воскресенье, 7 июля 2013 г.

Первый турприют в России

Иван КОВАЛЕНКО
6 июля 2013 года исполняется необычная дата не только в истории Крыма, но и в истории всего отечественного туризма! Ровно 120 лет назад на горном плато массива Чатыр-Даг в Крыму началась постройка первого в России горного турпрюта. Этот турприют стал предшественником всех турбаз, отелей, усадеб, приютов, расположенных в горно-лесной зоне Российской империи от Урала и Кавказа до Карпат и Крыма.


 Конец XIX – начало  XX веков связано с активным ростом интереса к экскурсиям по Крыму со стороны  праздной курортной публики. Дамы и господа из Москвы и Санкт-Петербурга, вдоволь накупавшись в Черном море, напившись вина и чая на дачах и виллах Ялты или Алушты, уставали от ленивого отдыха. Жажда познания и путешествий манила в непривычные взгляду столичного жителя горы. Этот настрой первых крымских туристов  четко уловили организаторы Крымского горного клуба, открывшегося в 1890 году в Одессе. Крымский горный клуб стал первой туристической организацией в Российской империи, первой турфирмой. 


Основной экскурсионный объект, который манил крымских путешественников того времени – гора Чатыр-Даг и расположенные на ней  пещеры Суук-Коба и Бин-Баш-Коба. В среде нынешних туристов эти пещеры хорошо известны как Холодная и Тысячеголовая.  Яйла Чатыр-Дага с пещерами в то время была общественной собственностью деревни Биюк-Янкой (ныне село Мраморное Добровского сельсовета).  Жители Биюк-Янкоя сдали в 1893 году в аренду Крымскому горному клубу  участок яйлы с пещерами Суук-Коба и Бин-Баш-Коба, где был построен первый в России горный турприют. В отчете Председателя правления «Крымского горного клуба», известного ялтинского общественного деятеля и врача Владимира Николаевича Дмитриева «Осмотр пещер во время поездки на Чатырдаг 29 июля 1892 года» мы читаем: «Не отдадут ли нам биюк-янкойцы эти две пещеры с прилегающими к ним котловинами в аренду Крымскому горному клубу и на каких условиях? Не найдется ли кто-нибудь из них, которым можно было бы поручить как устройство какого-нибудь шалаша, навеса, так и охрану пещер и те работы в них, какие клуб найдет нужным сделать? Желательно, чтобы около пещер была какая-нибудь постройка: шалаш, навес с запасом самых нужных в пути предметов на случай непогоды, истощения припасов. Желательно произвести некоторые улучшения в самих пещерах для удобства их осмотра, чтобы все можно было хорошо видеть, не пропустить интересного. Желательно обезопасить пещеры от дальнейшего их опустошения  и от уничтожения тех сталактитов и сталагмитов, которые составляют их главную красу».


В январе 1893 года начались переговоры с жителями Биюк-Янкоя и к маю того же года сделка была совершена. Крымский горный клуб взял в аренду у поселян деревни Биюк-Янкой участок яйлы с пещерами на срок 6 лет с правом распоряжаться пещерами и местностью вокруг них, а так же право «исправить пути на Чатырдаг». Стоимость аренды составила 50 рублей в год. Сразу же после заключения договора аренды, Крымский горный клуб начал постройку рядом с пещерами «домика с железной крышей». По сути, этот домик стал первый в Российской империи горным туристическим приютом. Стройку домика вели местные жители из деревень Биюк-Янкой и Аян, а  контролировал весь процесс татарин Мустафа Джелилев. Мустафа был уроженцем деревни Аян. Постройка домика началась 6 июля 1893 года на месте, выбранном членом клуба Н.П. Никольским, который и сделал разбивку фундамента. Уже 10 августа в постройку были вставлены рамы и двери, и с этого числа строительство домика можно было считать оконченным.  Всего на постройку приюта ушло 329 рублей 50 копеек. На посуду и обзаведение приюта ушло еще 29 рублей 62 копейки. Всего расход по статье «приют на Чатыр-Даге» за 1893 год составил 466 рублей 96 копеек. А приход от платы за посещение пещер и ночлег, продажи провизии составил 59 рублей 94 копейки…
Как же выглядел первый в России туристический горный приют? Вот как описывает его врач Владимир Николаевич  Дмитриев, увидевший домик летом 1893 года во время его постройки: «Невзрачный низенький серый, под цвет скал, домик с плоской железной крышей. Узенькая дверь и три окна, как черные дыры на грязновато-сером фоне каменной стены, крыша в один скат, все так просто, мизерно. А все-таки хорошо. В прошлом году ничего такого не было, а каждый бывалый дорого бы заплатил провести ночь под крышею, а не мерзнуть под открытым небом. Прежде всего, произвели хозяйственный осмотр. Стены хоть и на глине, зато солидны, сложены хорошо, снаружи с не замазанными еще швами, а внутри якобы отштукатурены какою-то трескающейся черною массою – такова здесь глина. Не скажу, что это было красиво, но ведь сюда приходят не для того, чтобы любоваться стенами. Крыша железная, выкрашена красивым суриком и требует на всякий случай еще лишних скреплений, да недурно было бы для тепла подшить ее досками. Окна и двери еще не вставлены, о чем мы очень пожалели ночью. Перегородки внутри готовы, лавки и столы делались при нас. Очаг накрыт частью плетенкою, обмазанною глиною, частью железным колпаком, а книзу огонь раскладывается прямо на полу. Пол – грязная черная земля. Вот и все».
С первых дней июня приютом уже стали пользоваться туристы. Они останавливались  во временном «складном деревянном бараке, подаренном  гр. Ростовцевым». Тогда же был нанят сторож, закуплена посуда для туристов. Сторож получал 20 рублей в месяц. Из какой деревни были сторожа точно сказать сложно, но, однозначно, из ближайших Биюк-Янкоя или Аяна. До нас дошло имя сторожа, который работал в приюте на 1899 год – татарин Сюин.  В обязанности сторожа входила охрана пещер и обслуживание туристов. «В Записках Крымского горного клуба» давалось описание возможных услуг приюта: «Сторож приюта обязан был оказывать возможную помощь и услуги всем, кто пожелает воспользоваться приютом. По требованию посетителей он должен поставить самовар, дать посуду, или поставить чай или кофе стаканами, подать, по возможности, молоко, яйца, зажарить шашлык (если путешественник добудет барана от соседних пастухов). Он обязан проводить в пещеры, дать, сколько потребуют, свечей. В случае холода, ночующие могут потребовать, чтобы он разложил в камине огонь. Если найдутся у сторожа какие-либо другие предметы, нужные посетителям, как-то: кошма, подушка, одеяло или какие-нибудь съестные припасы, он может предлагать их желающим. За исполнение всех требований и за услуги сторож получает плату по таксе, утвержденной Правлением на тот или другой срок».
За первый год существования приюта с 6 июля по 15 августа услугами домика и посещения пещер воспользовались 192 экскурсанта. К этому числу нужно прибавить еще 60 человек, которые хоть и пользовались услугами приюта и посещали пещеры, но в грубой форме отказались платить сторожу-смотрителю. Интересно, что многие посетители, оставившие записи в книге пожеланий горного приюта, жаловались на удобства размещения в домике, на комфорт в самих пещерах и на окружающую природу. Члены Крымского горного клуба искренне удивлялись грубости экскурсантов, требующих повышенного комфорта в диких горных условиях.  Так, экскурсанты высказывали замечания, что в пещерах очень холодно и их обязательно необходимо согревать печным отоплением,  что в Тысячеголовой пещере необходимо вычистить все кости и камни, что в пещерах желательно установить мебель для удобства туристов. Ругались, что в «пещере Бин-Баш-Коба много воды, сыро и скользко», под разными предлогами отказывались платить деньги за вход, делая замечания, что они могут ходить в своей стране где угодно и бесплатно. Брюзжали даже по поводу видов окружающей природы: «Вид с Чатыр-Дага не дает и сотой долит того, что ожидаешь. Полное разочарование. Овчинка выделки не стоит». Один из экскурсантов записал в книге: «Водки нет, туман, сыро, гадко и скверно». Как же это все похоже на день сегодняшний! И сейчас претензии многих недовольных экскурсантов не отличаются по характеру от претензий 120-ти  летней давности!   
В ответ на замечания туристов  в отсутствии комфорта, члены клуба спокойно объясняли, что «здание приюта мало напоминало собой комфортабельную гостиницу. Это – низенькая, 2 комнатки с грязным земляным полом, с простыми лавками по стенам и столом на ножках, вбитых в землю, примитивный татарский очаг – вот и все; посуда незатейливая, провизии кроме чаю, сахару – одни только сардинки. Но что же можно ожидать в такой местности как Чатырдаг?». Истинные романтики горного туризма, устроители первого приюта на Чатыр-Даге пророчески мечтали: «Со временем, может быть, там и будет устроен вполне  удобный отель, но еще вопрос: будут ли  при этой новой обстановке и новых удобствах так же восторгаться прогулками на Чатыр-Даг, как теперь, где и сами неудобства придают прелесть прогулке. Поспать в холодную горную ночь под крышей, напиться горячего чаю – вот, кажется, действительно, что, действительно,  необходимо: все остальное есть уже роскошь, без которой можно обойтись». 
 Постепенно поток туристов на Чатыр-Даг рос, но в то же время росли и затраты на ремонт и содержание домика. Так в 1894 году приют посетило за сезон более 200 человек. А расходы по домику за год превысили доходы на 77 рублей 5 копеек. Сторожа не следили должным образом за состоянием домика. Так во время инспекторской проверки 17 июня 1894 года член Правления Клуба, Фридрих Данилович Вебер записал  в своем дневнике: «Кроме камина, все прочее в домике татарами было исполнено отвратительно и требует фундаментальной переделки. Новая железная крыша сколочена так небрежно, что оставляет повсюду щели, чрез которые и так уже промокшие экскурсанты получали дармовые души. Когда мы зашли и уселись на безобразно сколоченные лавочки, то растрескавшаяся неуклюжая штукатурка  обрушилась и угрожала причинить нам повреждения, требующие хирургической помощи. Столы и скамейки сколочены так ненадежно и безобразно, что поместив наши припасы и усевшись, мы обрушили стол и скамьи. Стены домика сложены так скверно, что при ночном ветре чрез них задувало свечи. Впоследствии Мустафа сообщил, что указанные ему поправки сделаны».

В отчете за 1896 год читаем: «Перестройка ничего нового домику не дала. Все делается на живую нитку и скоро опять потребуется новый ремонт». Устав бороться с неблагодарными посетителями, постоянным ремонтом домика и финансовыми расходами, члены Правления Крымского горного клуба в 1901 году решают отказаться от дальнейшей эксплуатации приюта.  Домик перешел под присмотр сына Мустафы Джелилева с тем, чтобы он взял на себя расходы по содержанию приюта и при этом весь доход по домику оставался в его пользу. Как подытожили сами члены Правления: «Этим клуб избавился от ежегодного крупного дефицита по статье «Чатырдагский домик» и все-таки сохранил это убежище».

Развитие горного туризма на Чатыр-Даге повлекло за собой и развитие местности. Так, из Биюк-Янкоя на яйлу к пещерам была проложена новая хорошая дорога. В одном из отчетов о путешествии на Чатыр-Даг в 1899 году есть упоминание об этой дороге: «В настоящее время из Биюк Янкоя к Джайлау проложена хорошая проселочная дорога, по которой можно проехать тройкой. Большею частью в глинистом грунте расчищен местами немного крутой путь, проходящий по очень живописной местности. Этот путь не новый. Тропа тут была и раньше, но по ней с большим трудом могла пробраться двухколесная мажара. Теперь же дорога приведена в порядок и ею, по всей вероятности, скоро будут пользоваться путешественники, направляющиеся к пещерам Чатыр-Дага». Эта дорога и сейчас используется для туристов, посещающих Чатыр-Даг, но если в позапрошлом веке по ней ехали к пещерам Суук-Коба и Бин-Баш-Коба, то сейчас едут к пещерам Мраморная и Эмине-Баир-Хасар.


Фото автора и  из архивов Центрального музея Тавриды.


Подробнее об истории туризма на Чатыр-Даге читайте на сайте mramornoe.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий