пятница, 26 июля 2013 г.

И Дуремар, и Мышлаевский. К 90-летию со дня рождения Владимира Басова


Игорь АЗАРОВ
«Ваш путь в кинематографе складывался исключительно удачно», — так на свою беду пыталась начать беседу с Раневской какая-то журналистка. «Что? Вон отсюда!» — громовым голосом воскликнула уязвленная в самое сердце  великая актриса…
На мой взгляд, Владимир Басов в чем-то сродни Фаине Раневской: феноменальное обаяние при очевидной некрасивости, темперамент и редкостная работоспособность, фанатическая преданность своему делу, тонкое понимание всех оттенков и трагизма, и комизма — все это вознагражденное в конечном итоге народной любовью и … одиночеством.
При этом Басову было бы грешно сетовать на судьбу. Уж он-то мог реализовать свои таланты по полной программе, что, собственно говоря, и делал. Но Раневская, если будет позволительно так выразиться, осталась в искусстве ВСЯ, без изъятий, монолитом, любая ее работа — шедевр и классика. Басов же знавал если не халтуру, то конъюнктуру, ему приходилось работать только ради денег, это его мало смущало. Ведь взлеты его творчества — тоже шедевр и классика!


***
Он родился 28 июля 1924 года, но потом добавил себе лишний год (и это прижилось), чтобы в 1942 году уйти на фронт. Владимир Павлович Басов — герой Великой Отечественной войны. Для нас, сегодняшних, они все — солдаты Победы — герои, хоть со звездами, хоть без звезд…
Свой боевой путь Басов завершил с погонами капитана, с боевыми наградами — и Бог не мог не услышать такого человека.
Сбылась довоенная еще мечта: режиссерский факультет ВГИКа, курс Михаила Ромма и Сергея Юткевича. С 1952 года Басов смог уже подкрепить теорию практикой — он трудился ассистентом режиссера на съемках фильма «Пржевальский».
А потом почти без пауз — съемки, съемки, съемки…Всезнающая «Википедия» называет 19 кинокартин, снятых режиссером (часто и сценаристом!) В.П. Басовым. Но цифра эта, похоже, ошибочна, фильмов было больше. Значительную их часть можно было не снимать вовсе, эти фильмы забыты.
Кстати, престижные звания, премии, репутацию в «сферах» Басову приносили фильмы «правильные» — на излюбленную начальством производственную тематику — «Битва в пути» (1961) или «Факты минувшего дня» (1982). Сейчас нормальный человек ничего подобного, естественно, смотреть не будет. Не гарантировало успеха и обращение к классике — фильм «Метель» (1964) Басову явно не удался. В одной из статей о режиссере можно даже прочитать, что количество снятых Басовым кинокартин не никак не переходило в качество. Это так, во всяком случае, до начала 70-х.
Но мы знаем и другое: установка на поточное производство шедевров сама по себе разрушительна, ибо без молока славок не снять. Возможно, вы согласитесь со мной, что В.П. Басову для всеобщего признания хватило бы лишь трех его фильмов: «Щит и меч» (1968), «Опасный поворот» (1972) и «Дни Турбиных» (1976).
Спектакль «Дни Турбиных» по М.А. Булгакову Басов смотрел во МХАТе еще до войны. И как знать, не сидел ли тогда же в затененной ложе другой большой любитель этой постановки — товарищ Сталин?
Артиллерист Виктор Мышлаевский — лучшая роль Владимира Павловича Басова. Вообще басовские «Дни Турбиных» сыграны таким блистательным актерским ансамблем, так исторически достоверно и психологически убедительно, что любое иное прикосновение к этой булгаковской теме оборачивается профанацией и пижонством.
***
Вряд ли будет неожиданным такой вывод: Басов - актер интереснее и талантливее Басова - режиссера. Если на улице спросить прохожих о Басове, вспомнят именно его роли, а не фильмы. Вспомним кое-что и мы, увы, далеко не все.
1963, «Я шагаю по Москве» — шедевр Георгия Данелия. У Басова уже были к тому времени какие-то эпизоды, но именно Полотер из этого фильма сделал Владимира Павловича знаменитым. Хам, дурак и неудачник, усевшийся в чужое кресло и свысока поучающий других… Странно, как бдительнейшая советская цензура не вырезала из фильма эпизод с Полотером. Ведь все (или почти все) советские министры культуры, шефы Госкино и Гостелерадио, «эксперты» из идеологических отделов ЦК — те же Полотеры…
1965, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — шедевр Леонида Гайдая. Роль Басова — строгий милиционер. Он, конечно, очень ответственный и положительный служака, но, честно говоря, такой же тунеядец, как и его подопечные.
1970, «Бег» по М.А.Булгакову — шедевр Александра Алова и Владимира Наумова. Басов — Артур Артурович, хозяин тараканьих бегов, столь же ничтожное и гнусное насекомое, как и его «артисты».

Об одной роли Басова я хочу сказать особо — Худой волк в фильме «Про Красную Шапочку», снятом в 1977 года Леонидом Нечаевым. У того же Нечаева Басов чуть раньше играл Дуремара. Вообще Владимир Павлович много снимался в детских фильмах. Но эти роли — и принц Лимон («Чиполлино»), и король Джакомон («Волшебный голос Джельсомино»), и министр Руайе («Капитан Немо»), и инспектор Трентон («Приключения принца Флоризеля»), и бандит Стамп («Приключения Электроника») — модификации все того же Дуремара.
Худой волк — совсем иная фигура. Личного зла на Красную Шапочку у него нет. Он — наемник, киллер, он делает конкретное зло за конкретные деньги. Кому сделал зло Дуремар? Пиявкам? А Худой волк — воплощение холодного, трезвого и расчетливого зла. Но он играет честно, редкое сочетание: злодей, но не подлец. Сложновато для детского фильма, но Басов психологически точен и достоверен — его неожиданное «помилование» в финале вполне логично и закономерно. Замечательная роль!
Я еще люблю крохотную роль Басова в фильме «Ищите женщину» Аллы Суриковой (1982). Месье Жак Антуан, человек с большими странностями, чтобы не сказать больше, в нотариальной конторе заявляет:
— А еще я хочу, чтобы на моих похоронах играла музыка. Что-нибудь такое, легкое…
И получает в ответ:
— А что бы вы хотели услышать?
***
Не намерен смаковать теневые стороны. Басов не был ангелом. Он любил деньги, был конформистом, скупал антиквариат… В нем много разного было понамешано. Оставил Розу Макогонову, влюбил в себя Наталью Фатееву, которую потом бил, бросил с сыном, против которой еще и интриговал. Валентина Титова сама ушла (да просто сбежала) от Басова — и с ней маститый режиссер повел себя безобразно…
Умирал он тяжело. Первый инсульт, второй инсульт…

С 1983 года Басов уже фактически мог думать лишь о прекращении своих мучений. Все закончилось для него 17 сентября 1987 года…

 "Крымское время" от 25 июля 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий