Марина ГУСАРОВА
Фото автора и
из архива Таврического молодежного хора
Недавно один
из самых известных коллективов
полуострова — Таврический молодежный хор Крымской филармонии
вернулся из поездки по Франции, привезя с собой в Крым тепло сердец французской
публики и массу незабываемых впечатлений.
— Наша
встреча с французским хором — раньше он назывался «Орфей», теперь — «Одиссей» —
началась на конкурсе «Поющий мир» в
Санкт-Петербурге, — рассказывает художественный руководитель Таврического молодежного хора Ольга
Шаповалова. — Наш коллектив им очень
понравился, и вице-президент и художественный руководитель хора Мари-Элен
Каспар пригласила нас во Францию. Впервые мы побывали там пять лет назад, накануне десятилетнего юбилея
хора. В рамках тура по Европе мы также посетили Венгрию, Австрию, Италию. А в этом году поехали на фестиваль
непосредственно во Францию.
— А чем отличался этот фестиваль от других?
— Он
проходил под патронатом мэра города Кле-Суи. Кроме нас, был приглашен
еще и мужской профессиональный хор из Соаве — итальянского города-побратима
Кле-Суи. Вместе с хором приезжал и мэр
Соаве. Мари-Элен сразу спросила, можем ли мы дать концертный тур в парижском
регионе. Выступали мы в четырех городах — преимущественно в церквях и соборах с
прекрасной акустикой. Давали сольные
концерты, а после этого городские власти
устраивали приемы в нашу честь. Было много общения, завязались новые знакомства.
— Включала ли фестивальная программа
совместные выступления с французскими хористами?
— Несомненно.
У нас с французскими хорами были три совместных произведения — хор «Ты прекрасна, о родина наша» из оперы
Верди «Набукко» на итальянском языке, а также
два духовных произведения современных композиторов — «Аvе Маria» и «Sanktus». Обычно
сначала два-три произведения пел хор, который нас приглашал, потом мы исполняли
нашу часовую концертную программу, одну
часть которой составляла духовная музыка, а другую — народная, а затем два, а иногда и три хора пели вместе. И я этими хорами дирижировала!
— Как вас принимала французская публика?
— Потрясающе! Когда ведущий перед концертом рассказывал,
что мы ехали во Францию трое суток, зал вставал. Многие местные меломаны, не скрывая, говорили: вы преподали нам урок,
показали, к чему нужно стремиться. Ведь мы, в основном, поем а саpella. А за
границей без сопровождения практически не поют.
Помню, в городе Шампиньи на концерте присутствовал даже директор
консерватории — и пришел в восторг от
нашего выступления!
— А с итальянцами довелось выступать вместе?
— У
хора из Соаве была своя программа, у нас — своя. Встретились мы только в последний день
фестиваля, который начался с утренней службы в местном соборе. Было три хора — итальянцы,
мы и хор, который пел литургию. Я очень переживала — у итальянцев огромный хор,
32 мужчины, а нас шестнадцать человек и мальчишек всего трое. И репетиции у нас не было — настолько мы были
заняты. У нас вообще был очень плотный график: утром мы отправлялись в Париж на
экскурсии — ходили в Лувр, побывали в
Диснейленде, полюбовались неповторимым Нотр-Дам де Пари, катались на речном
трамвайчике — а вечером отправлялись на
концерты за тридцать -сорок километров.
Спать ложились в час ночи, не раньше. А
петь в соборе мы должны были «Богородице, дево, радуйся» из «Всенощного
бдения» Рахманинова…
— И как спели?
— Блестяще!
Мы спели — и весь храм просто разразился аплодисментами! Итальянцы кричали «фантастика!». А президент
хора из Соаве тут же пригласил нас на фестиваль в Верону.
В
этот же день у нас был еще один концерт, на котором присутствовал атташе по
культуре Посольства Украины во Франции. Наше выступление ему настолько понравилось, что он
снова пригласил нас во Францию — уже по линии посольства.
Завершился
последний день фестиваля приемом, который давал мэр Кле-Суи. Все было
безупречно — изысканные блюда, огромный
торт тирамису, приветствия, подарки, море общения… Перед поездкой я долго думала, чем можно
удивить французов? Купила в Киеве рушник ручной работы и необыкновенной
красоты, а в Крыму — каравай и
сувенирную бутылку горилки. Подарки мы вручили не просто так — сначала спели колядку, я рассказала о
традициях. Мы спели еще, потом подключился хор из Италии — и так спонтанно
получился еще один концерт. За столами мы уже сидели все вместе. Если бы вы
видели, как итальянцы ухаживали за нашими девушками!
— Возможно, они вновь встретятся в
Вероне. Когда там будет фестиваль?
— В
июне 2014 года. Конечно, мы очень хотим
поехать. Единственная проблема — финансы. Если бы не помощь благотворительного фонда «Украина» Леонида
Кучмы, который уже давно поддерживает талантливых детей, нынешняя поездка вряд
ли состоялась бы. Они нам помогают уже
третий раз. И уже третий раз с нами ездила директор фестивальных программ фонда
Татьяна Михайловна Мельник, чтобы очередной раз убедиться: деньги затрачены не
зря.
…Вспоминая
Францию, юные хористы воскресят в памяти
не только прогулки по Парижу, но и поездку в Люксембург и остановку в
Страсбурге. Ольга Шаповалова уверена: они заслужили этот праздник. Потому,
что готовились к этому фестивалю, выдержали
нелегкую концертную «гонку» и уже
сегодня планируют новые выступления. Причем, манят молодых музыкантов не только
зарубежные горизонты. «На Пасху нас
пригласили в Черноморское, — делится
планами Ольга Шаповалова. — Мы у них частые гости. Да и концертов в
Симферополе тоже даем достаточно».
В
планах у моей собеседницы — и развитие
недавно созданных коллективов — детского хора «Радуга», презентация которого
состоялась 22 декабря. А как же еще
растить достойную смену?
Досье «КВ»:
Таврический
молодежный хор Крымской филармонии, дипломант Международных конкурсов и
фестивалей на Украине, в России, Германии, Латвии, Франции, Италии. Художественный
руководитель — заслуженный деятель
искусств Украины Ольга Шаповалова.
История этого коллектива началась в 1998 году, когда на базе камерного хора «Таврический
благовест» была открыта детско-хоровая студия. Детско-юношеский хор
«Таврический благовест» принял участие во многих международных фестивалях и
конкурсах и с 2005 года стал самостоятельной единицей филармонии.
В репертуаре коллектива — не только классические хоровые произведения,
но и музыка современных композиторов, духовные песнопения и оригинальные
обработки народных песен.
"КВ" № 16 от 14 февраля 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий