Марина ГУСАРОВА
Фото
автора
…Переступаю порог, прохожу через
сетчатый портал, напоминающий рыбацкий стан — и оказываюсь в совершенно другом
мире — водном. За стеклом витрин таращат глаза удивительные создания — наверное,
таким представляли авторы древних сказок Чудо-юдо-рыбу-кита… На стенах — причудливые
коллажи из камешков, ракушек и затейливо переплетенных узелков. Называется все
это разнообразие, уютно разместившееся в выставочном зале Крымского
этнографического музея, коротко и научно — «Ихтиология».
Выставка
на одну тему придумана не сегодня и даже не вчера. Лейтмотивом различных
экспозиций в художественных галереях время от времени становятся цветы,
женщины, море, бабочки и так далее. Тема выставки работ севастопольской
художницы Ирины Антоновой — рыбы.
Ее
работы (всего их шестьдесят пять) — не декоративно— конфетные золотые рыбки. Скорее,
это некий философский срез — ведь издавна рыба была не только объектом
промысла, но и символом — жизни, мудрости, глубины, а в христианстве — зашифрованным
символом Иисуса Христа и Святого Причастия. Примечательно, что в
«ихтиологическом» творчестве Ирины Антоновой прослеживаются три периода,
абсолютно не похожие друг на друга. Ранние работы — пластик, папье-маше,
плотная текстура, яркая фантасмагоричность. Впоследствии все сильнее проникают
в скульптуры природные материалы — ракушки, камни с морского побережья, работы
становятся плоскими, легкими. Последних же «рыбок» Антоновой скульптурами уже
не назовешь — это своего рода символы рыбы, похожие на причудливые забытые
письмена, которые уже никому не расшифровать…
Еще
одна особенность этой выставки — наивная, почти детская мудрость, умение всего
парой деталей передать и шлейф воспоминаний, и целую эпоху. Некоторые из работ
Ирины Николаевны можно назвать «время, летящее над Крымом». Взять хотя бы скульптуру
«Крымская война» — вместо спинного плавника у этой рыбы-парохода — горлышки английских
бутылок, 1853—54 годов. Мощно стоит рыба-крепость «Хранительница жизни». А вот
«Иордань» совсем другая — в изморози нитей парит рыба из серой гальки, несущая
в прозрачной утробе икринки — символ будущего.
За
каждым экспонатом — не только раздумья, но и долгие часы упорного труда — причудливые
переплетения выбеленных и состаренных сетей и веревок, сросшихся с камнем и
деревом, делают время буквально осязаемым. Но чувствовать время Ирине Антоновой
помогают не только ее работы, но и ученики из детской студии «Зернышко». Впрочем,
каждый, придя на эту выставку, может хоть на миг почувствовать себя ребенком.
— Здесь
зрителя буквально охватывает ощущение праздника, новизны и детского счастья, — признается
первый заместитель Постоянного представителя президента Украины в Крыму
Владимир Дегтярев. — В памяти всплывают картины, когда ты сидел на морском
берегу и пытался что-то строить из песка. А вы в своем творчестве воплотили эти
детские фантазии, создав из обыкновенных камешков настоящие произведения
искусства, в которых каждый зритель сможет увидеть что-то свое.
Особый
респект — искусствоведу Игорю Липунову. Именно благодаря одному из серии
изданных им альбомов — «Прикладное искусство» — мудрые рыбки Ирины Антоновой
проложили путь к сердцу сотрудников этнографического музея, а потом — и к
сердцам зрителей.
— Хорошо,
что у нас потихоньку налаживается связь с Севастополем, — замечает Липунов. — Благодаря
альбомам, где указываются координаты художников, мастеров прикладного
искусства, налаживается контакт с музейщиками, галереями, где мастеру помогают
встретиться с людьми, готовыми оценить его дарование, его мысли. Ведь
произведение искусства — это не просто материал, это, прежде всего, идея…
И,
зачастую, позволю себе заметить, идея весьма злободневная. Может ли безмолвная
рыбка говорить об экологии, культурологи, нравственности, наконец? Может — и
это убедительно доказывают работы «Прощание с Омегой», «Проплывая вдоль
крымских берегов». Известняки с глазами и окошками, отпечатки доисторических
монстров, «морщины» земли рисуют картину гибели побережья, отданного на откуп
ненасытным застройщикам. Вот так, прощально махнув хвостом, уплывает от нас в
глубины времени первозданный Крым…
Впрочем,
не стоит предаваться пессимизму. Необычная и очень стильная выставка
«Ихтиология» стала неким «предтечей» события важного и давно ожидаемого — открытия
в обозримом будущем в этнографическом музее галереи декоративно-прикладного
искусства Крыма. Организаторы уверены: эта и последующие выставки помогут
детально обрисовать образ будущей галереи и стать ориентиром для тех, кто еще делает
в искусстве первые шаги.
Увидеть
«водный мир» Ирины Антоновой в Крымском этнографическом музее можно до 24
февраля. Кстати, в отличие от многих собратьев-прикладников, севастопольская мастерица
даже на самые заманчивые предложения «прописать» своих рыбок в частных
коллекциях пока отвечает отказом. Неужели сохраняет их для новой галереи?
"КВ" № 13 от 7 февраля 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий