четверг, 21 апреля 2011 г.

Гумилёв и Рейснер: война и любовь




Николай Гумилёв`

Алексей ВАСИЛЬЕВ


На днях исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося поэта Серебряного века Николая Гумилёва. Имя этого поэта неоднократно появлялось на страницах нашей газеты. Мы говорили о его жизни и стихах, о поездках в Крым и о непростых отношениях с будущей женой Анной Ахматовой…


Новая книга старых друзей
 
Елена Раскина и Михаил Кожемякин. Фото Алексея Васильева 

Сегодня, рассказывая о Гумилёве, мы упоминаем еще одно имя: Лариса Рейснер. Тем более, что для такого знакомства представился хороший повод: корреспондент «КВ» встретился с давними друзьями редакции — доктором филологических наук, доцентом  Московского гуманитарного института им. Дашковой, автором двух монографий о Гумилёве Еленой Раскиной и военным историком, бывшим журналистом-международником Михаилом Кожемякиным.
Авторы презентовали редакции их совместную, только что вышедшею в московском издательском доме «Вече», книгу — исторический роман об отношениях Гумилёва и Рейснер «КРАСНАЯ ВАЛЬКИРИЯ».
Собственно, о книге авторы расскажут чуть позже, а мы пока полистаем странички истории, чтобы выяснить, кем была пресловутая «валькирия революции» Лариса Рейснер.

Попавшая в переплёт

Лариса Рейснер

Энциклопедия об этой удивительной женщине пишет, как обычно, сухо и буднично: «Русская писательница. Член партии большевиков с 1918 года. В годы Гражданской войны боец, политработник Красной Армии. Автор книги очерков «Фронт» (1924), «Уголь, железо и живые люди» (1925). Была возлюбленной поэта Николая Гумилева, революционеров Федора Раскольникова и Карла Радека...».
Летописцы добавляют, что прототипом женщины-комиссара из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского была ни кто иная, как Лариса Рейснер. И главную героиню «Доктора Живаго» Борис Пастернак, млеющий от Рейснер, не случайно назвал Ларисой.

И каждый третий врывался в землю…

Она родилась в Люблине, в семье юриста, профессора права Михаила Рейснера. Официальные документы указывают 1 мая как дату её рождения. В действительности Лариса родилась в ночь с первого на второе число, но предпочла указывать в дальнейшем своим днём рождения 1 мая. Праздник мира и труда. Или сатанинской Вальпургиевой ночи?
«Не было ни одного мужчины, который бы прошёл мимо Ларисы, не заметив её, и каждый третий — статистика, точно мною установленная, — врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе», — вспоминал сын известного писателя Вадим Андреев.
От чар Ларисы не уберегся и уже разведенный с Ахматовой Николай Гумилёв. Любовь была взаимной, но короткой и, как это было свойственно Гумилёву, — трагической.

Ваша Лери…

Лариса Рейснер признавалась: «Я так его любила, что пошла бы за ним куда угодно».  «Гумилев называл её Лери, Лера. Такое же имя носит героиня его пьесы «Гондла» (к слову, написанная в Крыму — А.В.). Вряд ли можно сомневаться, кто явился прототипом этой пьесы, — пишет историк Григорий Кружков и добавляет, — сам сюжетный конфликт Гондлы и Леры отражает реальный конфликт Гумилева и Рейснер».
Поэт предлагал Ларисе жениться на ней, но она отказалась — узнала, что у её «Гафиза» роман с Анной Энгельгард, которая и стала второй женой Николая Степановича.
Разрыв был окончательный. В одном из своих последних писем к Гумилеву Рейснер писала: «...В случае моей смерти все письма вернутся к Вам, и с ними то странное чувство, которое нас связывало и такое похожее на любовь...» И пожелания поэту: «Встречайте чудеса, творите их сами. Мой милый, мой возлюбленный... Ваша Лери».

В омут революции

После разрыва с Гумилёвым в 1917-м она, как писали современники, бросилась в революцию, как в стихию. Не в поэзии, не в литературе она утвердилась, нашла самое себя, а именно в огне и крови революции, где надо было убеждать, командовать, повелевать и рисковать жизнью.
Фёдор Раскольников

В итоге Лариса Михайловна стала не только женой, но и адъютантом советского дипломата Фёдора Раскольникова. Но в 1923 году Лариса рассталась с ним, променяв красавца-балтийца на уродливого коминтерновца Карла Радека. 

Карел Радек

Ну а дальше… А дальше мы наконец-то предоставим слово нашим заждавшимся гостям — авторам книги «Красная Валькирия» Елене Раскиной и Михаилу Кожемякину.

На изломе эпох

— Мы решили написать о взаимоотношениях Гумилёва и Рейснер, а не, скажем, Гумилёва и Ахматовой, потому, что нам хотелось показать противостояние людей разных убеждений, и на их примере — всю трагедию, которая произошла в 1917 году и разорвала Россию на две части. Мы решили показать разлом времени, империи, судеб… А для этого разлома больше подходила пара Гумилёв-Рейснер. Мы попытались изобразить раздвоение души нашей героини, мечущейся души, которая не знает, к какому лагерю примкнуть, — говорит Елена Раскина.
— О том, что одним из главных героев романа должен быть Гумилев, у нас не вызывало ни секунды сомнения, — добавляет Михаил Кожемякин. — Потому, что Гумилёв даже на фоне крайне богатого на интересные личности Серебряного века был фигурой необычайно интересной и до некоторой степени таинственной, во многом до сих  пор не понятой. Это был человек, вся жизнь которого окутана тайной — возможно, тайной, которой он сам умело создавал, чтобы привлечь к своей личности интерес, как бы сказали сейчас — для самопиара… Хотя никто не отрицает, что Гумилёв был отважным путешественником по Африке и героем, прошедшим через Первую мировую, сражавшимся в элитных полках кавалерии Российской императорской армии…

Два в одном

В основу книги легли дневники, письма, воспоминания и, конечно же, стихи. Основные действующие лица романа выписаны с документальной точностью, но многие второстепенные персонажи не существовали никогда и были созданы воображением авторов. Некоторые исторические события также были интерпретированы авторами по-своему и дополнены вымышленными подробностями, деталями и названиями.
Но не следует забывать, что эта книга — не историческая или литературоведческая монография, а исторический роман — или, скорее, роман с историей, где факты переплетаются с фантазией.
Отдельно стоит упомянуть о структуре книги: в ней присутствует «мужской» и «женский» взгляд на происходящие вокруг события. Естественно, за «батальную» линию романа отвечал Михаил, а за «лирическую» — Елена.
Авторы книги уверяют: мужчины с удовольствием прочтут книгу как «экшн», а женщины — как любовный роман.

Данная статья опубликована в газете "Крымское время" №44 от 21 апреля 2011г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий