕ ВСЕГО В КРЫМУ!»
Крымское время, №67 от 27
июня 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий