вторник, 19 июля 2011 г.

Если гора не идет к Магомету… В профильном министерстве озаботились повышением финансовой грамотности населения



Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Сегодня количество банков и спектр предлагаемых ими услуг на Украине достаточно широк. Однако вот незадача — воспользоваться ими население не спешит. Согласно результатам исследования уровня финансовой грамотности рядовых граждан, не так давно обнародованным Агентством США по международному развитию (USAID), менее 2 % опрошенных владеют акциями или инвестируют средства в негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные фонды; только 11% имеют сберегательные банковские депозиты; 28 % пользуются кредитами, а 39 % граждан Украины вообще не имеют банковского счета. Объясняется эта ситуация тоже сухим языком цифр: согласно тому же исследованию, каждый четвертый потребитель имел негативный опыт пользования финансовыми услугами.

Знание — сила

Вырисовалась в ходе исследований и еще одна тенденция. Упомянутый выше негативный опыт возник не только и не столько в результате злонамеренности банковских учреждений, но и от недостатка знаний о финансах самих вкладчиков. О том, как заполнить этот досадный пробел, шла речь на состоявшемся в Министерстве финансов АРК «круглом столе», в работе которого приняли участие министр финансов автономии Николай Скорик, представители органов исполнительной власти Крыма, научных и банковских учреждений, страховых организаций.
— Программа мероприятий по повышению финансовой грамотности подготовлена нашим министерством по поручению председателя крымского правительства Василия Джарты, — подчеркнул важность момента Николай Скорик. — Более того — на ее реализацию из республиканского бюджета выделят 255 тысяч гривен.
А на что именно пойдет эта сумма, собравшимся пояснила директор бизнес-центра ТНУ им. Вернадского Светлана Солдатова, озвучившая план мероприятий, которые, как надеются устроители «круглого стола», помогут крымчанам лучше ориентироваться в бурном море отечественной банковской системы.

Начать — с личного бюджета

В начале презентации директор бизнес-центра начала с главного: обозначила три основные задачи, которые разработанные мероприятия призваны решить.
Во-первых, крымчан намерены учить основам управления личным бюджетом. Во-вторых, создать общедоступную и, что немаловажно, понятную всем систему информирования населения о возможностях использования различных финансовых продуктов и услуг. И, наконец, в-третьих, популяризовать знания не только о грамотном использовании существующих на рынке финансовых продуктов и услуг, но и об оценке рисков при их использовании и принятии обоснованных решений.
А теперь — как это намереваются делать. Как пояснила собравшимся Светлана Солдатова, досадные пробелы в финансовой грамотности крымчан намерены ликвидировать путем:
— проведения лекций по повышению финансовой грамотности среди следующих целевых аудиторий: учащиеся школ, студенты вузов, работающее население, предприниматели, пенсионеры;
— создания курса видеолекций по вопросам повышения финансовой грамотности;
— проведения «круглых столов» с участием представителей органов власти, банковских учреждений и других заинтересованных сторон;
— разработка практических пособий по вопросам финансовой грамотности;
— издание тематических брошюр и других печатных материалов по вопросам финансовой грамотности;
— организация работы телевизионного ток-шоу;
— создание на веб-сайте Министерства финансов АРК раздела по вопросам повышения финансовой грамотности населения Автономной республики Крым;
— освещение в средствах массовой информации наиболее актуальных тем по вопросам повышения финансовой грамотности населения Автономной республики Крым;
— проведение конкурса «Лучшая идея для создания бизнеса» среди населения;
— проведение социологических исследований;
— организация работы по обмену информационными материалами с банковскими учреждениями, страховыми организациями.

Не все так просто

Как видите, набор мероприятий достаточно стандартен. А вот сумеют ли их создатели и организаторы переломить ситуацию, побудив рядового крымчанина повернуться «лицом к банкам», большой вопрос и причин этому — несколько.
Причина первая. Подавляющее большинство рядовых граждан, имеющих банковский счет, открывают его не по своей инициативе, а лишь только по требованию работодателя, перечисляющего на этот самый счет зарплату.
Причина вторая. Уже достаточно хорошо знакомый с системой кредитования среднестатистический крымчанин брать деньги у банка на покупку квартиры машины, бытовой техники уже привык, а вот откладывать средства на депозит — нет. К тому же, многим и откладывать-то нечего — хватило бы на еду и «коммуналку».
Причина третья. Доверять свои средства негосударственным пенсионным фондам сегодня решаются немногие. Причина — банальная боязнь того, что вложения не исчезнут в неизвестном направлении или вся система не рухнет в одночасье как Сбербанк СССР.

Не удержусь от комментария. Один из собравшихся, представитель Ассоциации банков Крыма, экс-министр экономики АРК Игорь Огородник попенял на журналистов — мол, негативный имидж банков в глазах людей создает именно пресса. Более того — в некоторых СМИ прямо учат, как не отдавать деньги банку (вероятно, имелись в виду публикации о деятельности антиколлекторских центров — Авт.). Однако не стоит вешать всех собак на прессу: ситуации с тем же банком «Украина», другими финансовыми учреждениями освещались в СМИ потому, что они действительно имели место.

Объективность, компетентность, непредвзятость

Думается, именно на этих «трех китах» должна строиться система финансового просвещения населения. Конечно, для этого требуются грамотные и креативные специалисты, способные буквально на пальцах рассказать и школьнику, и студенту, и пенсионерке, как о преимуществах, так и о возможных рисках той или иной операции, вложения средств в тот или иной банковский продукт. Отмечу особо: в идеале финансовое просвещение не должно иметь ничего общего с рекламой отдельного банка, продукта, программы — ведь план мероприятий разработан государством и реализуется на государственные средства.
И еще. Система финансового просвещения не должна быть «закрытым клубом», в который вхожи, допустим, лишь предприниматели или молодежь. Да, на заседании «круглого стола» некоторые представители банковских организаций признавались более чем откровенно: начинать работу по финансовому просвещению нужно, что называется, с младых ногтей — мол, разъяснение, в чем разница между финансами и деньгами, жизнь бабушек и дедушек не улучшит, да и клиентов банкам не прибавит. Однако Николай Скорик с таким мнением решительно не согласен:
— Не стоит списывать со счетов старшее поколение! Ведь пенсионеры порой составляют большинство клиентов банков. Другое дело, что финансовое просвещение должно быть рассчитано на каждую отдельную группу населения.

Думайте сами, решайте сами…

Завершая встречу, министр финансов подвел итог дискуссии:
— Конечно, в мероприятиях по повышению финансовой грамотности важен вопрос наполнения и заинтересованности. Если лектор, допустим, рассказывает вам, как стать миллионером, то возникает совершенно логичный вопрос: а ты-то сам почему им не стал, если так хорошо все знаешь? Наша задача — вооружить людей знаниями, которые дадут им возможность трезво оценивать ситуацию, просчитать возможные преимущества и риски, задать нужные вопросы и в итоге — самому принять разумное, взвешенное решение относительно вложения своих средств. Мы не строим иллюзий — суперроста той самой финансовой грамотности даже после самой успешной реализации этой программы ждать не стоит. Но не идти этим путем мы уже не можем.

(на плашке)
Опыт соседей
Весной 2008 года в России стартовала Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России», инициированная политической партией «Единая Россия». Приоритетной целевой группой, на которую нацелена программа, является молодежь. Программа призвана вооружить ее знаниями о финансовом рынке, существующих финансовых услугах и продуктах, сформировать адекватное восприятие рисков в данной сфере.
Другие возрастные группы не остаются вне зоны охвата программы. Любой человек — потребитель финансовой услуги, которому нужна помощь в урегулировании спорных вопросов в отношениях с ее поставщиком, может получить консультацию экспертов программы.
В рамках программы создан информационно-методический центр программы — просветительский интернет-портал «Город финансов». Он стал универсальной базой финансовых знаний в сети Интернет и одновременно выполняет функцию консультационного центра программы.
Мероприятия Общефедеральной программы прошли в 18 городах страны. В них участвовало более 6 тысяч школьников, 500 учителей, представителей профессиональных участников финансового рынка и регуляторов. Проведено более 30 научно-практических конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других регионах России. Среди них — «Финансовое образование школьников-2008» и «Российский фондовый рынок: историческое наследие и новое время», «Финансовая культура и экономическое образование молодежи». Первый открытый конкурс среди учителей на лучшую методическую разработку по финансовой грамотности привлек участников из Москвы и Пскова, Новосибирска, Владивостока, Томской, Мурманской и Самарской областей, Красноярского и Пермского края, Калмыкии и Чувашии.
В рамках программы выпущено более семи тысяч учебников, методических материалов и наглядных пособий по азам финансовых знаний. Проведены конкурсы и олимпиады школьников, в том числе первый школьный конкурс трейдеров, а также Московская городская Олимпиада школьников по основам предпринимательства и потребительских знаний, в конкурсную программу которой впервые были включены вопросы по финансовой грамотности.
"КВ" № 75 от 14 июля 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий