вторник, 19 июля 2011 г.

«Ворота Крыма» перекрыли днепропетровские «скотовозы»




Марина ГУСАРОВА
Фото автора

На днях мне позвонили знакомые москвичи, отдыхавшие в Ялте:
— Отдохнули здорово, все замечательно, а вот добирались — просто ужас! Не успели с вокзала выйти, как нас буквально за руки стали тащить в автобус. Лучше бы десять метров до автостанции прощли… Условия в этом автобусе жуткие были: кондиционера нет, багаж положить некуда, сумки прямо в салоне стояли — как в скотовозе каком-то! Дальше — больше: повез нас водитель с Московского кольца не на Ялту, а… в обратном направлении — хорошо мы да еще некоторые пассажиры тревогу подняли, а то приехали бы неизвестно куда. Да, еще название у автобусов было такое интересное — «Лотсман». Прямо как «лоцман» — но, оказалось, никакой не лоцман, а настоящий Иван Сусанин!

Место под башней

После этих слов за родной Крым стало немного обидно. И я решила в минувший вторник сама прогуляться по привокзальной площади — может, знакомые просто сгустили краски и все не так плохо?
Но провести самостоятельно журналистское расследование не удалось. У выхода с железнодорожных путей я встретила коллег — газетчиков и телевизионщиков, которые уже с любопытством рассматривали запыленный автобус с синей надписью «Lotsman». Возле транстпортного средства, стоящего не на станции, как обычно, а в самом «рыбном» месте — под часами, крутились парнишки в шортах и футболках не первой свежести, настойчиво «отлавливая» потенциальных пассажиров чуть ли не на ступеньках.

— Мы здесь уже с утра, — делится впечатлениями коллега-телевизионщик. — Это фирма «Люман-транс» так бойко работает. Только вот общаться с прессой ни зазывалы, ни водители желания не проявляют. И немудрено — билеты-то должны продаваться в кассах, а тут — непонятно как. Странные, честно говоря, автобусы — ни расписания их движения нет, ни информации о стоимости проезда… Да что информации — и кондиционеров нет, а на улице жара такая!
Заглянув внутрь, убеждаюсь: кондиционеров в автобусе действительно нет. Как нет и багажного отделения: сумки пассажиры на наших глазах заносят в салон.
Стоящий на приколе «Lotsman» приковывает не только наше внимание. Собравшиеся неподалеку перевозчики не скрывают возмущения — почему этому транспорту и его водителям (по словам собеседников, прибывшим Крым из Днепропетровска) — зеленая улица, а крымским автоперевозчикам, большинство из которых проработали здесь как минимум лет восемь, либо вообще отказано в праве перевозить пассажиров, либо созданы такие условия, при которых заработать в курортный сезон практически нереально.

Курортный «чес»
Как пояснили перевозчики, в таинственных «Лотсманах» отсутствуют не только кондиционеры и багажное отделение. По словам водителей, в мерседесах этого класса нет замедлителей — без них на горной трассе такой транспорт может попросту стать неуправляемым. Это хорошо знают те, кто имеет опыт работы на крымских дорогах. А кто не имеет — соответственно, и не знает.
— Согласно законодательству, пассажиры должен быть обязательно застрахованы, — поясняет гендиректор фирмы-перевозчика «Легион 07» Сервер Каравади. — И с водителями, конечно, обязательно проводить инструктаж езды по нашим горным дорогам. В противном случае вместо комфорта пассажиры получают два часа сплошного экстрима!

Наши собеседники пояснили: на крымский рынок «Люман-транс» и его днепропетровские автобусы с водителями пришли, подобно поп-звездам, провести курортный «чес». Направление у «новичков» — самое прибыльное: Симферополь — Ялта, место стоянки — самое удобное, даже «государственным» троллейбусам город такой лакомый кусочек не выделил. К тому же, как рассказали собеседники и подтвердили коллеги-телевизионщики, имевшие еще утром беседу с представителями ГАИ и транспортной инспекцией, проверяющие органы к новичкам весьма снисходительны: к «Лотсманам» и их водителям претензий нет!

Предприниматели: «Наши дети тоже хотят есть!»

А вот у водителей к нежданным конкурентам нареканий — море. И не только у симферопольских — шибко шустрые днепропетровцы уже вовсю теснят конкурентов из Ялты и других городов Крыма. Люди возмущены — сезона ждали девять месяцев, надеялись подзаработать, ведь для перевозчиков каждый летний день год кормит, — а оказались у разбитого корыта.
— Я уже порядка восьми лет здесь работаю и за это время никаких нареканий ни со стороны ГАИ, ни со стороны транспортной инспекции ко мне не было. А вот сейчас я и многие мои коллеги просто остались без работы: появились какие-то непонятные автобусы, — недоумевает частный предприниматель Роман Когутов. — Это просто рейдерство, уничтожение местных перевозчиков.Заработать в Крыму можно только в курортный сезон. — это круглый год дает нам возможность платить зарплату водителям, налоги, содержать транспорт, в конце концов, детей кормить! Что, нам жить не надо?

«Lotsman» ушел огородами!

Пообщавшись утром с представителями транспортной инспекции и ГАИ, перевозчики ждут встречи с представителями Совета министров и городских властей. А журналисты, (тем временем) проявляют все большее внимание к стоящему у обочины «Лотсману» — заглядывают внутрь, смотрят на давно не стиранные чехлы. Зазывалы, контролер и водитель «Лотсмана» заметно нервничают — и через пару минут «автобус городского типа» тихо уезжает, оставив после себя на дороге лишь мокрое место. Его место занимает другой «Лотсман» — уже междугородний. Зазывалы спешно ведут посадку, контролерша обилечивает пассажиров (прямо в салоне) — и через несколько минут автобус отправляется в дорогу. Вскоре на горизонте снова показывается его «городской» собрат — но, увидев, что пресса уходить не собирается, так же, тихой сапой, скрывается из виду.

Почти в шесть вечера, наконец, появляется комиссия. Представители города, руководство «Крымтроллейбуса» и председатель Рескомитета АРК по транспорту Николай Черевков что-то бурно обсуждают между собой. Журналистов председатель Рескома, правда, стороной не обходит, согласившись прокомментировать ситуацию.

— Что касается днепропетровских перевозчиков, то и в ГАИ, и в транспортной инспекции говорят, что все у них приспособлено, сам и они проинструктированы в соответствии с постановлением Совета Министров, — пытается снять напряжение Николай Викторович. — На сегодняшний день их автобусы соответствуют всем стандартам — они вместительны, комфортабельны. Что же касается местных перевозчиков, которые не выиграли тендеры, то они не имеют права перевозить людей. А те, у кого разрешительные документы есть, могут спокойно работать — что они, собственно, и делают.
— Но ведь у этих автобусов даже кондиционеров нет! — пытаемся возразить.
— Будем работать, чтобы кондиционеры были!
— Почему автобусы эти стоят не на автостанции, а здесь, на проезжей части? — продолжают допытываться журналисты.
— Это разрешение выдано им на три месяца — в виде эксперимента. Они специально заведены не на автостанцию, которая берет 10 процентов сбора плюс НДС — эта фирма плательщиком НДС не является. Поэтому и билеты на эти автобусы на 30 процентов дешевле. И, конечно, я, как пассажир, сяду на более дешевый транспорт, чем на автостанции. А если есть конкретные факты, жалобы — давайте будем разбираться!
От себя добавим — обязательно будем: ситуацию на железнодорожном вокзале корреспонденты «КВ» намерены отслеживать постоянно.

"КВ" № 75 от 14 июля 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий