Марина ГУСАРОВА
Фото автора
...Зал то взрывался смехом,
то замирал, ловя каждое слово стоявшего на импровизированной сцене. За окном уже давно стемнело, а расходиться не
хотелось никому. Но в дверях уже
теснились люди далеко не студенческого возраста. Вот так — естественно и
непринужденно — мастер-класс для будущих режиссеров в Крымском университете культуры, искусств и
туризма плавно перешел во встречу с некогда крымчанином, а ныне — москвичом — известным писателем, режиссером и сценаристом
Виталием Павловым.
Виталий
Викторович в Крыму — частый гость. Несколько лет назад в Русском культурном центре любители кино смогли увидеть полнометражный фильм
Павлова «Жизнь налаживается» и
побеседовать с его создателем. И вот
режиссер снова в родном Симферополе — тут он окончил Крымский мединститут, «лабал»
в ресторане, играл в футбол…
Чего
он хочет, он понял не сразу. Зато понял — чего не хочет.
—
Я понял, что не хочу быть врачом, — признается
Павлов. — И ни разу не пожалел об этом.
То, что происходит сегодня в медицине, ужасно. Когда я учился, врачи были людьми, сейчас же речь идет только
о деньгах, человека перед собой они просто не видят. Мой последний сериал «Маша в законе» — о
реально существующей клинике, где больным намеренно ставили страшные
несуществующие диагнозы. Ее сейчас
закрыли — но таких клиник много, и это пугает.
Понял я и то, что играть в
ресторане тоже не хочу. И поехал поступать в Москву. Окончил Высшие курсы
режиссеров и сценаристов, и стал писать
пьесы…
Одна
из пьес Павлова — «Русская рулетка» — ставилась
и в Крыму. Могли крымчане наблюдать творческий рост своего земляка и по работам в некогда знаменитом киножурнале
«Фитиль». Перестройка, развал Союза и появление «новых русских» — именно это
непростое время отразил в своих мини-сериях Виталий Викторович.
—
Когда я увидел, что наворотил, сам удивился — как это мне в
голову пришло? — смеется Павлов.
С
тех пор он «наворотил» еще много чего. И
сценарии документальных фильмов: за
один из них — «Светлана Сталина. Побег
из семьи» был выдвинут на премию «Тэффи».
И мини-сериалы, самый известный из которых, пожалуй, «Галина» — о советской «принцессе» Галине Брежневой.
—
Мои сериалы очень успешны, зритель их любит, — без ложной скромности признается
Виталий Павлов. — И, прежде всего, потому, что над ними работала команда настоящих
профессионалов. Это и великолепный
оператор Николай Немоляев, и актрисы Людмила Нильская, Ирина Пегова… Вообще, у меня и в кино, и в театре есть
целая обойма актеров, с которыми я работаю очень давно — Алексей Петренко, Ирина Скобцева, Елена Яковлева, Андрей Руденский, Василий Бочкарев, Игорь Бочкин, Ирина
Розанова, Армен Джигарханян… Увы, мало осталось сегодня «живых», настоящих театров. К примеру, поставил недавно режиссер
из Литвы в театре имени Вахтангова пушкинского «Евгения Онегина». Он добрался
до Пушкина и просто уничтожил его на глазах у всех. Чего стоило только
ироничное прочтение письма Татьяны! Зная отношение к России в Литве, я
уверен: режиссер сделал это намеренно.
Причем, публика, пришедшая на спектакль, это издевательство проглотила и даже
не подавилась. Это позор! А одна актриса
с грустью сказала мне: «Вы еще не видели «Дядю Ваню»…».
Наконец,
зашел разговор и о документальном кино.
—
Снимая документальный фильм, надо твердо
понять — зачем ты это делаешь, — считает Павлов. — Для того, чтобы в очередной раз пересказать
исторические факты? Нет, необходимо показать что-то новое — неизвестные
подробности, необычный ракурс. Помню, снимали мы в городе Спас-Клепики, где
учился Есенин. Меня поразило, что местная школа была в то время настоящим
очагом культуры — там проводили вечера,
музицировали. Это был купеческий город
со своими традициями. А сейчас? А сейчас
я должен был снять фильм, чтобы люди приезжали в эти Спас-Клепики. Но мне очень
хотелось сказать: люди, не приезжайте сюда — дороги разбиты, везде грязь,
пьянь… Ужас!
—
А есть ли такой исторический персонаж, о котором Вы сегодня с удовольствием бы
сняли документальное кино?
—
Сталин. О нем и сегодня есть что
сказать. Вот, есть люди, которые лет двадцать страной правили, но сказать о них нечего. А о нем — есть. К примеру, делят послевоенную Европу,
решают, куда Львов девать. Американцы говорят: «Львов никогда не был русским!». Сталин отвечает: «А Варшава была!» И это не
байки — таких примеров тысячи. Вот еще один. Умерла Светлана Аллилуева, а какой-то студент пишет
в газету по поводу популярного тогда разведения кроликов: «Бедные кролики, им
невдомек, что у Сталина такое горе, они
спокойно едят и плодятся». Сталин, увидев это письмо, пишет Кирову: «Найди
этого студента, видно у парня что-то не так в жизни. Только не поручай это
чекистам, они парня загубят. Иосиф». И
таких историй из жизни сотни! Вспоминаю также свою работу над фильмом «Галина».
Конечно, там много вымысла, но в ходе работы над картиной я встречался со
многими людьми, лично знавшими Галину Брежневу. И никто не сказал о ней ни
одного плохого слова!
—
Что вы думаете о современном западном кино? — напоследок спросили участники
встречи у режиссера.
—
Скажу только одно: сегодня в Америке по отношению к кино запрещено употреблять слово «искусство». Это чистый бизнес, и показатель успешности фильма
один: ходят люди или не ходят. А что
касается признания на Западе наших фильмов или пьес, то тут просматривается четкая закономерность: как
только какие-либо пьеса или фильм «плюют» в сторону России — на Западе они тут
же становятся востребованными. Но, как вы сами понимаете, к искусству это не
имеет никакого отношения…
"КВ" № 22 от 28 февраля 2013 года
Желаю режиссеру новых интересных фильмов!)Спасибо за интересный материал!)
ОтветитьУдалить