четверг, 21 апреля 2011 г.

Прогулка по весеннему Симферополю








Марина ГУСАРОВА

Фото автора

Как же все-таки хорошо пройти по родному городу, не спеша на очередную пресс-конференцию, брифинг или выставку! Снова заглянуть в любимые уголки столь любимого мною «одноэтажного» Симферополя, побродить по шумному центру и потихоньку начинающей зеленеть набережной…

Собственно, с нее и начнем. Гуляющие парочки, молодые мамы с колясками и расположившиеся на скамейках пенсионерки — типичная картина. А неподалеку поселились голуби — нет, не под крышей, как обычно, а… под мостом.

… Зеленые островки, плакучие ивы — идиллия! Как там писал классик? «Нет безобразья в природе»… Впрочем, вот и оно — безобразие: прямо возле парапета — целая мусорная куча!










Под охраной мраморного льва

Моя прогулка пришлась на 18 апреля — День охраны памятников истории и культуры, поэтому я никак не могла обойти стороной находящееся по соседству, на улице Шмидта, здание, украшенное мемориальной табличкой, гласящей: «В этой здании 2 февраля 1945 г. в период подготовки Ялтинской (Крымской) конференции руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции останавливался на кратковременный отдых глава делегации Великобритании, премьер-министр У. Черчилль».

Однако, похоже, что установкой таблички внимание властей к мемориальному зданию закончилось: судя по всему, обветшавший дом не ремонтировали с того самого приснопамятного 2 февраля 1945 года, когда отдохнул здесь кратковременно, попыхивая неизменной сигарой, Уинстон Черчилль… «Охраняет» полуразвалившийся домик с непривычно острой крышей лишь сиротливо притулившийся на ступеньках лев. Вид у царя зверей виноватый: дескать, делаю, что могу, простите, что не облез — просто мраморный я…

Улица Курчатова: мусор и разруха

Пять минут ходьбы — и вот он, мой любимый старый город, одноэтажный Симферополь. Улица Курчатова: до центра — рукой подать, а кажется, что находишься на забытой Богом окраине. Возле чудом сохранившейся старинной будки бойко торгует «с пола» пиленгасом целая семья с тремя малышами: «Рыбки свеженькой не хотите? И почистим, и порежем, если надо!».

Всего через десяток метров от импровизированного рыбного лабаза — свалка — классическая, обильно усыпанная полиэтиленовыми пакетами, половину из которых уже успел опорожнить деловито роющийся в мусоре бомж. Увидев нацеленный на него объектив, «потрошитель» мусорников буквально взрывается тирадой:

— Нечего тут меня снимать! Если хотите — как в Америке: платите пятьдесят центов — и фотографируйте на здоровье, а бесплатно — шиш!

«Не больно-то и хотелось», — бросаю через плечо и иду дальше. И с каждым шагом все больше убеждаюсь, что улице не зря дали имя физика-ядерщика: тротуары, заборы и многие здания — как после бомбежки!

Центр города: блеск и нищета

Прогулка по некогда любимым улочкам вызвала лишь разочарование. Теперь — в центр: к цивилизации, сверкающим витринам и ровным тротуарам.

Кафедральный собор Петра и Павла. За железной оградой — чистота и благость: скоро Пасха. А вот и городские службы — «квартет» в оранжевых жилетах, вооружившись лестницами и пилами, приводят в порядок деревья. Еще бы мусор с Курчатова убрали — цены бы им не было!

Обшарпанный старинный особняк, а рядом – ненавязчивая реклама магазинчика под странным названием «Ура!». Ознакомившись с ценами, убеждаюсь — действительно, при нынешнем взлете цен и подорожании коммуналки вещички, хоть и бросовые, но дешевые пойдут «на ура» — не голыми же ходить?




А вот сюда — в находящийся буквально в паре шагов торговый центр «Капитал» — любителям ассортимента «Ура!» и прочим среднестатистическим гражданам путь заказан: дорого, сердито, продавцы недовольно косятся и вообще — нам бы что-нибудь поскромнее да подешевле. А в «Капитал» пусть капиталисты ходят!

За бигбордом «лица» не увидать

Признаюсь честно — на центральных улицах вообще и на симферопольских в частности меня больше всего раздражает реклама, в большинстве своем — безвкусная и развешанная где попало. Даже самые красивые здания в «броне» бигбордов просто теряются. Взять хотя бы уже ставшую хрестоматийной табличку на здании, где останавливался Грибоедов, «задавленную» рекламой.

Сегодня рекламным щитам уже мало улиц — они «лезут» и во дворы. Самый яркий пример — один из дворов на Пушкинской. Зайдешь — и глаза буквально разбегаются от обилия услуг и предложений: от установки пластиковых окон до рекламы магазина «Интим». И уже не верится, что настанет такое светлое время, когда стены старинных домов будут чистыми и побеленными, тротуары и дороги — ровными, а немногочисленная реклама — ненавязчивой.






Дорога к храму и крылья Пегаса

И вот одно из главных мест города — сквер, центром которого еще недавно был танк, а стал — храм. Заново отстроенный собор Александра Невского, взорванный в лихие тридцатые.

Мой дед рассказывал: взрывали храм долго, не один день, после взрывов в небо взмывали тучи воронья, а когда на землю упали колокола кафедрального собора, сердце главного архитектора Симферополя не выдержало — разорвалось…

Глядя на купола возрождающегося храма, понимаешь: человек полагает, а Бог располагает. Уж как противились строительству коммунисты и примкнувшие к ним экологи — дескать, и танк убирать нельзя и деревья вырубать — но высшая воля оказалась сильнее. В итоге нашлось место и танку, и деревьям, и, конечно же, храму — скорее бы открылся!

Совсем рядом нашлось место и символу вдохновения — Пегасу. Сделал крылатого коня какой-то неравнодушный человек из спиленного до половины сухого дерева. Теперь вместо коряги радует глаз прохожих деревянная скульптура. Взглянешь на нее — и хочется верить, что таких творцов, готовых просто так, «за спасибо», творить красоту, в столице Крыма гораздо больше, чем людей, равнодушных к своему родному городу.


"КВ" № 44 от 24 апреля 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий