Александр МАЩЕНКО
Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА
Профессор кафедры политологии Таврического гуманитарно-экологического института Леопольд Федорович Малафеев — принципиальный сторонник «кровожадного ливийского диктатора» Муаммара Каддафи. У Малафеева есть для этого веские основания. Он был в Ливии и своими глазами видел жизнь в этом «тоталитарном государстве».
Ситуацией в Ливии профессор Малафеев заинтересовался несколько лет назад после знакомства с «Зеленой книгой» Муаммара Каддафи. После этого Леопольд Федорович принял участие в нескольких научных конференциях, посвященных Ливии, которые проходили в Киеве, а также провел в 2004 году международную конференцию, посвященную «Зеленой книге» Каддафи, здесь у нас, в Симферополе. Ну и, наконец, в конце зимы — начале весны 2007 года крымский профессор в составе большой украинской делегации побывал на международной конференции в Ливии, посвященной тридцатилетию Джамахирии.
Третья всемирная теория Каддафи — это новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма и капитализма. Ливийский лидер отрицает традиционные орудия демократической власти — парламенты, партии, референдумы — и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах.
«Парламенты составляют основу существующей традиционной современной демократии, но представительство народа в парламентах является обманом, а парламентаризм — это порочное решение проблемы демократии, — утверждает Каддафи в «Зеленой книге».
По его мнению, «парламенты стали узаконенным барьером, мешающим народу осуществлять свою власть, отстранившим массы от участия в политике и монополизировавшим их власть. Народу оставлено чисто внешнее фальсифицированное проявление демократии — право на стояние в длинных очередях к урнам на избирательных участках».
Вместо традиционных демократических институтов власти в Ливии созданы народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделено на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающие всей полнотой власти в своем округе. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все жители коммуны. Каждый человек имеет право высказать свое предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.
Однако не буду утомлять вас теорией ливийского государства. Гораздо важнее то, что эта теория работает на практике. Как бы кто ни относился к Муаммару Каддафи, но за годы своего правления он превратил Ливию в самую процветающую страну Африканского континента, которая по уровню развития даст фору и Украине, и большинству других стран бывшего СССР.
ЛИВИЙЦЫ — НЕ ДУРАКИ
Мы пили чай в небольшом симферопольском кафе, и профессор Малафеев рассказывал о том, что он видел в Ливии.
«Нас поразил тот уровень жизни, который мы увидели в Ливии, — говорит Леопольд Федорович. — Никаких трущоб. Триполи — современный город с высокоразвитой инфраструктурой. Во всех районах страны, где мы были — великолепные дороги. У ливийцев очень высокие зарплаты. Так, например, обыкновенная медседстра получает около тысячи долларов в месяц. Бесплатная медицина. Бесплатное образование. Буквально каждый гражданин Ливии, если у него есть желание, может продолжать свое образование и стажироваться за рубежом за счет государства. Некогда отсталая и безграмотная Ливия сегодня является самой образованной страной на африканском континенте. В возрасте 15 лет грамотой там владеет 96 процентов населения страны. Очень высокие социальные гарантии. Если ливиец женится, он получает от государства 64 тысячи долларов на приобретение жилья, когда у ливийца рождается ребенок, государство выплачивает ему еще семь тысяч долларов. Тьма-тьмущая новых современных автомобилей. Причем, Каддафи оплачивает ливийцам половину стоимости автомобиля. Полностью запрещен алкоголь. Один из членов нашей делегации вез с собой бутылку коньяка, ее у него просто забрали на границе. Неквалифицированным трудом — уборкой улиц, стрижкой деревьев, торговлей на рынках и т.д., и т.п. — занимаются в основном иностранцы. Ливийцы на такую работу не пойдут. Около двадцати процентов ливийцев вообще не работают. И это неудивительно, если учесть, что пособие по безработице для ливийцев составляет около 700 долларов в месяц».
— Почему же вся эта благодать вдруг взяла и взорвалась? — спрашиваю я у профессора.
— Я вам скажу совершенно точно, — отвечает он. — Все дело в ливийской нефти. Это спланированная операция западных стран — прежде всего Франции и Великобритании, в меньшей степени — США, которым нужны ливийские природные ресурсы.
— Ну хорошо, а откуда взялись все эти повстанцы, которые сегодня воюют против войск Каддафи?
— Конечно, в Ливии есть люди, которые недовольны Каддафи. Их сравнительно немного, но при поддержке Запада это «пятой колоне» удалось заварить всю эту кашу. Ну и плюс иностранные наемники. Поверьте, абсолютное большинство ливийцев не пойдет воевать. Они ведь не дураки, чтобы оказываться от той жизни, которую они получили благодаря Каддафи. Меня поражает, когда люди не понимают, что вокруг Ливии идет очень хитрая подковерная игра. Вот говорят, что в Ливии нет демократии. Да чепуха это. Там демократии гораздо больше, чем в любой западной стране. Однако большинство средств массовой информации представляют то, что происходит сегодня в Ливии, как освободительную войну народа против диктатора. Это абсолютно не соответствует действительно. Народ там не восстал. Ему не из-за чего восставать. Большая часть ливийцев поддерживает Каддафи. Поймите, я не хочу идеализировать Каддафи. У него были всякие закидоны. Но в то же время он сумел обеспечить гражданам своей страны очень достойный уровень жизни. Он построил в Ливии свой, африканский социализм, который опирается на местные традиции и обычаи.
ЗА РОДИНУ! ЗА КАДДАФИ!
Той же точки зрения, что и профессор Малафеев, придерживается и бывший чрезвычайный и полномочный посол России в Ливии в 1992-1996 годах, а ныне ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии Наук Алексей Подцероб. По его мнению, ключевую роль в Ливии сыграл нефтяной фактор.
«Во-первых, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи ущемил интересы англо-американских нефтяных компаний. Они рассчитывали на то, что будет приватизирована Национальная нефтяная корпорация и они смогут прибрать ее к рукам. Но этого не произошло. Во-вторых, Каддафи заставил выплатить полмиллиарда долларов неустойки французскую нефтяную компанию «Тоталь». И третье — он решил пересмотреть прежние концессионные соглашения на разработку нефтяных месторождений. До этого западные нефтяные компании, в соответствии с договорами о разделе продукции, получали от 20 до 55 процентов добываемой нефти (тогда как наши компании, работавшие на ливийском рынке, имели всего лишь 10,5 процента). И вот Каддафи решил свести все к одному знаменателю, чтобы все иностранные компании получали не более 20 процентов добываемой нефти. Понятное дело, что прибыли некоторых западных концернов после этого должны были сократиться в два и даже более раз», — рассказал российский ученый в интервью «Правде.ру». При этом, по словам Подцероба, если Ливия окажется в руках мятежников, то они просто передерутся из-за власти.
Когда в середине февраля в Ливии начались массовые волнения с требованием отставки Муаммара Каддафи, большинству экспертов казалось, что дни ливийского лидера сочтены. Однако с тех пор прошло уже два месяца, а Каддафи продолжает сопротивляться. И даже военная операция западной коалиции пока не может заставить его сдаться.
По мнению Алексея Подцероба, секрет столь долгого сопротивления войск Каддафи «прост»: «Сражаясь в крайне невыгодных условиях, в пустыне, где нет укрытий и над которой полностью господствует авиация противника, она умудряется бить вооруженные формирования оппозиции. Солдаты и офицеры Каддафи, происходящие по большей части из Триполитании, защищают свою Родину, и это, наверное, главное. Вспомните, ведь в прошлом столетии ливийцы четверть века сопротивлялись итальянским колонизаторам».
Я спросил у профессора Малафеева, чем, по его мнению, все закончится в Ливии.
— Я думаю, что Каддафи должен устоять, — ответил он. — Может быть, он передаст власть сыну. Все-таки ливийскому лидеру уже под семьдесят и он управляет страной на протяжении 42 лет. Но режим народной демократии должен сохраниться — не случайно ведь он существует, и успешно, уже столько лет.
Вот только Дэвид Кэмерон, Николя Саркози и Барак Обама придерживаются другой точки зрения.
Из досье «КВ»:
По так называемому индексу человеческого развития Ливия занимает первое место в Африке и 53 место в мире. Ниже Ливии расположились такие страны как Болгария, Сербия, Белоруссия, Россия, Украина и многие другие. При подсчете индекса развития человеческого потенциала, ООН учитывает три вида показателей: ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности населения страны и уровень жизни, оцененный через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США. Так вот, ожидаемая продолжительность жизни в Ливии составляет 74,5 года. Для сравнения, у нас на Украине этот показатель существенно ниже — 68,6 года. То есть, ливийцы у себя в пустыне (которая занимает около 90 процентов территории страны) живут в среднем на шесть лет дольше, чем мы тут у себя на наших плодородных черноземах. По валовому национальному доходу на душу населения, пересчитанному по паритету покупательной способности, Ливия еще выше — на 39 месте в мире с показателем 16.999 долларов на человека в год. Опять таки для сравнения — Украина по этому показателю занимает 83 место в мире с показателем 6.590 долларов на человека в год — то есть, почти в три раза меньше.
"Крымское время" №41 от 14 апреля 2011г.
При перепечатке ссылка обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий