четверг, 7 апреля 2011 г.

Продовольственная корзина: платим больше – едим меньше


Марина ГУСАРОВА
Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА
«Заплатил двести гривен, а купил — смотреть не на что!» — эти слова, выходя из супермаркета, магазина или возвращаясь с рынка, мы произносим все чаще. Работа «на унитаз» в нашей стране, да и во многих государствах постсоветского пространства уже давно стала нормой. Однако в последние месяцы с расходами на питание успешно конкурируют и неуклонно растущие затраты на «коммуналку». Вот и приходится решать пенсионерам и малоимущим: за квартиру заплатить или хлеб маслом намазать — об икре, (естественно баклажанной) в этом случае, сами понимаете, речи не идет.
На повышение цен не сетует сегодня разве что ленивый — или весьма обеспеченный. Но так как ни к первой, ни ко второй категории автор этих строк себя не относит, то при подготовке материала было принято решение проанализировать ситуацию, так сказать, исходя из личного опыта. С этой целью я и направилась в один из симферопольских супермаркетов.
Что нам стоит борщ «построить»?
«Программой-минимум» стала покупка ингредиентов для одного из самых «народных» блюд — борща. Итак, овощи: картофель (от 5, 94 до 11, 79 грн. за кило), лук (самый дешевый — 11, 74 грн/кг), свекла (эконом-вариант — 8, 64 грн/кг). Пресловутая капуста на этот раз выглядела непрезентабельно, зато оказалась недорогой — от 11, 94 до 15, 94 гривен за кило. А недавно моя коллега чуть не упала в обморок, когда за два небольших вилочка «белокочанки» на рынке с нее запросили… 60 гривен!
Теперь — мясо. Свинина или говядина? Прицениваемся к свинине: самый дешевый — гуляш, чуть больше сорока гривен за кило. Ошеек — сорок восемь, биток — уже 51. Теперь — говядина: ошеек — почти 56 гривен, задняя часть — почти 60. Кусается!
Решаю: борщ будет постным — как-никак, Великий пост. В этом случае для придания навара овощной набор придется «усилить» грибами (в нашем случае — шампиньонами от 26 с половиной до почти 33 гривен за кило) и фасолью (почти 28 гривен килограмм). Увы, «народное» блюдо обойдется ненамного дешевле и в постном варианте. Да, чеснок забыла — без малого по 30 гривен за кило…
Лучшая рыба — это… колбаса?
Поход в соседствующие с мясными рыбные ряды оптимизма не прибавил. По карману пенсионерам здесь, пожалуй, только мойва почти по 12 гривен за кило, да, может быть еще лениво плавающие в большом аквариуме карпы по 18 с копейками. Полюбившийся многим пиленгас в зависимости от размера «затягивал» от 15 до 31 гривны, сазан — почти 26 гривен, а настойчиво рекомендуемые медиками как кладезь суперполезных жирных кислот Омега-3 форель и семга стоили соответственно… 176 и 142 гривны за кило.
Не буду будоражить воображение читателя описанием баночек красной икры по 70 гривен и выше или сыра пармезан по 200 с гаком за кило. А вот за столь любимую многими скумбрию горячего копчения обидно — не по карману нам эта вкусная рыбка стоимостью более 70 гривен за кило!
Ну и бог с ней, с рыбой! И вообще когда-то на гастрономе напротив моего дома было написано: «Лучшая рыба — это колбаса!». Однако посещения колбасного отдела нагнало еще большую тоску. Цены — астрономические, а качество продукта видно даже невооруженным глазом: сегодня встретить в той же вареной колбасе хоть малую толику мяса — редкая удача.
Доступно: курица, крупа и макароны
Но все-таки есть в супермаркете небольшой «островок радости» и для малоимущих. Из больших емкостей можно щедро набирать крупу пшеничную (3, 16 за кило), рис длинный по 6, 97, а по соседству — затариться рожками по 6, 35 за килограммовую пачку или макаронами «спираль» по 5,92 за аналогичную упаковку. Подсластить жизнь можно сахаром по 8, 84, а сразу после пенсии или минимальной зарплаты — и пошиковать по-крупному, сварив гречку по 18, 89.
Когда-то французский монарх Генрих IV желал, чтобы во время его правления «у каждого крестьянина была курица в горшке». Сегодня мечта доброго короля исполнилась не только во Франции (где в горшках простолюдинов вольготно плещутся в бульоне куры, утки, гуси, кролики, говядина, баранина, свинина, а также креветки, лангусты и крабы), но и у нас в Крыму — в день моего визита кило «птицы счастья» стоило всего 16 гривен 98 копеек!
Возьми и сравни
«Информацией к размышлению» стал для меня и случайно завалявшийся чек из этого же супермаркета, датированный серединой октября прошлого года. Отличный повод сравнить цены — тогдашние и теперешние.
Удивительно, но кое-что было даже «в минусе»: килограмм вышеупомянутой «курицы охлажденой» (орфография магазина сохранена — Авт.) подешевел с 17,59 до 16,98 — мелочь, а приятно! Ценовое постоянство сохранил и «зефир фигурный подарочный» — по 28, 38 за кило.
На этом стабильность закончилась. Карамель «Цитрусовый микс» выросла в цене от 16, 80 до 22, 28 за кило. 450-граммовая пачка сливочного маргарина подорожала в среднем на две гривны, «сервелат европейский» — на восемь гривен за кило, а «окорок украинский» — почти на червонец. Однако, сказал бы Киса Воробьянинов!
А в прессу уже просочились другие тревожные слухи с продуктового фронта. В некоторых торговых сетях повысили цену и на овсянку. Выходит, чтобы супруга поутру будила тебя словами: «Овсянка, сэр!», нужно быть по меньшей мере пэром? Правда, эксперты Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины поспешили успокоить любителей полезного завтрака: проблем с наличием на рынке овса не предусматривается, а возникшие трудности — временные. Впрочем, готовится и «запасной аэродром» — если резко подорожавшую гречку нам уже поставляют из Китая, то овес (в случае, если дефицит таки возникнет), намереваются завозить из соседней Польши (к переговорам по сему важному вопросу уже идет подготовка) или от наших ближайших соседей — из Белоруссии.
Цены на продукты растут и в Европе!
Именно так заявил недавно премьер-министр Украины Николай Азаров — видимо, желая успокоить сограждан: мол, кризис, всем трудно.
Однако позволю себе паспорить согласиться с этим заявлением. Трудно бывает по-разному. Не зря в народе говорят: «У кого суп жидкий, а у кого жемчуг мелкий». Рассмотрим проблему на примере зарплаты школьного учителя. Допустим, наша Мария Ивановна получает в долларовом эквиваленте в среднем 150-175 «зеленых» в месяц. Ее белорусская коллега уже 400, российская 500. В США труд «сеятелей разумного, доброго и вечного» оценивают в среднем в 4440 долларов, а в странах Евросоюза и того выше в 5400. С доходами все ясно теперь перейдем к расходам. Если затраты Марии Ивановны на питание составляют 53 процента больше половины зарплаты, то ее европейские коллеги оставляют в супермаркетах и на рынках от 9, 7 до 14, 7 процентов ежемесячного дохода, а американские и канадские в пределах 10 процентов.
Что касается стоимости коммунальных услуг, то постоянное подорожание газа, воды, а с 1 апреля и электроэнергии на 15 процентов позволяет надеяться, что не за горами то время, когда мы в этом вопросе обгоним и западных соседей. Впрочем, подорожание электричества и бензина также дает все основания полагать, что возросшие затраты производители продовольствия тут же «вобьют» в цены действительно, не себе же в убыток работать?
· экспресс-опрос
«Хватает только на самое необходимое»
«Возросли ли ваши расходы на продукты питания и оплату коммунальных услуг, и от чего вы вынуждены были отказаться в связи с повышением цен?» Этот вопрос мы задали симферопольцам — и вот какие ответы получили.
Наталья:

— Возросли — еще и как! Процентов на двадцать. Я пенсионерка и многие продукты мне вообще становятся не по карману — те же мясо, рыба, сыр… А капуста по 35 гривен за кило — это разве мыслимо! Я вообще не представляю, как мы дальше жить будем!
Людмила:

— Конечно, продукты теперь обходятся дороже. У нас 80 процентов людей работают только на пропитание — я работаю в продуктовом магазине и вижу это своими глазами. Зарабатываю неплохо — но приходится в двух местах работать. Зато и питаемся нормально. А вот по ресторанам-барам уже не ходим — времени нет, да и накладно это. Лучше отложить что-то на черный день — никто не знает, что нас ждет завтра, неуверенность полная…
Евгений:

— Да, расходы возросли в среднем процентов на двадцать. На чем экономлю? На бензине — больше стал на маршрутке ездить. А вот хлеб, колбасу, мясо пока могу себе позволить.
Георгий Павлович:

— Конечно, на продукты мы стали тратить больше — от 20 до 30 процентов. От любимых продуктов пока не отказываемся, просто покупаем меньше — как говорится, по одежке протягивай ножки… А о деликатесах уже давно забыли.
Надежда Дмитриевна:

— Расходы на «коммуналку» и продукты увеличились процентов на 20, а, может, и больше. От чего отказались? От гречки, например. И цены на капусту мне давно не нравятся… Мясо с рыбой беру, но понемножку — насколько пенсия позволяет.

"КВ" №38 от 7 апреля 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий