четверг, 14 апреля 2011 г.

Космический строитель


Олег Маркелов

Симферополец Александр Олаг строил «Байконур». Он отдал космодрому 16 лет жизни. Поэтому 50-летие полета первого человека в космос Александр Николаевич отмечал с особым чувством. Точнее, чувств было много. Это и ностальгия, и гордость, и горечь — ведь многое из того, что было сделано благодаря труду и самоотверженности нескольких поколений наших людей, бездарно растрачено, разрушено и потеряно.

На «Байконур» Александр Олаг приехал в 1973 году, сразу после окончания Симферопольского высшего военно-политического строительного училища.
Уже на следующий день после прибытия молодой лейтенант с супругой получили однокомнатную квартиру, причем у них была возможность выбрать из трех квартир ту, которая им больше понравилась. Страна не скупилась, когда речь шла о космосе и обороне. А еще через два дня Олаг увидел место, где его батальону предстояло строить космический объект. Это место находилось в пустыне, в 90 километрах от города.
— Всего на «Байконуре» работало порядка 50 тысяч военных строителей — около 100 батальонов, — рассказывает Александр Олаг. — Строили самые разные объекты – от огромного госпиталя на 1000 коек (больше был только госпиталь имени Бурденко в Москве) до стартовых комплексов для программ «Союз-Аполлон и «Энергия-Буран».
Заметим, что старт первого и последнего советского «космического челнока» «Буран» готовился десять лет — с 1978 по 1988-й. Отечественный «челнок» совершил только один полет — в 1988 году. Два года спустя работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программу и вовсе закрыли. В 2002 году в монтажно-испытательном корпусе на «Байконуре», где хранился «Буран», обрушилась крыша, и уникальный корабль был уничтожен.
Среди военных строителей, возводивших «космическую столицу» СССР, были самые разные люди. На «Байконуре» начинал свой путь известный советский певец, а тогда просто рядовой, Сергей Захаров. «Продюсером» Захарова стала супруга начальника строительства космодрома, генерала Ильи Гуровича, которая и показала молодое дарование Утесову. На этом военная служба Захарова закончилась…
Была, впрочем, и обратная сторона медали — ведь не секрет, что в «стройбат», вместо тюрьмы, отправляли судимых молодых людей, которые получали условные сроки. Некоторые роты были укомплектованы таким «личным составом» более чем на треть.
— К сожалению, несчастных случаев на строительстве было много, — вспоминает Александр Олаг. — В течение двух лет мне приходилось лично принимать участие в расследовании подобных инцидентов. Это очень тяжело. Напряжение было настолько сильным, что когда ночью дома звонил телефон, меня уже начинало трясти.
Сам Олаг также получил тяжелую травму при исполнении служебных обязанностей. Бывали на «Байконуре» и «нештатные ситуации», связанные с неудачными запусками ракет. Как известно, самая серьезная в истории космодрома авария произошла 24 октября 1960 года при испытании баллистической ракеты «Р-16». Тогда от огня и отравления компонентами топлива погибло 78 человек, среди которых был главнокомандующий РВСН Митрофан Неделин.
— На моей памяти таких катастроф, слава Богу, не было, — говорит Александр Николаевич. — Хотя в начале восьмидесятых произошла довольно серьезная авария — на старте загорелась ракета-носитель. Система аварийного спасения — капсула с космонавтами — отделилась, ее забросило аж под Барнаул. Космонавты не пострадали.
Впрочем, ветеран «Байконура» предпочитает вспоминать о более приятных событиях. Например, о том, как после удачного запуска пил пиво и ел тараньку с космонавтом №2 Германом Титовым. О встречах с такими «легендами» космонавтики как Алексей Леонов, Георгий Гречко. Или о том, как «выбивал» для солдатского клуба музыкальную аппаратуру.
— Дело было в начале восьмидесятых, — рассказывает Александр Николаевич. — На «Байконуре» построили солдатский клуб. А в то время в каждый уважающий себя клуб дожжен был иметь свой ВИА — вокально-инструментальный ансамбль. Но электрогитар для ВИА на военных складах не оказалось. По приказу начальства я поехал в Алма-Ату. Там меня принял министр культуры Казахской ССР. Напоил казахским чаем с молоком, выслушал, пообещал помочь решить проблему. А через две недели нам прислали контейнер с музыкальной аппаратурой: новейшие по тем временам колонки, 12 микрофонов, гитары… Причем абсолютно бесплатно. Конечно, можно сказать, что это мелочь. Но самом деле это показывает, каким было отношение к «Байконуру» на всех уровнях.
На самом деле без такого отношения не было бы потрясающих космических успехов нашей бывшей великой страны. Ни одна из ныне независимых республик не способна повторить этот успех. Как, впрочем, и многое другое.

Из досье «КВ»
Александр Олаг родился в 1952 году. Прошел путь от лейтенанта, командира строительной роты на космодроме «Байконур» до генерал-майора, заместителя руководителя строительства объектов Ракетных войск стратегического назначения на территории Украины и Белоруссии. Закончил службу в должности заместителя члена военного совета, начальника управления воспитательной работы Северного оперативного командования (бывший Киевский военный округ). Ветеран космодрома «Байконур», почетный член Федерации космонавтики СССР, награжден медалью имени Гагарина «25 лет полета человека в космос», несколькими грамотами за участие в подготовке космических полетов. В настоящее время живет в Симферополе, занимается общественной деятельностью. Женат, имеет дочь и сына. Главное хобби — футбол. В 2002 году стал чемпионом Крыма по мини-футболу.

Интересные факты
*Судьба «Байконура» была связана с Крымом, можно сказать, с самого рождения космодрома. Подразделения седьмой инженерно-саперной бригады, участвовавшей в освобождении Севастополя и Симферополя, одними из первых прибыли на строительство «звездной столицы» Советского Союза в 1955 году.
*При строительстве знаменитого «гагаринского старта» — стартовой площадки №1, с которой и по сей день взлетают космические корабли, было вынуто в полтора раза больше грунта, чем при строительстве ДнепроГЭСа.
*На «Байконуре» велось не только экспериментальное космическое строительство, там испытывались и новейшие системы ракетного оружия, в том числе, и наводившие ужас на американцев СС-18 «Сатана», а также ракеты морского базирования. В одной из частей и солдаты, и офицеры носили морскую форму — и это посреди пустыни.
*За 50 лет с «Байконура» было запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения, более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.

К слову
Космические суеверия
*Ззапуски ракет на «Байконуре» никогда не назначаются на 24 октября. Это день катастрофы 1960 года.
*Одно время космонавтам запрещали отращивать усы: в 1976 году у усатого космонавта Виталия Жолобова настолько ухудшилось самочувствие во время полета, что миссию пришлось прервать досрочно.
*Экипажу космического корабля строго запрещается наблюдать за проездом ракеты, которую везут на стартовый стол на специальном поезде. Техники же при этом подкладывают на рельсы монетки.
* Автобус, который везет космонавтов к стартовой площадке, украшен на счастье подковами. По прибытии к кораблю команда должна выйти из автобуса и оросить правое заднее колесо, как это сделал перед стартом Гагарин. Женщины-космонавты от этой «обязанности» освобождаются, хотя, как говорят, некоторые приносят с собой мочу в баночке.

Космос, люди, память

"КВ" №41 от 14 апреля

3 комментария:

  1. "до генерал-майора, заместителя руководителя строительства объектов Ракетных войск стратегического назначения на территории Украины и Белоруссии"-ложь... он полковник, замнач управления воспитательной работы... кинул две фирмы в Чернигове, ну и т.д.

    ОтветитьУдалить
  2. Если есть факты, сообщите пож на omar17@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  3. Качественые окна цена как в сказке удивила и порадовало,от компании Окна Беккер,купила,всем рекомендую!
    http://beckerokna.ru/

    ОтветитьУдалить