среда, 13 апреля 2011 г.

Docudays-2011. Как прошел фестиваль большого кино о "маленьких" людях

Алексей АРУНЯН

Фото автора

Кино, несомненно, остается важнейшим из искусств. И дело тут, прежде всего в том, что оно — лучший способ формирования общественного мнения. Голливудские блокбастеры прививают зрителю западные ценности, рекламные ролики манипулируют нашими желаниями и заставляют раскрывать кошельки. Особым потенциалом в процессе создания общественного мнения обладает документальное кино. В отличие от игрового кинематографа, документальные фильмы не моделируют реальность, а показывают жизнь такой, какая он есть. Благодаря этому качеству документальное кино способно точно и красочно говорить правду о современном обществе. Преследуя именно эту цель, звезды мировой кинодокументалистики и активисты правозащитных организаций собрались в Киеве в последнюю неделю марта на международный фестиваль «Docudays.ua».

Донбасс глазами немца

Красный зал киевского Дома кино забит до отказа. Заняты не только все сиденья в зрительном зале, сложно найти свободное пространство даже в проходе. На экране — фильм немецкого режиссера Якоба Пройсса «Другой «Челси»: история из Донецка», который открывает фестиваль документального кино «Docudays». 35-летний документалист из Берлина презентовал свое видение социальной ситуации на Донбассе — родине нынешней политической элиты Украины.

События в фильме разворачиваются вокруг «Донбасс-арены» - домашнего стадиона ФК «Шахтера». Спортивный комплекс в фильме является символом объединения элиты и низов, точкой соприкосновения представителей большого бизнеса с рядовым населением промышленного города. Основная тема, которую стремился выразить Пройсс в своей ленте — пропасть между богатыми и бедными: первое, что бросилось в глаза молодому немцу при посещении Украины.

Фильм насыщен сатирическими моментами и во время просмотра зал несколько раз взрывается смехом. После окончания показа на сцене появляется сам режиссер в сопровождении героев фильма — донецких шахтеров. Зал неистово аплодирует.

Во время обсуждения, многие участники дискуссии отмечали, что «Другой Челси» — великолепный образец журналистского расследования. Однако сам автор признался, что делать фильм в этом жанре он не планировал: «Я не журналист, который занимается расследованиями. Может потому, что я иностранец, как раз всего этого в голове у меня не было. Я просто достаточно открыто снимал то, что я видел».

Специфика фильмов фестиваля состоит в том, что главные герои фильма — самые обычные люди, что делает демонстрируемые ленты максимально близкими зрительской аудитории. Публика тепло встретила персонажей «Другого «Челси» — донецких шахтеров Леонида Лукича и Валентину Шулько. «Я хочу, чтобы, увидев этот фильм, вы почувствовали частичку нашего города Донецка, посмотрели, как мы живем. Вы видите, что работаем мы, конечно, тяжело, но отдыхаем весело, — поделилась своими впечатлениями героиня фильма.

Фестиваль-путешественник

«Docudays» проводится в столице Украины уже восьмой раз. Показы в Киеве — первая «ступень» фестиваля: после церемонии открытия лучшие фильмы отправляются в путешествие по регионам страны. «Docudays-2010» собрал 150 тысяч зрителей в 118 городах Украины. А в этом году организаторы обещают побить собственные рекорды.

Авторы проекта заявляют: при подборе фильмов они не ориентируются на массового зрителя, делая ставку в первую очередь на качественное кино. «Документалистика сегодня не популярна настолько, чтобы режиссеры, а, тем более, герои фильмов были звездами для красных дорожек, — рассказывает программный директор фестиваля Геннадий Кауфман. — Но мы стараемся каждый год приглашать на фестиваль ярких личностей. Например, в этом году в фестивале участвует Мирослав Янек — чешский режиссер, одна из ярких звезд европейской документалистики».

Показами и обсуждениями фильмов программа фестиваля не ограничивалась, посетителям предлагалось участие в разноплановых мероприятиях: от мастер-классов по созданию собственного документального кино до встреч с мэтрами жанра.

С целью обменяться опытом с украинскими коллегами, «Docudays» посетили организаторы аналогичных фестивалей из Восточной Европы. Организатор фестиваля документальных фильмов в Венгрии Оксана Саркалова призналась: «Docudays» понравился ей настолько, что она даже завидует коллегам из Украины: «Меня восхищает атмосфера: залы полные, отличные обсуждения после фильма. Разговор всегда получается очень живой. Это уникально для «Docudays», что им удается приглашать столько режиссеров, мы себе такого позволить не можем».

Кино без границ

Программа фестиваля, включающая около 60 фильмов, содержала конкурсные работы и блок специальных показов. Конкурс среди документалистов проходил по двум номинациям: защита прав человека и творческие достижения автора.

Фильмы на правозащитную тематику вскрывали целый комплекс социальных проблем и противоречий: отчужденность городского пространства от людей, пытки в тюрьмах, ситуации в горячих точках, произвол транснациональных корпораций, гендерная проблематика и многое другое. Наиболее популярные темы, которые были избраны документалистами — взаимодействие культур и ситуация в странах третьего мира.

Канадский режиссер Рама Рау в фильме «Рынок» ведет повествование о судьбах двух женщин из малообеспеченных семей в Индии и Канаде. Хема — жительница одного из неблагополучных индийских районов. Ее муж — рыбак, но после цунами 2004 года боится выходить в море. Хема много работает, но не может обеспечить семью. Она подумывает над тем, чтобы продать почку, но не уверена, что ее не обманут, не заплатив деньги, и опасается, что после операции больше не может работать. У другой героини фильма — Сандры — большие проблемы со здоровьем. У нее отказали почки, ее внесли в очередь на пересадку, но нет никаких гарантий, что ей удастся получить донорский орган вовремя. Для того, чтобы одна получила почку, другая должна ее лишиться. Шокирующая история рассказывает о коррумпированном и бесчеловечном рынке человеческих органов, вскрывая противоречия общественной системы.

Если фильмы на правозащитную тематику пытаются обнажить социальные раны, то картины, включенные в творческий конкурс, погружают зрителя в мир человека, раскрывая его загадки и тайны. Герои этих фильмов — люди из разных точек планеты, различного пола, возраста и социальной принадлежности.

Латвийский режиссер выбрал героем своей картины бронзового призера олимпийских игр Мартинса Рубениса. Его фильм «Олимпиец» не содержит закрученной сюжетной линии и неожиданных поворотов событий. Зритель видит на экране жизнь известного спортсмена во всех проявления. Помимо своей профессиональной деятельности, Мартинс занимается правозащитной деятельностью, работает ди-джеем в городских клубах, а также большую часть времени проводит, медитируя в буддистском храме. «Я всегда считаю, что режиссер должен следовать своей художественной интуиции, — раскрывает режиссерские секреты автор фильма, — если ему нравиться хотя бы лицо, его надо снимать. Ведь лицо — это признак души».

Многие любители документалистики с нетерпением ждали приезда российского режиссера Павла Костомаров. На «Docudays» Павел привез два экспериментальных фильма. Операторами его картины «Я тебя люблю» выступили сами герои. Костомаров раздал камеры трем подросткам с рабочих окраин Ростова-на-Дону. Результаты эксперимента режиссер представил на суд киевского зрителя.

В течение недели показов жюри отбирали лучшие картины фестиваля. Скоро фильмы, получившие наивысшую оценку судей, отправятся в путешествие по региональным кинотеатрам. А крымские зрители смогут ознакомиться с лучшими образцами мировой и отечественной кинодокументалистики в октябре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий