четверг, 26 января 2012 г.

Эти разные, разные, разные лица…



Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Экспозиции такого масштаба даже в выставочном зале Союза художников — событие не частое. Шутка ли! В залах первого и второго этажа — 250 работ, предоставленных сотней авторов! А посвящена выставка портрета и автопортрета под названием «Личное отношение…» памяти известного крымского искусствоведа Рудольфа Подуфалого.

Нынешняя выставка — уже третья по счету, организованная по инициативе Ассоциации заповедников и музеев Крыма, Крымской организации Национального союза художников Украины, объединения художественных критиков и искусствоведов Крыма, а также друзей и единомышленников Рудольфа Трофимовича. В 2010-м была выставка «Субъективное предпочтение зрителя», в 2011-м — «По следам Биеннале камерной акварели Крыма». И вот теперь — «Личное отношение…». Несмотря на внешнюю несхожесть, все они внутренне объединены глубиной личности Рудольфа Подуфалого, его творческого мировоззрения.

— Он жил по правде, и это давало ему право быть непримиримым критиком, — отметил исполнительный директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарев. — Провести выставку портрета и автопортрета Рудольф Трофимович задумал давно, но осуществить свои планы, увы, не успел. Сегодня его друзья и единомышленники сделали это за него.

Немаловажная деталь: в отличие от современных «непримиримых критиков», готовых за деньги как усыпать розами, так и облить дерьмом кого угодно, не стремясь при этом хоть сколько-нибудь изучить предмет критики и обосновать свои выводы и умозаключения, Рудольф Подуфалый умел конструктивно и точно оценить живописное полотно, рисунок, графическую работу. И не только оценить, но и помочь тем, кто делал в искусстве первые шаги, выбрать правильный путь, не потеряв при этом творческого лица.

Порой он был не только критиком, но и первооткрывателем. Именно благодаря Подуфалому была снята пелена забвения с творчества нашего талантливого земляка — сгинувшего в годы революционного лихолетья Михаила Казаса. А сколько еще новых имен он открыл, скольким молодым художникам дал путевку в большую жизнь!

— Он был для меня одновременно учителем и старшим братом, — вспоминает один из создателей Крымского товарищества современного искусства Дмитрий Филов. — Ведь мы занимались практически одним и тем же — один раскрашивает, а второй объясняет, как раскрашивать. И я всегда буду благодарен ему за конструктивную критику. Он частенько разносил меня в пух и прах. Сейчас некому — так, как это делал он, никто не может…

— Его мнение о моих работах было для меня очень важным, — говорит еще одна участница выставки, евпаторийская художница Анна Морозова. — А теперь не с кем посоветоваться… Помню, как тщательно он отбирал работы на Биеннале акварели Крыма! Сейчас все по-другому — берут просто так, по инерции.

— Мы всегда привозили на Биеннале учащихся нашей художественной школы, — продолжает коллега Анны Ирина Алексашина. — Он так точно и метко говорил о каждой работе! Наверное, поэтому художники так тщательно готовились к этим выставкам, а ценители живописи ждали их с таким нетерпением.

Проработав сорок три года в Симферопольском художественном музее, Рудольф Подуфалый был не просто талантливым искусствоведом и рассказчиком, умеющим привлечь к экспозиции интерес зрителя.


Он был человеком, никогда не жалевшим времени на общение как с маститыми художниками, так и с начинающими мастерами. Творческие, неординарно мыслящие люди всегда были ему интересны — а его очень точная и порой критичная оценка была важна для них.

Интересно, понравилась бы Рудольфу Подуфалому нынешняя выставка? Этот вопрос задавали многие выступавшие.


— Получилось ли у нас? Пусть об этом судят те, кто пришел сюда — но мы старались! — признается Сергей Пушкарев. — Хотя у него, наверное, эта выставка была бы другой…

Возможно — ведь название «личное отношение» и предусматривает некую субъективность. Но, согласитесь, разве может художественная критика быть на сто процентов объективной? Прочувствованной, и даже логически обоснованной — да, но не более. Искусство — вообще вещь субъективная.

Наверное, кто-то назовет эту экспозицию несколько сумбурной и даже пестрой — и в цветовом, и в стилевом отношении. Портреты в стиле классического соцреализма соседствуют здесь с полотнами авангардными, а порой и аматорски-эклектичными.

Но, как это ни странно, подобная «лоскутность» неким образом перекликается с высказыванием самого Рудольфа Трофимовича: «Для любого художника важен процесс рождения образа, а не его законченность». Действительно — экспозиция в Доме художника более напоминает не сложившуюся систему, а, скорее, процесс — текучий, постоянно развивающийся процесс соседства, а порой и взаимопроникновения стилей, манер, образов…

Октябрь Федоров, Вероника Шевчук, Николай Дудченко, Павел Грейсер, Вячеслав Кель, Алим Усеинов, Элеонора Щеглова, Дмитрий Филов… Участников выставки можно перечислять до бесконечности — но разве уместишь на полосе сотню имен, разве расскажешь о каждом?


Двести пятьдесят портретов, почти двести пятьдесят личностей и судеб. Но на трех их них — он, Рудольф Подуфалый. Молодой и запальчивый на любительском рисунке Валерия Костинского «Спор об искусстве». Эпатажный и яркий на полотне одного из крымских мэтров — Виктора Платонова. И в центре — задумчивый, погруженный в себя на портрете Константина Мирошника, нашего земляка, а ныне — одного из лучших художников России.

— 24 января Рудольфу Подуфалому исполнилось бы только 74 года, — говорит Сергей Пушкарев. — Сегодня его жизнь продолжается в нашей. И он будет жить, пока живы мы с вами, пока мы помним…

Похоже, будет жить и традиция отмечать день рождения Рудольфа Трофимовича очередной художественной выставкой. Тема той, что намечена на будущий год, уже известна — «Жанровая картина». Нынешняя же продлится до 12 февраля. Не пропустите!


































"КВ" № 7 от 26 января 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий