Марина ГУСАРОВА
…Театр уже полон, ложи блещут, партер и
кресла все кипит… Нет, это не театр времен Пушкина, это наше время. Итак,
Крымский академический русский драматический театр им. Горького, 26 марта — публика
с нетерпением ждет творческого вечера, посвященного — страшно сказать! — сорокалетию
пребывания «у руля» одного из старейших театров СНГ народного артиста Украины Анатолия
Григорьевича Новикова.
Собственно,
юбилей надо было отмечать еще в прошлом году — ведь к обязанностям руководителя
театра Новиков приступил ровно 1 сентября 1972 года. Но все как-то «не срасталось».
Срослось в 2013-м — в аккурат накануне Международного дня театра. Руководство
всех ветвей крымской власти на этот раз прибыло в полном составе, заполнив
партер практически полностью. Шутка ли — даже большой друг театра, банкир Борис
Финкельштейн на этот раз сидел не в пафосном пятом ряду, а только в шестом!
Но
сильные мира сего были лишь частью торжественного действа: на сцене всецело
царил Новиков — по обыкновению подтянутый и элегантный. Даже не верилось, что
Анатолий Григорьевич уже сорок лет стоит у руля беспокойного хозяйства под
названием «театр». За это время он успел многое — провести реконструкцию,
открыть, помимо основной, еще шесть новых сцен (сейчас их, к сожалению, стало
на одну меньше), поставить порядка 140 спектаклей, вывезти театр на гастроли в
Германию, создать уникальную школу-студию при театре… А начиналось все с… козы,
которая в том далеком сентябре 1972 года встретила новоназначенного худрука у
театральных касс. Историю с козой с легкой руки Анатолия Григорьевича, знают,
уже, наверное, все. А что было потом? Была первая симферопольская премьера
Новикова «Царь Федор Иоаннович». Был уникальный спектакль «Они были актерами» (о
работе подпольной группы «Сокол», созданной в годы войны работниками театра), в
1977-м отмеченный Государственной премией СССР. Были «Мастер и Маргарита»,
«Дети Ванюшина», «Ревизор», «Поминальная молитва». Были долгих 16 лет
реконструкции и строительства, когда мало кто верил, что у него получится.
Получилось. Получается и сегодня — к примеру, растить достойную смену в
собственном вузе, ведь Новиков убежден: в тридцать играть Джульетту актрисе уже
поздно. Впрочем, многие питомцы школы-студии, оставшиеся работать в родном
театре — уже вполне сложившиеся, зрелые актеры и заслуженные артисты.
— Руководить театральным коллективом в течение 40 лет —
это уникальный случай, достойный уважения, — отметил председатель Совета
министров АРК Анатолий Могилев. — Даже не знаю, есть ли художественные
руководители, остававшиеся у руля одного театра столь долгий срок. Такое
достойно внесения в Книгу рекордов Гиннесса!
В подарок крымский премьер вручил виновнику торжества
сертификат на отдых в крымском санатории — любом, на выбор. Председатель
Верховного Совета Крыма Владимир Константинов как профессионал отдал должное
Новикову-строителю, а постоянный представитель президента Украины в АРК Виктор
Плакида отметил, что Анатолий Григорьевич развил и приумножил традиции театра,
на сцене которого в свое время блистали Щепкин, Комиссаржевская, Кенигсон,
Раневская, где начинал свою творческую жизнь Дунаевский. Генеральный консул
Российской Федерации в АРК Владимир Андреев напомнил еще об одном
знаменательном событии — высоко оценив вклад Новикова в развитие русской
культуры, президент России Владимир Путин в ноябре прошлого года вручил ему в
Москве высокую награду — Орден Дружбы.
Звучали со сцены поздравительные телеграммы, Новикову дарили
корзины и букеты цветов, картины и швейцарские часы, но, наверное, самыми желанными
подарками стали для Анатолия Григорьевича выступления коллег по «культурному
цеху» — народных артисток Украины Елены Басаргиной и Эльмиры Налбантовой, ансамбля
«Джаз-рандеву» Крымской филармонии, заслуженного артиста Украины Владислава
Черникова, Севастопольского академического театра танца под руководством Вадима
Елизарова и, конечно, артистов его родного театра, где уже сорок лет царит
«эпоха Новикова». Не обошлось и без сюрпризов — художественный руководитель
Симферопольского цирка Борис Тезиков на торжество, как всегда, пришел не один.
Однако на этот раз — не в компании медведей, львов, акробатов и гимнастов, а
вместе с одним из самых сильных людей планеты, легендарным Дмитрием Халаджи,
который на глазах у восхищенной публики с легкостью завязывал в узел стальные
прутья, рвал цепи и забивал голыми руками гвозди. Но точку в творческом вечере
поставил, конечно же, сам худрук.
— Театр — это огромный корабль, на котором уйма людей —
у нас, к примеру, работает 300 человек, — заметил Анатолий Новиков. — Он часто
отправляется в плавание, но главное для каждого корабля — вернуться в свою
гавань, где тебя встретят, подремонтируют и снова отправят в путь. Не скрою, меня
не раз приглашали работать и в большие города и за границу, но я остался здесь.
Почему? Потому, что у этого театра — своя история. Здесь блистали многие
великие актеры. Здесь артисты создали уникальную подпольную группу, передавали
сведения партизанам, спасали молодежь от угона в Германию и были замучены
фашистами буквально за три дня до освобождения Симферополя. Такой театр
невозможно не любить! Как невозможно не любить моих коллег, с которыми мы
вместе делаем общее дело. И наши мэтры, и молодежь — все они помогают мне
руководить этим кораблем. И, конечно, невозможно не любить наших зрителей, которым
я обещаю: мы не сдадим наших позиций и будем все время радовать вас новыми
спектаклями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий