Марина
ГУСАРОВА
Фото
автора
23 мая. Концертный зал Симферопольский Дома
офицеров, кажется, замер в ожидании торжества. Негромко переговариваются
зрители. Снуют за кулисами артисты. А на всю эту суету взирает с портрета большеглазая
темноволосая женщина — народная артистка СССР Лидия Демьяновна Чернышова, в
далеком 1971 году основавшая в Крыму ансамбль «Таврия», и поныне известный как
«визитная карточка» полуострова.
Правнучка гарибальдийца
Родилась Лидия Демьяновна еще до революции, 23 мая 1912 года в небольшом приморском городке Бердянске. А история ее семьи по отцовской линии заслуживает отдельного рассказа.
Но
для этого нам придется перенестись не только во времени, но и в пространстве. В
далеком 1834 году народный герой Италии Джузеппе Гарибальди, один из
руководителей вооруженной борьбы за объединение и независимость своей страны,
потерпел поражение в неудавшемся восстании в Генуе и вынужден был бежать из
страны в Южную Америку. Остальные его сторонники, спасаясь от преследований,
нашли убежище в Европе, в том числе и в России. Именно так прадед Лидии
Чернышевой, гарибальдиец Паоло Перио, и оказался в Одессе. Вскоре он стал плавать
капитаном на торговых судах. Его сыновья Франциск и Паоло пошли по стопам отца и,
окончив одесское мореходное училище, переехали жить в Бердянск. Там и родился
отец нашей героини, Доменико Перио, которого бердянские друзья недолго думая переименовали в Демьяна Павловича. Он тоже был
моряком, пройдя путь от матроса до
капитана дальнего плавания, а в тридцать лет женился на местной девушке Марии Беспаловой, которая всю свою
жизнь посвятила воспитанию детей — сына Павла и дочерей Эммы и Лидии.
Влюбленная в танец
Маленькая
Лида с раннего детства была музыкальна и удивительно пластична. Услышав
печальную мелодию, она запросто могла заплакать, а под веселый мотив тут же
начинала танцевать. Первой публикой девчушки были соседи — они-то и посоветовали
Марии отдать дочь в частную хореографическую студию, которую вела бывшая
балерина Петроградского Мариинского театра О. Кочмарская.
Премудрости
классической хореографии давались Лидочке поразительно легко — впрочем, как и
учеба в общеобразовательной «семилетке», куда девочка поступила на год раньше
сверстников, в шесть лет.
Ученики
балетной школы часто давали концерты. «Гвоздем программы» был номер Лиды, с
которой преподаватель поставила неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро»
— вот где пригодился врожденный итальянский темперамент! Именно этот номер стал
судьбоносным для талантливой девочки — летом 1925 года в городском театре его
увидели друзья Кочмарской, артисты ленинградского балета, отдыхавшие в
Бердянске. Настоятельно посоветовав Лидиным родителям отдать дочь в
хореографическое училище, они предложили взять ее с собой в Ленинград.
Отец
Лиды долго не хотел отпускать дочь из дома, но просьбы дочери и поддержка матери сделали свое дело: уже осенью Лиду
приняли в одну из экспериментальных групп прославленного Ленинградского
хореографического училища.
Повороты судьбы
Годы
учебы в Ленинграде стали для Лиды прекрасной школой — она постигала секреты
хореографии, а редкие часы досуга
проводила в театрах, музеях, библиотеках.
После
окончания училища девушка Лида получила
направление на работу в Харьковский оперный театр (в то время Харьков был
столицей Украины). Но, приехав туда летом 1929 года, узнала, что коллектив
поехал на гастроли по Донбассу и возвратится только осенью, перед началом
нового сезона.
Разочарованная
и удрученная, Лида отправилась на вокзал, чтобы ехать к родителям в Бердянск.
Поезд отправлялся вечером, и она решила побродить по улицам столицы.
Остановившись около здания Харьковского государственного украинского театра
музыкальной комедии, зашла в театр и сразу оказалась в центре напряженной
работы молодежного коллектива над постановкой оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».
Так Лида начала работать в этом театре, где вскоре стала не только исполнять
сольные эпизоды в спектаклях, но и помогать главному балетмейстеру в постановке
танцевальных сцен.
Вскоре
юная Лидочка нашла и личное счастье — познакомилась с Алексеем Чернышовым,
создавшим в Мариуполе новый Украинский музыкально-драматический театр имени М.
Коцюбинского, и вскоре вышла за него замуж. Ей не было еще и девятнадцати,
когда она стала в этом театре не только ведущей танцовщицей, но и хореографом-постановщиком.
С
особым трепетом выступала Лидия на сцене
Бердянского городского театра, где когда-то состоялся ее дебют, ведь в зале
сидели самые строгие зрители — отец и мама, соседи, знакомые, школьные подруги…
Осенью
1934 года Чернышова переезжает в Артемовск, куда муж был назначен директором
музыкально-драматического театра имени Артема. Здесь она навсегда завершает
артистическую деятельность, сосредоточившись на балетмейстерстве и воспитании
детей — Альбины и Юрия.
Конец
тридцатых ознаменовался для Чернышовых новым поворотом судьбы — именно в то
время в СССР начали появляться знаменитые танцевальные коллективы под руководством Моисеева, Вирского. А
супруги Чернышовы вскоре возглавили новый молодежный коллектив — Украинский
ансамбль песни и танца при Донецкой областной филармонии.
Война
Война застала Чернышовых в Самарканде — в июне сорок первого их ансамбль гастролировал по Средней Азии. Коллектив не раздумывал — концерт был остановлен, а в Киев направлена телеграмма с просьбой послать коллектив ансамбля в полном составе на фронт. Около 70 участников из ста, вернувшись в Донецк, отправились на передовую. А с оставшимися Лидия Чернышова, перестроив программу, уже 1 сентября 1941 года дала первый концерт для бойцов, уходивших на фронт. Вскоре было принято решение о восстановлении Украинского государственного ансамбля песни и танца и передачи его в распоряжение Южного фронта. К реорганизации и укомплектованию коллектива ансамбля непосредственное отношение имел заместитель начальника политуправления Южного фронта Леонид Ильич Брежнев (именно с ним рядом сидит Лидия Чернышова на фронтовом снимке 2942 года).
Выступая
перед бойцами, участники ансамбля порой сами оказывались под пулями. Как-то раз
даже в окружение попали — тогда погибли ведущий, вокалистка и совсем юная
семнадцатилетняя танцовщица. К слову, у фашистов был к артистам особый счет — на
Луганщине немецкое командование дало прямое указание уничтожить ансамбль,
«потому, что один его концерт стоит двух боев».
Киев, Казахстан, Крым…
Закончилась война.
Лидия Чернышова переехала в Киев, руководила Государственным ансамблем песни и
танца Украинской ССР. Пятнадцать лет жила и работала в Казахстане, где
организовала Ансамбль песни и танца Казахской CCP (ныне — Государственный
заслуженный ансамбль танца Республики Казахстан «Салтанат»). А с 1971 года
начался в ее жизни «симферопольский» период.
Как вспоминают
очевидцы, набор в новый ансамбль «Таврия» вызвал у молодых танцовщиц и
вокалисток настоящий ажиотаж — в конкурсе приняло участие более шестисот человек!
Но условия приема там были покруче, чем на новомодных кастингах — Лидия
Демьяновна, сама привыкшая высоко держать планку, требовала этого и от других.
Искали не просто рослых и грациозных красавиц — по условиям конкурса балерины
должны были обладать и вокальными данными, а вокалистки — уметь двигаться.
Отобранных
счастливиц ждали не только концерты и престижные гастроли, но и напряженная
работа — халтуры Чернышова не терпела. Вскоре о «Таврии» заговорили —
подготовленная в короткие сроки первая концертная программа произвела фурор на
сцене Киевского дворца искусств «Украина» во время творческого отчета крымчан. Потом
— выступления на сцене Кремлевского Дворца съездов в Москве, участие в
фестивалях, зарубежные гастроли…
«Таврия» forevе!
Биография ансамбля
«Таврия», в прошлом году отметившего сорокалетие, всегда звучала в унисон с
жизнью страны. Успехи семидесятых-восьмидесятых сменились «смутным временем»
девяностых, когда коллектив вел настоящую борьбу за выживание — то зарплату не
выплачивают, то на занимаемое ансамблем историческое здание в центре
Симферополе кто-то положил глаз… О трудностях «Таврии» автор этих строк знает не понаслышке
— «Крымское время» в те годы отстаивало права коллектива, порой ведя тогдашним
руководством ансамбля жесткую полемику.
В
конце 2002 года с приходом в «Таврию» нового
директора, заслуженного деятеля искусств АРК Игоря Михайлевского, жизнь в
коллективе стала налаживаться. В том же 2002 году ансамблю было присвоено имя
его основательницы.
— Мы горды тем,
что наш ансамбль носит имя такого замечательного человека, и надеемся, что этот
коллектив еще долгие годы будет достойно представлять нашу культуру и здесь, и
за рубежом, — обратилась к собравшимся на юбилейный концерт министр культуры
АРК Алена Плакида.
Надежды
«Таврия» оправдывает: в активе «новой истории» ансамбля — участие в фестивалях,
в том числе и зарубежных, концерты и даже концертные туры, собирающие полные
залы, крупномасштабные проекты. В прошлом году камерному хору «Таврия»
рукоплескала французская публика. А зарубежные гости полуострова с неизменным
восхищением встречают выступления ансамбля на концертных площадках гостиницы
«Ялта», знакомясь с самобытной культурой народов Крыма.
«Таврия»
сегодня — это классика и фольклор, вокал и хореография, оркестр и солисты. Спустя
годы, исполнилась и заветная мечта Лидии Чернышовой — создать при ансамбле детскую
хореографическую студию. А это значит, что у прославленного и возрожденного
коллектива есть будущее!
"КВ" № 55 от 31 мая 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий