четверг, 26 января 2012 г.

Жадность



Олег МАРКЕЛОВ

На днях встретил знакомого, который пребывал в отнюдь не праздничном настроении. Его «кинул» работодатель, оставив перед Новым годом без копейки в кармане. Это была обычная по нынешним временам история: строителей приняли на работу с испытательным сроком, в течение которого им обещали платить 50 процентов зарплаты. В первый месяц людям заплатили обещанную сумму, а в следующий не заплатили ничего. Потом рабочих уволили, а на их место набрали новых. Простая и подленькая схема «повышения рентабельности» предприятия и, соответственно, доходов хозяев. Уродливый вариант экономических отношений, которыми управляют не пресловутые законы рынка, а жадность.


Современные мироеды
Жадность существует столько, сколько существует человечество. Она неразрывно связана с сребролюбием — одним из семи смертных грехов в христианской этике.
— Я думаю, жадность — это то худшее, что отличает человека от животного, — говорит психотерапевт Михаил Сегалов. — Только человек стремится захватить и сожрать больше, чем ему нужно, причем ради этого он готов на все. Жадность — не психиатрический диагноз, но, на мой взгляд, она все же напоминает зависимость, в которой роль наркотика выполняют деньги и другие материальные ценности. С другой стороны, жадность, наверное, можно считать одним из уродливых проявлений гордыни: жадный человек стремится забрать или не дать ближнему то, что ему жизненно необходимо, и таким образом самоутверждается за счет несчастья и унижения ближнего. Таких людей на Руси называли мироедами, их немало среди современных нуворишей. В начале девяностых годов, когда я работал в качестве психотерапевта в коммерческих структурах, среди моих пациентов, были представители этой разновидности гомо сапиенс. На них в одночасье свалились огромные деньги, от которых они буквально сходили с ума. Интересно, что жадность у этих людей проявлялась в самых разных формах. Например, многие из них немедленно заводили параллельные семьи с детьми, хотя и принадлежали к славянской культуре, для которой многоженство несвойственно. Мои пациенты не были чужды благотворительности, жертвовали на строительство церквей, на детские дома, но в то же время не считали зазорным «кинуть» своих работников или деловых партнеров. К сожалению, и сегодня наши богачи и власть имущие одной рукой как бы благотворят, а другой плодят вокруг себя нищету, озлобление.
Конечно, жадность не зависит ни от материального положения, ни от социального статуса. Проблема ведь не в количестве денег, а в отношении к ним. Например, знакомый доктор рассказывал мне о старушке, которая жиле в нищете и умерла от голода, лежа на матрасе, набитом деньгами. А когда приехавшие по вызову соседей врачи «скорой помощи» и милиционеры отбросили в сторону ветхую фуфайку, накрывавшую мертвое тело, ткань разошлась, и из фуфайки посыпались денежные купюры…
Тем не менее, образ жадного богача — один из самых распространенных в фольклоре всех народов. Это факт.
Родом из детства
В психоанализе жадность считается одной из черт так называемого анального характера (от латинского «анус» — прямая кишка). А поскольку культ золотого тельца, культ денег, есть «двигатель» современного общества потребления, то и цивилизацию, основанную на этом культе, злые языки называют анальной. Так что когда мы говорим, что находимся в глубокой ж…, в этом есть большая доля сермяжной психоаналитической правды.
Откуда же берутся жадины?
— Характер человека формируется в первые пять лет жизни. На 50 процентов он зависит от генов, еще на 50 — от воспитания, особенностей окружения и тех событий, которые происходят в жизни маленького человека, — говорит психотерапевт, доктор медицинских наук Игорь Ганзин. — Для взрослого эти события могут быть просто ничтожны, в то время как для ребенка они катастрофически значимы. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд выделял три фазы развития ребенка, в течение которых происходит формирование характера. Этап с 2 до 4 лет в психоанализе называется анальной фазой. В этот период ребенок, для которого еще не существует ни чувства стыда, ни чувства вины, впервые сталкивается с требованиями социума. Что выражается, в первую очередь, в приучении к горшку. Согласно Фрейду, это очень драматичный момент в жизни ребенка. И если он получает в этот период серьезную психологическую травму (будь то долгая разлука с матерью, конфликт в семье или просто слишком жесткие наказания за то, что «наделал в штаны»), то возникает фиксация на анальной фазе развития, и закладываются черты анального характера — скупость, жадность, жестокость. Эти черты при определенных условиях могут разрастись как раковая опухоль и буквально поглотить человека. И в литературе, и в жизни таких примеров более чем достаточно.
Как известно, папаша Фрейд был большим оригиналом. Он считал, что собственные фекалии представляют в глазах ребенка большую ценность (ведь взрослые так радуются, когда малыш «отделяет» их в горшок). И если ребенок, к примеру, зол на окружающих, он ни за что не поделиться с ними своей «драгоценностью», которую считает частью себя. Впоследствии это переносится на отношение к деньгам — ведь представление о них, как говорят психоаналитики, в подсознании связано именно с собственным дерьмом. То есть, согласно Фрейду, жадный человек, не желая расставаться с деньгами или другими ценностями, стремясь накопить их любыми путями, подсознательно переживает детский комплекс: он не хочет «сходить в горшочек» и отдать окружающим со столь «драгоценную» часть себя. Лучше припрятать эту «драгоценность» в надежном месте. Или положить в банк, этот символ анальной цивилизации.
По мнению Игоря Ганзина, жадины — это люди, которые не получили в детстве достаточно любви, и уже никогда ее не получат; ведь любовь нельзя купить за деньги. Для них накопление становится неким суррогатом любви. По сути это несчастные, психологически больные люди, страдающие комплексом недолюбленности. Только глубокая внутренняя работа над собой и вера способны помочь такому человеку.
Что ж, наверное, все так и есть. И жадины действительно достойны сострадания. Вот только вряд ли мой знакомый, который так и не смог купить новогодний подарок своему ребенку, с этим согласится…

Между прочим
Православная церковь считает несправедливую оплату труда работников и невыплату им заработной платы грехом лихоимства. Божественное Откровение и каноны Церкви особо осуждают корыстные действия в периоды голода, стихийных бедствий и лихолетий. Под это определение подпадает и нынешний экономический кризис.

Только цифры
*На Украине доля зарплаты работников в себестоимости продукции очень низка и составляет в среднем около 10%. Для сравнения: в России эта доля — 20-25%; в Европе — 50-60, в США — 75-78%.
*Суммарные активы 100 богатейших людей Украины составляют 83 миллиарда долларов, что равно 61% ВВП страны.

Цитаты
*Сребролюбцы, скупцы, ростовщики, торгаши и все люди-хищники возлагают на себя бесполезное бремя или, лучше сказать, ещё при жизни справляют по себе поминки. Умерших людей обычно просто закапывают в землю, тогда как ещё при жизни душа сребролюбца уже погружена в золотой прах.
Святой Григорий Палама
*Напоминай себе часто, через недолгое время: или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство.
Святой Филарет, митрополит Московский
*Никто так не вредит обществу, как лихоимцы. От них оно более стонет, воздыхает и изнемогает, нежели от иноплеменных врагов.
Святой Тихон Задонский
*Жадность — корень всех зол.
Джеффри Чосер

*Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия.
Вольтер
*Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги.
Пьер Буаст

К слову
Помогать надо живым, а не мертвым
Китайская притча о жадности
Однажды бедный человек, проснувшись утром, обнаружил, что в его доме нет и горсточки риса. Голодный, он пришёл к богатому соседу и попросил в долг одну серебряную монету. Но жадный сосед не хотел расставаться со своими деньгами и сказал бедняку:
— Приходи через месяц, и я дам тебе тридцать монет. Тогда ты сможешь безбедно жить целый месяц. Видишь, какой я добрый: ты просишь одну монету, а я даю тебе тридцать!..
— По дороге к тебе я увидел в пересохшем ручейке рыбу, — сказал в ответ бедняк. — Она задыхалась и умоляла меня плеснуть на неё ведро воды из ближнего колодца. Я сказал рыбе: «Надолго ли тебе хватит ведра воды?» Подожди неделю, у меня будет свободное время, и я принесу тебе тридцать ведёр воды». Рыба ответила: «Сейчас мне спасёт жизнь только одно ведро воды из колодца. Через неделю меня не спасут все воды океана!»
— Зачем ты мне всё это рассказываешь? — спросил богач.
— Затем, — ответил бедняк, — чтобы ты понял, что помогать надо живым, а не мёртвым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий