суббота, 2 февраля 2013 г.

Одних казнить, а других миловать?





 Одна из самых «невинных» ксенофобских иллюстраций из газеты «Голос Крыма»

 Наталья КИСЕЛЁВА.

Несколько дней крымскотатарский канал АТР и зампред незаконной организации меджлис Рефат Чубаров (на своей странице в фейсбуке) муссируют историю с публикацией в журнале «Крым», из-за которой был уволен редактор издания и автор статьи Олег Азарьев и начальник отдела имиджевой политики Министерства курортов и туризма автономии.



Введём в курс дела читателей «КВ», не слышавших об этой истории.
В одном из выпусков журнала «Крым», распространяемого в качестве издания, рекламирующего туристический Крым, и финансируемого министерством, была опубликована статья Олега Азарьева, одновременно являющегося и редактором, которую члены меджлиса и журналисты телеканала АТР обозначили как признак тотальной татарофобии в крымском сообществе. В качестве аргументов в СМИ приводили и озвучивали следующие цитаты из публикации:
Ø     «Город называют по-разному: Ворота Крыма, Город Пользы, Город-Собиратель, Столица полуострова. Но всё это прозвища.

На самом деле императрица Екатерина II Великая наименовала новый город Симферополем. До 1920 г. в центре города стоял памятник основательнице. Потом большевики убрали царицу из горсада, а сейчас восстановить памятник мешают оголтелые крымско-татарские националисты».
Ø     «Что же касается Ак-Месджида (Ак-Мечети), то на берегу реки Салгир, у Петровских скал, неподалёку от остатков Керменчика (Крепостцы), как татары называли руины столицы древних скифов Неаполиса, растаскивая эти руины, а также скульптуры, барельефы и надписи по камешку для собственных строительных нужд, находилась летняя ставка ханского наследника, а потом неподалёку появился средневековый татарский городок с мечетью Кебир-Джами, сохранившейся до сих пор».
Ø     «Татары почему-то стараются не вспоминать, что, придя в Крым захватчиками, оккупантами и грабителями, и осевши на небольшом пятачке земли в центральном Крыму — улусов «Золотой Орды», — они переименовали Таврику в Крым, а местные поселки и природные достопримечательности (горы, реки, озера, урочища) – на свой лад, хотя местные названия до прихода татар существовали более двух тысяч лет».

А судьи кто?
Мы не будем выступать ни адвокатами, ни прокурорами активных участников этой истории, а просто предлагаем воспользоваться сравнительным методом в данной полемике.
Итак, главное обвинение строится на том, что публикация свидетельствует о татарофобии автора и разжигает межнациональную рознь. Так ли это, может сказать только суд. Мы же напомним всем читателям, что на протяжении почти десяти лет (с 2000 г. по 2008 г.) проводили мониторинг газеты «Голос Крыма» и указывали на недопустимость публикуемых в ней материалов, свидетельствующих о русофобии (и не только) и разжигающих межнациональную рознь. Повторим здесь ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ ЦИТАТЫ подобных публикаций, причём не единичных. И отметим, что никто из наших коллег из числа крымских татар публично не возмущался и не возмущается по поводу таких публикаций.

Также отметим, что руководство редакции «Голоса Крыма» никто не уволил за распространение подобной ксенофобии и русофобии, в отличие от истории с журналом «Крым».
Второе обвинение строится на том, что журнал «Крым» с указанной публикацией издан за государственный счёт, следовательно, и за счёт налогов крымских татар. Снова прибегнем к аналогиям. В учредителях «Голоса Крыма» в исследуемый нами период числился Государственный (!) комитет по делам национальностей и миграции Украины, а сегодня – Министерство культуры Украины. То есть в данном случае распространение постоянной русофобии оплачивалось из госбюджета, а, следовательно, и за счёт налогов русских граждан Украины.     

Взгляд на историю
Сам Олег Азарьев, объясняя свою позицию в полемике на странице Рефата Чубарова в фейсбуке, написал: «Когда из текста и контекста вырывают с мясом куски, ничего хорошего не получается. Или мне тоже следует поднять подшивки ГОЛОСА КРЫМА с гнусными наветами на русских? Я ведь оттуда взял слова ОККУПАНТЫ и ЗАХВАТЧИКИ... добавлю, я не с потолка писал текст, а пользовался книгами историков и современников — Судакским синаксарем, трудами Якобсона, Ибн аль-Асира, Ибн Баттуты, Э. Челеби, Броневского, де Люка, Дортелли д 'Асколи, Кеппена, Кулаковского, Л. Колли, Бахрушина, Смирнова, Тизенгаузен, перепиской русских послов. Я писал о том, что произошло 700 лет назад, а вы это воспринимаете, будто лишь вчера проводили Батыя из Крыма. Что касается оголтелых националистов, так это не значит, что все татары националисты, слава Богу. Я ненавижу националистов любого пошиба и национальности. В моих венах течет кровь русских, поляков, украинцев, турок, греков и караимов, так что националистом я по определению быть не могу. А вы?»
Были ли нелестные отзывы о татарах в исторических текстах? Конечно, были. Вот всего лишь парочка цитат из большого количества подобных.
По словам польского посла в Крыму (1578–1579 гг.) Мартина Броневского, знатные татары «имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. [...] Греки христиане (местные жители), живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники».
Отношение к пленным поражало не только европейцев, но и единоверцев. Вот как описывал рынок невольников XVII ст. в Карасубазаре (ныне Белогорск) мусульманин Эвлия Челеби: «Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: "Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете [...] Касается это продавцов ясыра (т.е. пленных), ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача. [...] Народ татарский — народ безжалостный».
Следует ли называть такие отзывы путешественников преступлением, достойным наказания? Конечно, нет. Подобные негативные высказывания о разных народах (и русских в том числе) есть во многих исторических текстах.
А следует ли наказывать авторов, которые пишут публицистику, опираясь на тексты прошлых столетий? Вот, к примеру, Олеся Бузину за его истории, среди которых есть и такая как «Неизвестное крымское ханство», начинающаяся со слов: «Как получилось, что крошечная татарская орда в XIII веке захватила Крым, а потом 500 лет держала в страхе половину Восточной Европы, занимаясь только рэкетом и работорговлей?»
Мы поставили только вопросы и привели аналогии. И закончим наши сравнения напоминанием об уместной в данном случае поговорке о соломинках и брёвнах в своих и чужих глазах.
Требуя, и справедливо, уважительного отношения к своему видению прошлого и настоящего, стоит помнить, что этого можно достичь только лишь при условии такого же уважения со своей стороны к представителям других народов и культур.  

P.S. Автор призывает к соблюдению конституционного равенства (ст. 24) всех граждан.
.
"Крымское время" №10, от 31 января 2013


ГОЛОСА ВРАЖДЫ И НЕНАВИСТИ
(цитаты из газеты «Голос Крыма»)

Руками одураченных русских чинились беспрецедентные зверства, перед которыми даже немецко-фашистская мизантропия принимает бледный вид. <…> Но когда заходит речь о выселении народов, они, эти русские люди, начинают вдруг нести такую чушь, что сразу появляются сомнения в их способностях к вообще элементарному мышлению (здесь и далее дата публикации. 7.12. 2001).
Русская нация пока еще, к сожалению, не излечилась от страшного наследия коммунистов: уже одно то, что по-коммунистически мыслит треть населения России, говорит о тяжёлом генетическом наследии. Любая здоровая нация обычно содержит не более десяти процентов коммунистов и фашистов — этих нездоровых маргиналов любого человеческого общества. Завышенный процент и тех, и других говорит о нездоровости нации. <…> Правда, дебилизм выражается не только пристрастиями к фашизму и коммунизму (7.12. 2001).
Русский народ во времена Петра Великого называли холопами, во времена великого Ильича — пролетарием, во времена Сталина — врагами, а теперь называют быдлом (25.10.2002).
Получается замкнутый круг, при котором Россия обречена оставаться «страной дураков» со всеми вытекающими отсюда последствиями(27.06.2003).
В этой ситуации напрашивается ещё один вывод: Крыму, если он хочет вырваться из экономической депрессии, необходима кадровая революция, то есть смена коммунистического руководства (читай, славянского, поскольку носителями коммунизма в России были «русские славяне»). В противном случае эта природная жемчужина так и останется валяться в навозной куче, созданной стараниями бездарных правителей Крыма (27.06.2003).
Интеллектуальные возможности и политическое воображение «русских славян» оказалось, мягко выражаясь, не на должной высоте. Поэтому государство «русских славян», не выдержав экономической конкуренции в мировом масштабе, оказалось банкротом. Бывшие сельские рабы показали неспособность властвовать в великом государстве. [...] Они думали, что смогут сами владеть достаточными знаниями, чтобы конкурировать с остальными передовыми народами. Но раб, который на протяжении тысячелетней истории не развивал свой интеллект, не способен стать одарённым. Наследственность нельзя игнорировать. А наследственность бывших рабов — это иждивенчество и связанная с ним безответственность во всех деяниях, граничащая с бездумностью(27.06.2003).
Геноцид против крымских татар совершают руками русских(28.01.2005).
С выселением крымскотатарского народа территорию полуострова в организованном порядке заселяли далеко не лучшими как в физическом, так и в психологическом и интеллектуальном плане представителями «достойных» этносов страны Советов (3.06.2005).
Для крымскотатарского народа смешение с крымчанами будет означать неминуемую биологическую деградацию этноса (3.06.2005).
Естественно, в те годы редко кто мог рискнуть ответить, что славяне-то как раз и понаехали сами в опустевший после депортации 1944 года Крым, что родители тех, кто сегодня кичится «я здесь родился», приезжие, что вообще Родина — это не место рождения, а место, откуда растут корни нации. А то ведь и в тюрьме родиться можно (7.10.2005).
Наблюдается тенденция провоцирования славянским населением драк, а также умышленных убийств с целью пересадить активных крымскотатарских ребят (25.11.2005).
Лицо с ярко выраженной славянской внешностью с большой долей вероятности может принадлежать шовинисту или хаму (8.12.2006).
Сегодня выходить замуж за представителей других национальностей для крымской татарки это всё равно, что идти на добровольное изнасилование, на самоуничтожение (30.5.2008).
И крымские татары за сотни лет варки в этой чуждой и отвратительной нам культуре напитались ею настолько, что, не раздумывая, становятся частью этой грязи. И настолько, что готовы пожертвовать своим будущим как народа, будущим своих незамужних и неженатых детей, рискнуть остаться без нормальных детей и внуков(30.5.2008).


Комментариев нет:

Отправить комментарий