Работа над ораторией «Канто Женераль» объединила
музыкантов из Франции и Крыма
Марина ГУСАРОВА
Фото автора
Международный арт-проект «Объединенная Европа» уже хорошо
известен крымчанам. В его рамках на
полуострове побывали хоры Freiburg Kantorei и
Studentenkantorei из Хайдельберга, немецкий органист и дирижер Кристоф Андреас
Шейфер, Франко-славянский хор Тулузы, хор «Crescendo» из Лиона, еще один хор из
Франции — Voces Intimae, молодежный хор Лодзские Политехники из Польши, а Нидерланды в разные годы
представляли в Крыму дирижер камерного
оркестра Крис Йобсе, Византийский Североголландский мужской хор и пианист и композитор Гари Голдшнайдер.
«Реквиемы» Форе, Верди
и, конечно, Моцарта, «Всенощное бдение»
Рахманинова, «Месса ди Глория» Пуччини, «Маленькая Торжественная месса»
Россини, Месса Ре-мажор Дворжака — вот лишь неполный перечень произведений, исполненных
в Крыму с 2003 года в рамках проекта европейскими коллективами совместно с Камерным хором и ансамблем «Таврия» — постоянными
участниками «Объединенной Европы» с
крымской стороны.
И вот — новый
этап проекта: премьера оратории «Канто Женераль» («Всеобщая песнь») греческого композитора
Микиса Теодоракиса на стихи Пабло Неруды.
Состоялась она в Севастополе и Ялте, прозвучав в Центре культуры и искусства города-героя и
Театре имени Чехова, и стала плодом совместной работы хора Дю Санто из бретонского города Кемпера,
французских солистов, артистов Камерного хора и оркестра ансамбля «Таврия».
В минувший вторник в Симферополе хлебом-солью
встречали группу французских хористов —
почти восемьдесят человек, преодолев
границы и немалые расстояния, приехали в Крым.
Одна из участниц накануне сломала ногу и, по всем законам здравого
смысла, должна была остаться дома. Ничуть не бывало — энергичная дама, бросив вызов травме,
прибыла на полуостров в инвалидной коляске!
Хор из Кемпера — уникальный хор. Достаточно лишь
сказать, что создан он был… специально для исполнения оратории «Канто
Женераль» — уж больно понравились
французам зажигательные ритмы и мелодии создателя визитной карточки Греции — «Сиртаки»
— Микиса Теодоракиса, написанные на
стихи чилийца Пабло Неруды — поэта,
политика, нобелевского лауреата. Хористы-аматоры
сами пригласили из Парижа дирижера, сами оплатили дорогу в Крым — да, такому
энтузиазму можно только позавидовать!
То, что, соединившись, греческий и южноамериканский
темпераменты способны творить чудеса,
буквально зажигая исполнителей, мы убедились
уже на первой совместной репетиции французов и крымчан. Безудержные ритмы, яркое исполнение,
необычные инструменты — да, от оратории в ее классическом понимании «Канто Женераль» далека, но сколько в ней огня, силы, экспрессии!
О том, как одно произведение может объединить людей,
раздвинуть границы и дать дальнейший импульс к творчеству, шел разговор и на
пресс-конференции, в которой приняли участие
руководитель хора, парижский дирижер Жан Голжевит, директор хора Дю
Санто Мари-Ален Демортен, друг Пабло Неруды Тито Гонсалес, а также создатель проекта «Объединенная Европа»,
руководитель и дирижер Крымского Камерного хора, директор
Вокально-хореографического ансамбля «Таврия» Игорь Михайлевский.
— «Канто Женераль»
— музыка, уникальная в своем роде,— признался Игорь Николаевич. — Это не классика, это фольклор, исполняемый в
сопровождении уникальных инструментов — некоторые
из них крымчане увидят впервые.
Уникальна и первая
совместная репетиция, в которой примут
участие около ста человек.
— Для нас было очень важно привезти сюда это
произведение, — подчеркнул Жан Голжевит. — Тем более что сами мы не профессионалы, а петь
будем совместно с профессиональными
исполнителями. Спрашиваете, как собираемся находить общий язык? Музыкант
музыканта всегда поймет!
Впрочем,
исполнил «Всеобщую песнь»
международный состав не на русском и не на французском, а на языке оригинала — испанском. И приехали из Франции не только любители, но
и профессиональные певцы-солисты — правда, на день позже основной группы. Жаль только, что не услышали этого
великолепия симферопольские меломаны — с концертной площадкой осечка вышла.
Правда, у жителей крымской столицы все-таки
был шанс оценить исполнение
«Канто Женераль» на бретонском вечере,
который прошел на турбазе «Таврия».
В день встречи с журналистами французские гости уже
успели погулять по Ялте, побывать в Бахчисарае — но не все. Жан Голжевит серьезно готовился к совместной репетиции, а Тито Гонсалес встречался
со студентами Крымского университета культуры, искусств и туризма, которым
рассказал о судьбоносном знакомстве и дружбе с Пабло Нерудой — к слову,
большому другу Советского Союза и ценителю и знатоку русской литературы.
— Когда мы познакомились, я был еще студентом, — вспоминает
он. — В 1966 году он пришел читать
лекции в наш университет. Я много
говорил с ним — для меня его поэзия была божественным голосом, голосом природы.
И, когда я встречался со студентами, то вспомнил свои молодые годы — наверное,
мы были большими идеалистами, не испорченными рекламой и телевидением…
Грандиозное произведение, более ста артистов на сцене,
особый состав оркестра — бузуки, гитары, флейты, группа ударных
инструментов, контрабас, фортепиано — такого в Крыму еще не слышали. И,
думается, не только в Крыму. Но вот
«Канто Женераль» будет исполнена — и что дальше? Неужели собравшийся специально для этого из многих городов северофранцузской
провинции Бретань уникальный хор прекратит свое существование? Обидно!
Но Жан Голжевит — между прочим, не только дирижер, но и композитор — поспешил развеять эти мрачные прогнозы:
— Я сделаю все возможное, чтобы создать новое произведение, которое станет и новым
этапом в жизни этого хора!
Хочется верить, что так и будет. И
это новое произведение обязательно прозвучит
в Крыму в рамках проекта «Объединенная
Европа».
"КВ" № 46 от 27 апреля 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий