Марина ГУСАРОВА
Фото
Виталия ПАРУБОВА
Сегодня режиссеру
Крымского академического русского драматического театра им. Горького, главному
режиссеру ТЮЗА, Юрию Хаджинову — пятьдесят. Накануне мы встретились с юбиляром,
чтобы поговорить о жизни, творчестве и, конечно, о театре, в котором Юрий
Викторович и его супруга, главный балетмейстер театра Ольга Чехова, работают
уже девятнадцать лет.
«Надо было либо идти на войну, либо заниматься
искусством»
Поздравив нашего собеседника с предстоящим юбилеем, мы
поинтересовались — есть у него ощущение осознания некой знаковости,
торжественности этого момента.
— Никакого осознания нет, — откровенно признался
Хаджинов. — Пока не понял, что это такое и, видимо, не пойму. Пятьдесят — странная
дата, юбилей в пору творческой молодости…
— Расскажите, как вы пришли в театр, в
профессию? Театр — это у вас семейное?
— Нет, мои родители — люди, далекие от театра. Сам я из Днепропетровска —
оттуда в 17 лет и уехал поступать в Киевский театральный институт им.
Карпенко-Карого. Тогда, в 1980-м году, из-за московской Олимпиады вступительные
экзамены в вузах перенесли на август. Но отступать мне было некуда — дома меня
ждала повестка в Афганистан: надо было либо идти на войну, либо заниматься
искусством.
— Вы поступали на актерский факультет?
— Сначала
— да. Учился у знаменитого режиссера, худрука киевского театра русской драмы
им. Леси Украинки Михаила Резниковича. Именно Михаил Юрьевич, когда я уже
выпускался, сказал, что мне неплохо было бы заняться режиссурой.
— И вы сразу продолжили образование?
— Нет,
после института я пошел в армию — служил во внутренних войсках, как и многие
ребята с нашего курса. А заканчивал службу в ансамбле внутренних войск. В мае
мы должны были демобилизоваться, а 26 апреля произошел взрыв на Чернобыльской
АЭС. Тех ребят, которые служили с нами вместе, направили туда буквально через два
часа после катастрофы. А мы поехали в Чернобыль пятого мая с концертами и
пробыли там целый день. Помню, как мимо нас в направлении АЭС шли бесконечные
вереницы машин с цементом... Так что приключений за время армейской службы
хватило.
Когда
я вернулся из армии, хотел пойти к Резниковичу на режиссуру — он сказал, что
возьмет меня сразу на третий курс. Но сложилось так, что Михаил Юрьевич был
вынужден уехать из Киева. Поэтому премудрости режиссуры я постигал в ассистентуре
у Ирины Александровны Молостовой, прекрасного специалиста.
— А как вы попали в Симферополь?
— Вышло
так, что по семейным обстоятельствам я уехал из Киева. Вернулся домой и
поступил на работу в Днепропетровское театральное училище, где мне сразу
доверили руководить курсом. Работал я также и в Днепропетровском ТЮЗе, в
русском театре им. Горького.
Мы
сделали 12 дипломных спектаклей на украинском и русском языках, три из них поставил
я. Мы с супругой Ольгой Чеховой подготовили с актерами двухчасовую танцевальную
программу — там были и сценические бои, и многое другое. Фрагменты этих
спектаклей, где были заняты наши выпускники, мы показывали, когда в училище приехали
«покупатели» из театров Украины — Львова, Николаева и Симферополя. Из
Симферополя приехала Лариса Терентьевна Бойко, увидела, что мы сделали, и
пригласила моих студентов — Анатолий Григорьевич Новиков дал на это «добро». А ребята
мои в Симферополе так лихо продемонстрировали на Новой сцене приемы
сценического фехтования, что даже немножко испугали здесь всех! В итоге Анатолий
Григорьевич потребовал, чтобы пригласили того, кто с этими студентами работал. В
декабре 1993 года я посетил Симферополь, познакомился с Анатолием Новиковым — и
он предложил мне здесь работать. А когда узнал, что моя супруга — балетмейстер
с московским образованием, потребовал, чтобы и она немедленно приехала — он
хотел создавать при театре балетную группу. Вот так хорошо все совпало! И уже
19 лет — с марта 1994 года — я работаю в этом театре. За это время поставил
пятьдесят один спектакль. А начинал главным режиссером ТЮЗа — в то время он
располагался в ныне закрытом филиале на площади Советской, а сейчас продолжает
работу на Новой сцене.
«Режиссер
— хозяин спектакля. Он отвечает за все»
— Вы поставили пятьдесят один спектакль.
А сколько ролей сыграли?
— Крупных
ролей у меня мало. Больше эпизодов. Я очень люблю эпизодические роли — мне, как
режиссеру, всегда интересно найти некое зерно и это зерно выразить в малом
количестве слов и в ограниченное время пребывания на сцене. А вообще я не
склонен отбирать хлеб у артистов, и считаю, что актер всегда сыграет лучше, чем
любой режиссер. В своих спектаклях я практически никогда не играю. В спектаклях
других режиссеров — по необходимости. К примеру у Анатолия Новикова в эпизодической
роли грека Дымбы в спектакле «Ох! Эти свадьбы!». Кстати, если я занят в
спектакле у другого режиссера, то твердо придерживаюсь принципа: здесь я актер,
а не режиссер.
— К чему больше тяготеете — пьесам
камерным или более масштабным?
— Выбор
пьесы зависит не столько от желания режиссера, сколько от возможностей театра.
Можно взять пьесу, замыслить постановку, но, если у тебя не будет артистов,
которые все смогут сделать на достойном уровне, браться за это не стоит. Что
касается жанра, то я не чувствую, что какой-то жанр у меня получается лучше,
какой-то — хуже. Первой полноценной пьесой, которую я поставил здесь, была
трагедия «Кровавая свадьба» Гарсиа Лорки — пьеса очень сложная, философская.
Что касается комедий, то в этом театре они имеют некий кассовый привкус — потому
к ним, конечно, надо обращаться, и они должны быть разными. За последнее время у
нас вышло очень много комедий разного уровня и качества, и все они посещаемы. Три
поставил я — одна из них, «Брачный контракт», настолько пользуется зрительским
спросом, что ее перенесли на Основную сцену — мы уже пятьдесят раз ее сыграли! Новая
моя работа на Основной сцене — «Как ты сюда попала?» — тоже очень востребована.
А до этого был еще один очень интересный спектакль — «Запоздалые раскаяния» — над
ним мы с Анатолием Григорьевичем серьезно работали, и он очень помог мне. Сама
пьеса — «Сеанс одновременной любви» была написана в комедийно-саркастическом
ключе. А вот спектакль получился серьезный. Для этого пришлось переписывать всю
пьесу — биографии героев, сам стиль.
— Признайтесь, Новиков строгий критик?
— Он
правдивый критик. И именно за это я его люблю. Он не расшаркивается, не
пытается сгладить углы — и, если ты, что называется, «попал», обязательно
скажет правду. Когда надо, он меня хвалит, но ругает больше. И это правильно! Последнее
время я часто бываю с ним не только на репетициях, на сцене, но и хожу по
цехам, смотрю, как он работает там, общается с людьми. Анатолий Григорьевич
сразу меня приучил: режиссер — хозяин спектакля, он отвечает за все. Иначе
просто ничего не получится. И, когда у меня спрашивают, какой я режиссер,
всегда говорю: приходите на спектакль — сами все увидите.
«
У нас в доме командует жена — и мне это нравится!»
— У вас театральная семья. Влияет ли
театральная жизнь на жизнь семейную?
— С
моей супругой Ольгой Борисовной мы встретились в Днепропетровске и с тех пор
вместе. Мы давно определились: в моем спектакле хозяин я, там я командую, а
дома командует она. Я придерживаюсь такой точки зрения: мужчина — капитан
корабля, а корабль должен находиться на ладони у женщины. Многое в моей жизни —
в творческом, карьерном, личностном плане — состоялось только благодаря Ольге
Борисовне. Она очень справедливая, добрая, на нее можно положиться и многое
положить — донесет до конца, не бросит, не предаст. Она главная однозначно — и
мне это нравится.
— Находится ли в вашей жизни место
увлечениям?
— Я
всю жизнь занимаюсь спортом. А в понедельник — наш выходной — мы обязательно
стараемся уехать куда-нибудь поближе к морю — в Симеиз, Ялту, Алушту,
Коктебель… Любим чтение, домашний уют, семейные обеды, любим общаться с детьми,
которые уже живут отдельно.
«Настоящее
искусство должно и оплачиваться достойно»
— И напоследок — о ваших творческих
планах…
— Сейчас
репетируем на Основной сцене «Бешеные деньги» Островского. Очень правдивая
пьеса, очень современная. В спектакле занят сильный состав: наша «тяжелая
артиллерия» — Светлана Кучеренко, Валерия Милиенко, Валерий Юрченко; Игорь
Бондзик — у него очень интересная роль, и зритель увидит его в новом качестве —
он уже сейчас на репетициях играет блестяще! Играют и молодые актеры — к
примеру, Антон Навроцкий, который в последнее время очень вырос, выпускница нашей
школы-студии Нина Станиславская… Думаю, премьера выйдет уже в начале нового
театрального сезона. Есть у нас с Ольгой еще одна задумка — очень хочется
поставить драматический спектакль, где был бы балет, танцы.
— Чем стал за это годы для вас Крым и
театр имени Горького?
— В
девяностые годы театр Новикова был брендом, одним из лучших театров не только
Украины, но и Советского Союза. Это и сегодня серьезный театр с очень
профессиональными артистами и ответственным отношением к работе. Увы, сейчас
работать стало сложнее — по причинам, которые от нас, увы, не зависят. Власти
почему-то забывают, что настоящее искусство должно и оплачиваться достойно. Тем
более, что наш театр давно доказал свое право на лидерство, его не надо
сравнивать с другими, это самодостаточное явление. Конечно, я понимаю, что у
нас искусство финансируется по остаточному принципу, но, думаю, что к нашему театру
в Крыму все же должно быть особое отношение, его нужно сохранить, сберечь. Я
никогда не жалел о том, что пришел в этот театр, и очень хочу, чтобы он успешно
работал еще много-много лет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий