пятница, 12 июля 2013 г.

«Щука» станет музеем




Алексей ВАСИЛЬЕВ,
фото автора и из архива рескома АРК
по охране культурного наследия

Наша газета уже сообщала о редчайшей находке крымских поисковиков: в двенадцати милях от мыса Тарханкут на глубине 52 метров была найдена субмарина времен Великой Отечественной войны — «Щ-216» (серия Х-бис), легендарная «Щука».
Спустя пять дней, в пресс-центре «Крымской газеты» состоялась встреча журналистов с теми, кто обнаружил подлодку: директором «Черноморского центра подводных исследований» Сергеем Вороновым, руководителем водолазного отряда Михаилом Шевчуком и старшим водолазом отряда Сергеем Коломытовым. В пресс-конференции также приняла участие председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк.


Подводные исследователи снова вспоминали утро 4 июля 2013 года, когда во время выполнения подводных работ по подготовке к эксплуатации телеуправляемого подводного аппарата «Софокл-1» в районе мыса Тарханкут нашли неизвестный затонувший объект. Из-за плохой видимости и сильного течения попытка его идентификации с помощью телеуправляемого подводного аппарата не удалась. На помощь пришла водолазная группа. По конструкционным особенностям (носовая 45-миллиметровая пушка установлена непосредственно на палубе, отсутствует подводный якорь и пр.) определили, что найдена советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Великой Отечественной войны — «щука».
 По словам Михаила Шевчука, все люки на лодке закрыты, носовое орудие находится на штатном месте, кормовое — сорвано (возможно, рыболовецкими тралами). Самая тяжелая — кормовая часть, где расположено машинное отделение, находится на плаву — это означает, что вода в лодку не проникла.
 Сергей Воронов уточняет, что сохранность субмарины — почти 80 процентов.
— Мы надеемся, что, если затоплен только поврежденный глубинной бомбой второй отсек, а все шесть остальных — целы, то в них с 1944 года всё осталось на своих местах, — предполагает Сергей Александрович.
На сегодняшний день подводная лодка «Щ-216» является единственной сохранившейся субмариной данного типа и серии. Учитывая состояние корпуса и характер повреждений, специалисты считают возможным ее подъем и транспортировку.
— Мы имеем уникальную возможность создания музея «щуки», аналогов которой в истории нет, — убежден Воронов. — В странах СНГ в качестве памятников использованы несколько подлодок времен Великой Отечественной войны типа «Малютка» и «Д», а в дальнем зарубежье музеи с использованием плавсредств Второй Мировой войны существуют только в США и Великобритании.

— В первую очередь нам придется снять три океанских трала: ими лодка буквально закутана, — добавляет Сергей Александрович. — Мы должны добраться до пробоин, изучить их состояние, определить наличие и годности средств подъема.
Сейчас формируется штаб по изучению и подъему лодки, — поясняет журналистам Михаил Шевчук. — Специалистам предстоит все детально обследовать — на подлодке могут находиться боевые торпеды.
 Не меньше, чем вопрос подъема лодки, актуален вопрос захоронения погибших на «щуке» подводников. Предполагается, что на лодке находятся останки 47 погибших членов экипажа. В этой связи премьер-министр Крыма Анатолий Могилев заявил о необходимости их перезахоронения и предложил разыскать родственников членов экипажа. По словам Анатолия Владимировича, «президент Украины поручил активизировать поисковые работы, устанавливать личности наших героев, чтобы воздать им последние почести».
Республиканским комитетом АРК по охране культурного наследия тут же был направлен запрос в Центральный военно-морской архив Российской Федерации. Согласно предоставленным архивным данным подложка «Щ-216» пропала без вести в феврале-марте 1944 года во время выполнения боевого задания. Эксперты ведомственного архива представили копии документов по идентификации членов экипажа.
— Уже получены документы с полным списком экипажа, с указанием места рождения и перечнем ближайших родственников, — рассказала Лариса Опанасюк. — Незаполненной в этих карточках остается только одна графа — место, где похоронен герой. Мы обязаны сделать все, чтобы эти останки были преданы земле, и отдать последние почести погибшим краснофлотцам.
На сегодняшний день ведется работа по поиску их родственников (к слову, среди погибших есть и крымчане). Список членов экипажа размещен на сайте Совета министров АРК.

СПРАВКА «КВ. Подлодка «Щ-216» выполнила 14 боевых походов, в которых провела 299 суток и один транспортный поход в Севастополь. Совершила несколько торпедных атак: 10 октября 1942 года трехторпедным залпом потопила румынский транспорт «Carpati» (4336 брт) с грузом военного снаряжения и угля, а 6 августа 1943 года трехторпедным залпом поразила немецкий танкер «Firuz» (7327 брт) с грузом газойля.
Подлодка пропала в 1944 году во время выполнения боевого задания. Информация о том, что немецкие корабли уничтожили советскую субмарину, появилась в радиоэфире 17 февраля. Капитан корабля — Григорий Евстахиевич Корабовский и 46 членов экипажа погибли.

За период 1941-1944 гг. на Черноморском театре военно-морских действий погибло 26 из 42 действующих подводных лодок ЧФ СССР. Из общего числа погибших 16 лодок на сегодня считаются без вести пропавшие. Из погибших лодок типа «Щука» после войны в 1949 г. была поднята «Щ-203» (разрезана на металлолом). На сегодня в Черном море на научном учете только одна ПЛ типа «Щ» — «Щ-212» (X серия). Она находится в районе острова Змеиный. В результате подрыва на плавучей мине и детонации торпеды внутри лодка сильно повреждена (оторван нос). Подъем «Щ-212» невозможен в связи с опасностью подрыва торпед лодки.

"Крымское время", 13 июля, суббота

Комментариев нет:

Отправить комментарий