пятница, 28 июня 2013 г.

Не так страшен Крым, как его малюют



Наталья КИСЕЛЁВА

В преддверии курортного сезона каждый год как по команде то там, то сям можно услышать разговоры о том, что Россия через свои средства массовой информации только и делает, что занимается антирекламой Крыма. Об этом говорят как представители крымского туристического бизнеса, так и некоторые чиновники. А Россия живёт своей собственной жизнью, в которой Крыму места почти нет. По крайней мере, находясь несколько дней в Москве, мне не удалось увидеть на российских телеканалах ни одного крымского сюжета. Ни позитивного, ни негативного.



Когда-то ещё в 90-х пригласили меня поучаствовать в круглом столе, посвящённом проблемам курортного сезона в Крыму. Устраивали его представители нашего туристического бизнеса и не менее туристических изданий. Предвидев, что обязательно прозвучит старая песня о главном — как Россия в своих СМИ занимается антирекламой Крыма — заранее открыла несколько украинских и крымских газет и собрала из них заголовки статей один другого страшнее.
Круглый стол начался с перечисления проблем, но плавно скатился к традиционным обвинениям в срыве курортного сезона Москвы, России и российских журналистов. Ну, почти по Губерману:
За всё на евреев найдется судья. 
За живость. За ум. За сутулость. 
За то, что еврейка стреляла в вождя. 
За то, что она промахнулась.

Только на круглом столе в роли евреев выступало соседнее государство.
Дошла очередь и до меня. Своё выступление начала с зачитывания отобранных заглавий газетных материалов. Озвучив все, поинтересовалась: «Как вы думаете, в каких газетах я собрала эти заголовки?» В ответ раздался хор голосов: «В российских!»
Вы бы видели эту немую сцену, когда «обвинители» услышали, что они ошиблись…

«КВАРТАЛЬНЫЕ» ПОДКОВЫРКИ БЕЗ ВСЯКОГО ЮМОРА
Вернувшись из Москвы в Крым, в своём электронном почтовом ящике обнаружила письмо от знакомого с таким комментарием: «Антиреклама Крыму и немного русофобии!» На этот раз антирекламу в одной из серий мульфильма «Сказочная Русь» сварганили записные украинские юмористы из «95-го квартала». 
Честно признаюсь, что за творчеством вездесущих «квартальных» я не слежу, поэтому информацию об этом многосерийном «шедевре» пришлось искать в интернете, который услужливо сообщил, что «Сказочная Русь» — это политический мультсериал, в котором украинские политики представлены в виде сказочных героев. Имена конечно немного изменили, но в каждом без труда легко узнать того или иного служителя народа. Снят студией «Квартал – 95» в своей характерной манере тонкого юмора с подковыркой».
Одна из свеженьких серий этого анимационного продукта от многостаночников из «95-го квартала» посвящена курортному сезону.
Украинские политики — герои мультфильма, почему-то называющегося «Сказочная РУСЬ», — собираются на летний отдых. Турцию забраковали, когда узнали, что поездка туда каждому из них обойдётся в тысячу золотых, и поехали в Крым. Здесь их встретил мультперсонаж с лицом Путина, заявивший, что за пляжи придётся платить. Герои мультсериала с лицами украинских политиков удивились, как так, если пляжи украинские. На что герой мульфильма в образе Путина им сообщил, что пляжи взяты (Россией) в аренду, чтобы потом сдавать их в аренду (украинцам), но уже в пять раз дороже.
- Подождите, это же грабёж! — возмутился мультперсонаж с лицом Януковича.
- Нет, всего лишь внешняя политика, — ответил мульперсонаж с лицом Путина.
А вот ещё парочка диалогов мультяшных героев с лицами Путина и Януковича:

- Если будете плавать, прошу вас туда не заплывать.
- Почему?
- Там наши лодки и надувные матрасы.
- А что они там делают?
- Стоят на якоре. По договору. До 2042 года.
- Ёлки-палки! Послушайте, но мы ж можем как-нибудь договориться.
- Давайте 500 золотых и договорились.
***
- Если будете выходить на яхте в море, пожалуйста, оплатите это.
- Что это?
- Таможенный сбор.
- А можно так, чтоб не платить?
- Можно, но тогда вступайте в таможенный союз или платите 500 золотых.
- Да шо ж такое…

В общем, отдых в Крыму обошёлся каждому из украинских политиков в три тысячи золотых, что очень их возмутило и привело к решению впредь отдыхать в Турции:
Порешили, так и быть,
лучше в Турции тусить.
Если сдали дом в аренду,
что теперя говорить.
Эту сказку каждый помнит —
стар и молод, так сказать,
тот, кто сильно экономит,
платит вдвое, вашу… рать.
На каждой минуте просмотра я ждала, в каком месте надо будет смеяться. Как в старом анекдоте  об одесском портном, которому тучная дама заказала платье «в талию»? Сняв мерку (140–140–140) он недоуменно спросил: «Мадам, где будем делать талию?»
Но серия закончилась, а обещанного «тонкого юмора с подковыркой» мне обнаружить так и не удалось. Может быть, он настолько истончился, что остались одни «подковырки».
Да, уж. Недаром говорится, что всё хорошо в меру. Этой меры «квартальные», по-моему, не знают, потому как в украинском шоу-бизнесе их уже больше, чем марксизма-ленинизма в советских учебниках по марксистско-ленинской философии. 
Кстати, приведу парочку отзывов крымчан, посмотревших эту серию:
·        Александр Н.: «Да, исписАлись авторы-юмористы "95-го квартала", видно юмор иссяк. Сплошные повторы и штампы. Уже и до вранья докатились, будто Россия арендовала ВЕСЬ КРЫМ и сдаёт его Украине в субаренду втридорога. Чего только не придумают, отрабатывая политический заказ хозяев. Не ожидал от них такого холуйства».
·        Андрей Л.: «Да нет, здесь намёк на причину всех крымских бед — русских в Крыму много (аренда России), поэтому так всё плохо… Какая там свобода творчества…»
Действительно. Не знаю, как там со «свободой творчества» в других сериях, но в этой очень похоже, что «свободу» оплатили турагентства, торгующие путёвками в Турцию.

В ЧЁРНЫХ КРАСКАХ
Кстати, не обнаружив в российских СМИ антирекламы Крыму, я решила повторить давний эксперимент, но теперь уже не с газетами, а интернетом. В поисковике новостей задала слово «Крым» и стала читать заголовки. Сразу бросилось в глаза, что чаще всего заголовки с негативным подтекстом или контекстом встречаются на ресурсе под названием «Вести». «О!» — подумалось, всё-таки есть российское агентство, постоянно занимающееся распространением плохих новостей о Крыму. И каково же было моё удивление, когда эти «Вести» оказались не российскими, а украинскими.
Вот всего лишь несколько заголовков новостей (более-менее туристической направленности) с этого и других украинских информационных сайтов:
·        «Под Симферополем туристов просят не попадать под выстрелы танков»
·        «В Крыму ввели сбор за фотоохоту и прогулки на велосипеде»
·        «В поездах, едущих в Крым, россиянам продают фальшивую красную икру»
·        «В Крыму нашествие воров в законе»
·        «Россиян ограбили на въезде в Крым»
·        «В Крыму выявили детские пожароопасные санатории»
·        «В Крыму похитили гражданина США»
·        «Крым стал не по карману украинцам»
·        «Треть пляжей в Крыму работает без разрешения СЭС» и тому подобное

Я ни в коем случае не считаю, что журналисты должны описывать действительность исключительно в радужных тонах! Но ведь и не только в чёрных красках?!
И речь даже не о выборе палитры, а о подаче материала. Как, скажите, пожалуйста, можно прочитать такой заголовок: «В Евпатории перекрыли улицы для туристов»?
Если по-русски, то получается негатив, а на самом деле, оказывается, позитив, так как в Евпатории ради свободного передвижения пешеходов несколько улиц сделали пешеходными, перекрыв движение автомобилям.
Но это ещё цветочки. Приз читательских антипатий я бы отдала Алёне Пименовой —автору статьи с громким названием «По дороге в Крым гибнут водители и пешеходы». Эта корреспондент газеты «В гору», выходящей под девизом: «Высока журналiстика», написала свой опус по материалам пресс-службы УГАИ УМВД в Херсонской области.
Читателей пани Пименова заманивает таким предисловием: «Лето, пора отпусков. Люди массово ринулись к морскому побережью. В Крыму сейчас горячая пора. Поэтому трассы, ведущие на полуостров, перегружены машинами с туристами из разных уголков страны».
Далее идёт описание первого ДТП: «Вечером прошлой среды на трассе Херсон–Джанкой–Феодосия–Керчь иномарка с прицепом врезалась в КАМАЗ. Три пассажирки иномарки попали в больницу».
С какого перепугу эта журналистка решила, что иномарка или КАМАЗа направлялись в Крым, для меня осталось тайной за семью печатями. Как, впрочем, и все остальные случаи ДТП, произошедшие на прошедшей неделе в Херсонской области: сбитый на 27-м километре пешеход; попавшая под колёса школьница в посёлке Новая Маячка Цюрупинского района; водитель, врезавшийся в электроопору в селе Дудчаны Нововоронцовского района; водитель перевернувшегося в Нижнесерогозском районе мопеда; 50-летний водитель, съехавший в кювет в Голопристанском районе и т.п.  
Скажите, пожалуйста, какое отношение эти дорожно-транспортные происшествия имеют к нашему полуострову? Наверное, пани журналистка, увидев в сводках ГАИ «реперные» пункты автодороги М–17 (Херсон–Джанкой–Феодосия–Керчь), решила, что все, кто появляется на ней на машинах или пешком, обязательно следуют в Джанкой, Феодосию или Керчь? А может, Алёнушка уверена, что ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В КРЫМ?
Ну, допустим даже, что представительница издания, позиционирующего себя в качестве эталона «высокой журналистики», почему-то решила, что все водители Херсонской области массово поехали в Крым, но пешеходы тут причём? Они что ли на своих двоих в Крым добираются? Ведь именно так и выходит из заголовка этой, с позволения сказать, высокой журналистики: «По дороге в Крым гибнут… пешеходы».
Получается почти по Гоголю, сочинившему шутливые куплеты про своих крепостных слуг: «И с Матрёной наш Яким потянулся прямо в Крым». 
Но вряд ли нынешние работники пера знают такие подробности из жизни Николая Васильевича, которому его приятель накануне курортного сезона 1850 года советовал: «ПО МНЕ, ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ ВЫЕЗЖАТЬ ЗА ГРАНИЦУ, ЛУЧШЕ ВСЕГО В КРЫМУ!» 



Крымское время, №67 от 27 июня 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий