Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
Постановка блистательной комедии Лопе де Вега «Собака на сене» в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького стала одной из самых ожидаемых премьер сезона. Причем, премьерой «со значением» — к Международному дню театра.
Наверное, трудно найти человека, даже далекого от искусства, которому не известен прихотливый сюжет пьесы, уже четыре столетия радующей сердца ценителей подлинной комедии плаща и шпаги. Неожиданные сюжетные повороты, яркие образы, искрометный юмор — здесь, актерам как говорится, есть что играть.
Однако разговор о премьере на этот раз начну не с диалогов и мизансцен, а с декораций. За них художнику-постановщику Владимиру Новикову можно поставить самую высокую оценку. Выразительность, яркость и, что немаловажно, мобильность сценического оформления стоит записать в несомненные «плюсы» премьеры.
Актерский ансамбль под руководством режиссера-постановщика Анатолия Новикова — тема отдельного разговора. К числу безусловных «попаданий» в образ я бы отнесла уже признанного корифея «горьковского» Валерия Юрченко (граф Лудовико), который ВО ВСЕХ увиденный мною спектаклях с его участием неизменно убедителен. Очаровательный «дуэт» служанок- наперсниц главной героини — Юлия Островская (Анарда), Екатерина Зайцева (Доротея) — тоже весьма органичен. Отдельный разговор — о Кристине Овчаренко: недавняя выпускница школы-студии уже уверенно заявила о себе, создав на сцене театра целый ряд запоминающихся, ярких, и, что немаловажно, разноплановых ролей. И Марсела, готовая чуть ли не на равных побороться со своей хозяйкой и благодетельницей за сердце Теодоро, — очередная ее сценическая удача.
Дуэт искателей руки графини Дианы — маркиз Риккардо (Игорь Бондзик) и граф Федерико (Владимир Курцеба) — несомненно не оставит равнодушными даже самых тонких ценителей классики. Яркая характерность в сочетании с глубоким проникновением в образ, внутренним его развитием — что может быть лучше? Бравый маркиз в исполнении Игоря Бондзика — классический кабальеро, готовый разогнать всех поклонников графини — образ зримый, прямо-таки плакатный. Правда, в итоге бравый рубака готов действовать исподтишка, «вступив в коалицию» вместе с тайно влюбленным в свою кузину трусишкой-графом против более удачливого соперника.
А вот Тристан Владимира Крючкова меня, увы, не слишком впечатлил — возможно, из-за недавнего просмотра знаменитого фильма, где эту роль блистательно исполнил Армен Джигарханян. И хоть каждому понятно, что сравнивать кино и театр — дело неблагодарное и ненужное, сложившийся стереотип в этом случае «не отпускал». Но это, повторяюсь, лишь мое личное мнение.
Теперь — о главных героях. В роли Дианы — признанная «героиня» «горьковского» Елена Сорокина, за плечами которой, несмотря на молодость, целая плеяда ролей — в том числе и классических «костюмных». Да, носить изысканные туалеты Елена умеет — стать, фигура, поворот головы — все при ней! Правда, возник у меня предательский вопрос к художникам по костюмам по поводу последнего наряда графини. Соглашусь, господа, грудь в те времена открывали довольно смело, но ни одна знатная дама (а, тем более, вдова) не рискнула бы облачиться в платье с гипюровым верхом, через который зазывно просвечивает… пупок, хорошо просматривающийся даже из задних рядов партера. Такая откровенность в одежде, да еще и в Испании, вызвала бы не просто конфуз — настоящий скандал!
Для Александра Соловонюка работа в «Собаке на сене» тоже стала определенным творческим этапом. Сначала — Чацкий в «Горе от ума» и вот теперь — Теодоро, главный герой, образ которого на сцене и на экране в разные годы создавали признанные кумиры публики. Возможность — колоссальная, но и ответственность огромная. Теодоро Соловонюка, подобно его же Чацкому, горяч, неопытен, молод и готов метаться между земной любовью — Марселой и недосягаемой Дианой до изнеможения.
Я не случайно ранее упомянула о так называемом внутреннем развитии сюжета комедии. «Собака на сене», наверное, потому и вошла в золотой фонд классики, что проблемы, волнующие ее героев, современны и сегодня. Мы давно не носим кринолинов, плащей, шпаг и широкополых шляп с перьями, но все так же ревнуем, сомневаемся в чувствах тех, кому отдаем свое сердце, страдаем от неразделенной любви и сословных предрассудков (которые, увы, живы и поныне). Именно это внутреннее развитие образов героев и составляет главный механизм развития сюжета.
К сожалению, разглядеть внутреннюю драму Дианы и Теодоро за внешней искрометностью комедии было довольно сложно — слишком исподволь, слишком тонко проводили эту линию и Соловонюк, и Сорокина. Поэтому рискну дать главным героям маленький совет — упаси Бог, не режиссера, а зрителя: хоть и писал Лопе де Вега, что «любовь — опасная стезя», на сцене идите по ней смелее, не бойтесь яркого, а главное — искреннего проявления чувств — мы, сидящие по другую сторону рампы, это обязательно оценим!
"КВ"№ 36 от 2 апреля 2011 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий