пятница, 26 апреля 2013 г.

В Крыму прозвучала «Всеобщая песнь»



Работа над ораторией «Канто Женераль» объединила музыкантов из Франции и Крыма

Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Международный  арт-проект «Объединенная Европа» уже хорошо известен крымчанам. В его рамках  на полуострове побывали хоры Freiburg Kantorei и Studentenkantorei из Хайдельберга, немецкий органист и дирижер Кристоф Андреас Шейфер, Франко-славянский хор Тулузы, хор «Crescendo» из Лиона, еще один хор из Франции  — Voces Intimae, молодежный хор Лодзские Политехники  из Польши, а Нидерланды в разные годы представляли  в Крыму дирижер камерного оркестра Крис  Йобсе,  Византийский Североголландский мужской хор и  пианист и композитор  Гари Голдшнайдер. 

«Реквиемы» Форе, Верди и, конечно, Моцарта, «Всенощное бдение»  Рахманинова, «Месса ди Глория» Пуччини, «Маленькая Торжественная месса» Россини, Месса  Ре-мажор Дворжака  — вот лишь неполный перечень произведений, исполненных в Крыму с 2003 года в рамках проекта европейскими коллективами совместно  с Камерным хором и ансамблем «Таврия» — постоянными участниками «Объединенной Европы»  с крымской стороны.   

И вот —  новый этап проекта: премьера оратории «Канто Женераль»  («Всеобщая песнь») греческого композитора Микиса Теодоракиса на стихи Пабло Неруды.  Состоялась она в Севастополе и Ялте, прозвучав в  Центре культуры и искусства города-героя и Театре имени   Чехова,  и стала плодом совместной работы  хора Дю Санто из бретонского города Кемпера, французских солистов, артистов Камерного хора и оркестра ансамбля «Таврия».
В минувший вторник в Симферополе хлебом-солью встречали   группу французских хористов —  почти восемьдесят человек, преодолев границы и немалые расстояния, приехали в Крым.  Одна из участниц накануне сломала ногу и, по всем законам здравого смысла, должна была остаться дома. Ничуть не бывало  — энергичная дама, бросив вызов травме, прибыла на полуостров в инвалидной коляске!     
Хор из Кемпера — уникальный хор. Достаточно лишь сказать, что создан он был… специально для исполнения оратории «Канто Женераль»  — уж больно понравились французам зажигательные ритмы  и мелодии  создателя визитной карточки Греции — «Сиртаки» —  Микиса Теодоракиса, написанные на стихи чилийца Пабло Неруды  — поэта, политика, нобелевского лауреата.  Хористы-аматоры сами пригласили из Парижа дирижера, сами оплатили дорогу в Крым — да, такому энтузиазму можно только позавидовать!
То, что, соединившись, греческий и южноамериканский темпераменты  способны творить чудеса, буквально зажигая исполнителей, мы убедились  уже на первой совместной репетиции французов и крымчан.  Безудержные ритмы, яркое исполнение, необычные инструменты — да, от оратории в ее классическом понимании  «Канто Женераль»   далека, но сколько в ней огня,  силы, экспрессии!

О том, как одно произведение может объединить людей, раздвинуть границы и дать дальнейший импульс к творчеству, шел разговор и на пресс-конференции, в которой приняли участие  руководитель хора, парижский дирижер Жан Голжевит, директор хора Дю Санто Мари-Ален Демортен, друг Пабло Неруды Тито Гонсалес, а также создатель  проекта «Объединенная  Европа»,  руководитель и дирижер Крымского Камерного хора, директор Вокально-хореографического ансамбля «Таврия» Игорь Михайлевский.
— «Канто Женераль»  — музыка, уникальная в своем роде,—  признался Игорь Николаевич. —  Это не классика, это фольклор, исполняемый в сопровождении  уникальных инструментов — некоторые из них крымчане увидят впервые.  Уникальна  и первая совместная  репетиция, в которой примут участие около ста человек.
— Для нас было очень важно привезти сюда это произведение, — подчеркнул Жан Голжевит. —  Тем более что сами мы не профессионалы, а петь будем совместно с профессиональными  исполнителями. Спрашиваете, как собираемся находить общий язык? Музыкант музыканта всегда поймет!
Впрочем,  исполнил  «Всеобщую песнь» международный состав не на русском и не на французском, а на языке оригинала — испанском.   И приехали из Франции не только любители, но и профессиональные певцы-солисты — правда, на день позже основной группы.   Жаль только, что не услышали этого великолепия симферопольские меломаны — с концертной площадкой осечка вышла. Правда, у жителей крымской столицы все-таки  был шанс  оценить исполнение «Канто Женераль»  на бретонском вечере, который прошел на турбазе «Таврия».  
В день встречи с журналистами французские гости уже успели погулять по Ялте, побывать в Бахчисарае — но не все. Жан Голжевит  серьезно готовился к  совместной репетиции, а Тито Гонсалес встречался со студентами Крымского университета культуры, искусств и туризма, которым рассказал о судьбоносном знакомстве и дружбе с Пабло Нерудой — к слову, большому другу Советского Союза и ценителю и знатоку русской литературы.  
— Когда мы познакомились, я был еще студентом, — вспоминает он. —  В 1966 году он пришел читать лекции в наш университет.  Я много говорил с ним — для меня его поэзия была божественным голосом, голосом  природы.  И, когда я встречался со студентами, то вспомнил свои молодые годы — наверное, мы были большими идеалистами, не испорченными рекламой и телевидением…
Грандиозное произведение, более ста артистов на сцене, особый состав оркестра —  бузуки, гитары, флейты, группа ударных инструментов, контрабас, фортепиано — такого в Крыму еще не слышали. И, думается, не только в Крыму.  Но  вот  «Канто Женераль» будет исполнена — и что дальше?  Неужели собравшийся специально для этого   из многих городов северофранцузской провинции Бретань уникальный хор прекратит свое существование? Обидно!
Но Жан Голжевит — между прочим,  не только дирижер, но и композитор —   поспешил развеять эти мрачные прогнозы:
 Я сделаю все возможное, чтобы создать  новое произведение, которое станет и новым этапом в жизни этого хора!
Хочется верить, что так и будет. И это новое произведение обязательно прозвучит  в Крыму в рамках проекта «Объединенная  Европа». 



"КВ" №  46 от 27 апреля 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий