пятница, 1 апреля 2011 г.

Что делать студентам крымских вузов после выпуска?


Алексей АРУНЯН

В небольшом тунисском городке Сиди-Бузид 17 декабря 2010 года произошло событие, которое послужило началом революции в стране и целой череды волнений в соседних государствах. В этот день двадцатишестилетний торговец овощами Мухаммед Буазизи совершил попытку самосожжения. Молодой человек имел диплом о высшем образовании, однако не смог трудоустроиться по специальности. Единственным выходом для выпускника университета стала работа продавцом на рынке, однако и тут молодому человеку не повезло — Мухаммеду запретили торговать без специальной лицензии. Между голодной смертью и самоубийством он выбрал второй вариант.

Оказалось, что в Тунисе проживает масса нетрудоустроенных выпускников, и резонансный случай стал поводом для массовых выступлений. Студентам Украины также не приходится надеяться на трудоустройство по специальности, а высокий уровень безработицы оставляет мало надежд на получение работы даже не по профилю. В случае, если ситуация не будет меняться, эти процессы на рынке труда также имеют все шансы стать дестабилизирующим фактором.

Студентов станет вдвое меньше?

Острая ситуация с трудоустройством выпускников ясно осознается представителями Министерства образования, из уст которых постоянно звучат слова о необходимости реформирования средней и высшей школы. Но пока вокруг этого процесса идет общественная дискуссия, единственное практическое решение, которое нашло правительство — это значительное сокращение госзаказа на обучение студентов.

В начале года министр образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник направил в руководство всех вузов письмо, в котором уведомил ректораты о сокращении набора студентов бюджетной формы обучения на 42 %. Стоит отметить, что закон «О высшем образовании» требует от вузов, чтобы количество студентов-бюджетников составляло не меньше 51 %, следовательно, на 42 % сократится и количество «контрактников».

Отдельно в письме к ректорам Дмитрий Табачник прописывает условия получения госзаказа на обучение юристов и экономистов, которые ранее являлись самыми популярными специальностями среди абитуриентов. Так на бюджетные средства на специальность «право» могут претендовать только юридические академии и классические университеты. А обучать экономистов за государственный счет получат возможность лишь экономические, классические и технические университеты.

Скачкообразное сокращение госзаказа на обучение вызвало резкую критику со стороны академического и студенческого сообщества, и министерству пришлось подкорректировать цифры.

В одном из последних заявлений министра образования речь шла о сокращении уже на 10—15 %:

— Хочу сказать, что мы не будем механически сокращать государственный заказ, и в этом году среди выпускников 11-х классов на бюджет сможет поступить более 40% абитуриентов, а это больше чем в прошлом году, а на некоторых специальностях действительно будет сокращение на 10—15% потому, что эти профессии не востребованы на рынке труда. Сегодня на очереди стоят около 40 тысяч юристов и 35 тысяч экономистов, — отметил Табачник в ходе программы «На связи с правительством» на «Первом национальном».

Чего хотят работодатели?

Несмотря на перепроизводство кадров во всех отраслях работодатели отмечают наличие дефицита высококвалифицированных специалистов. Директор крымского отделения одного из ведущих банков Николай Барилюк утверждает, что, несмотря на огромное количество выпускников вузов с экономическим и юридическим образованием, качественных специалистов в банковской сфере все равно не хватает.

По его словам, банки на данный момент стараются принимать на работу специалистов со стажем работы не менее двух лет. По мнению банкира, выпускники вузов проигрывают конкуренцию на рынке труда, поскольку в самой системе образования существует разрыв между теоретической подготовкой в процессе обучения в школе и университете и производственно-практической деятельностью.

— За мою бытность работы в Симферополе практически не одна школа не приглашала сотрудников банка на встречи с учениками. А ведь так важно объяснить будущим специалистам, что такое банк, что такое банковская операция, что такое деньги и как с ними надо работать, — отметил Николай Барилюк.

В некоторых случаях банки заключают договор с вузами о прохождении производственной практики. Основой для организации этого процесса служат инструкции, составленные Национальным банком Украины. В этом случае при прохождении практики студенты получают шанс устроиться на работу, однако конкурс проходит в несколько этапов, и в итоге претендовать на вакансию могут только единицы.

В докризисный период ситуация на рынке труда развивалась для молодых специалистов более удачно, в том числе для обладателей дипломов по экономике и юриспруденции. Сейчас картина кардинально изменилась, однако Барилюк, считает, что будущим экономистам и юристам отчаиваться рано.

— На сегодняшний день банковская система начала активно кредитовать розничных клиентов и корпоративный бизнес. Если в 2011 году увеличение кредитного портфеля будет осуществлять докризисными темпами, банковская система будет автоматически расширять свою сеть и дополнительно принимать квалифицированные кадры, — прогнозирует банкир.

Однако Николай Барилюк предупреждает: при подходе к набору кадров банки будут устанавливать жесткие параметры.

Получить же работу на небольших предприятиях для выпускников нет практически никаких шансов. Представитель среднего бизнеса, предприниматель Александр Двоеглазов считает, что специалистам без опыта работы даже не стоит рассчитывать на вакансию в мелких и средних учреждениях:

— Шансов для выпускников практически нет. Они, можно сказать, равны нулю. Если конечно родители или близкие родственники не занимают посты. Тогда они могут как-то посодействовать, - констатирует бизнесмен.

По мнению Двоеглазова, чтобы ситуация хоть как-то менялась к лучшему, властям при формировании госзаказа на обучение необходимо получать больше информации от работодателей и тщательней изучать текущую ситуацию на рынке труда.

Гуманитарии никому не нужны?

Правительство и работники образовательной системы в один голос жалуются на перепроизводство юристов и экономистов, однако, с выпуском специалистов в других областях существуют не меньшие проблемы. В частности, на рынке труда произошло полное обесценивание дипломов специалистов в гуманитарной сфере. Сам факт наличия высшего образование не устраивает работодателя, потому что оно, как правило, не предполагает высокого профессионального уровня, а также по причине банальной коррупции на рынке труда.

Преподаватель ТНУ кандидат философских наук Сергей Нефедев, считает, что это проблема вызвана противоречиями внутри самих вузов.

— Единственный способ, которым можно проверить качество подготовки студентов — это мониторинг остаточных знаний. Но его никто не проводит — в этой системе это просто не возможно! Иначе он покажет, то, что вузы пытаются скрыть, конкурируя на рынке образовательных услуг, — с сожалением констатирует преподаватель.

Нефедев утверждает, что университеты перестали привлекать абитуриентов высоким качеством, а стараются заманить потребителей образовательных услуг хорошими условиями и низкими требованиями к студенту.

— Все говорят, что преподаватели должны привлекать абитуриентов, а не создавать антирекламу своей требовательностью. В итоге преподаватель превращается в актера и циркача. Идет речь идет об интеракции, о рекламе услуг, а не о контроле качества услуг, — отмечает работник университета.

Чего хотят студенты?

Не смотря ни на что, абитуриентов отсутствие перспектив трудоустройства нисколько не смущает: спрос на получение высшего образование по-прежнему высок. Глава научного комитета студенческого совета при Министерстве образования АРК Александра Дворецкая объясняет это тем, что одиннадцатиклассников в школах приучают к тому, что последующее поступление в вуз — это что-то само собой разумеющееся

— Школьники идут в университет в основном, потому что «так надо», «так положено», так хотят их родители. В итоге абитуриенты не осознают, куда они идут, смогут ли работать по выбранной специальности, — утверждает студенческая активистка, — Первые два года обучения для студентов важно просто хорошо учиться — как в школе. Они воспринимают это как следующую ступень «учебы ради учебы». Понимание того, что приближается получение диплома, и нужно как-то устраиваться в жизни, приходит ориентировочно только к четвертому курсу.

Работодатели утверждают, что шансы трудоустроиться возрастают при условии приобретения навыков в процессе производственной практики. Однако, по словам Дворецкой, в вузах прохождение практики — это, как правило, бюрократическая формальность.

— Студенты стараются выбрать не то место практики, где они смогут получить полезные навыки, а то, где им с легкостью поставят печать и подпись в дневники практики, — раскрывает студенческие секреты Александра.

Сама Саша учится на политолога, сейчас заканчивает четвертый курс, и перспективы собственного трудоустройства также оценивает пессимистично.

— Сложно говорить, что я буду делать после выпуска, это самый тяжелый вопрос, — признается студентка.

Похоже, если экономика страны в ближайшие сроки так и не отойдет от последствий кризиса, на Украине сформируется целое поколение безработных с высшим образованием — а это, в свою очередь, может иметь серьезные политические, социальные и демографические последствия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий