Елена Раскина,
Москва
Наверное, самое сильное ощущение от Иерусалима и Израиля – это присутствие вокруг того, что мы привыкли называть божественным. Живое присутствие Бога-Отца, Вечного, Яхве, которого мы называем разными именами и к которому каждый идет собственной дорогой. Дыхание Духа Святого…. И еще, конечно, человеческая сопричастность земному пути Бога-Сына, Иисуса Христа.
К тому же, для меня недавняя весенняя поездка в Израиль прошла под знаком Бориса Пастернака. Под знаком его стихотворений о Христе, вошедших в «Стихи Юрия Живаго» из романа «Доктор Живаго». Когда мы с мужем и группой коллег-преподавателей входили через Яффские ворота в Старый Иерусалим, огражденный надежными, древними стенами с башнями и бойницами, я читала вполголоса: «Когда на последней неделе входил Он в Иерусалим, / Осанны навстречу гремели, / Бежали с ветвями за Ним. / А дни все грозней и суровей, / Любовью не тронуть сердец. / Презрительно сдвинуты брови. / И вот – послесловье, конец». Когда в Галилее мы проезжали через деревню Магдала, родину Марии Магдалины, я читала мужу: «У людей пред праздником уборка. / В стороне от этой толчеи / Обмываю миром из ведерка / Я стопы пречистые твои…». В Гефсиманском саду, конечно, вспоминалось знаменитое одноименное стихотворение Бориса Пастернака, опять же вошедшее в «Стихи Юрия Живаго»: «Лужайка обрывалась с половины. / За нею начинался Млечный Путь. / Седые серебристые маслины / Пытались вдаль по воздуху шагнуть».
А в Храме Гроба Господня, важнейшей святыне христианского мира, на месте распятия и погребения Христа, я вспоминала знаменитое пастернаковское: «Я в гроб сойду, / И в третий день восстану, / И, как сплавляют по реке плоты, / Ко Мне на суд, как баржи каравана, / Столетья поплывут из темноты». В Храме Гроба Господня ежегодно совершается нисхождение Благодатного огня, и здесь, у входа в пещеру, где покоилось тело Христа и где жены-мироносицы не нашли того, о ком скорбели, когда Спаситель воскрес, паломники «опаляют» длинные восковые свечи, чтобы привезти их домой и зажечь во здравие своих близких. Эти свечи дивно пахнут медом, и их благоухание распространяется на всю квартиру, так что кажется, что ты все еще в Иерусалиме, а не у себя на родине…
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. У каждой из этих церквей есть свои приделы и часы для молитв. А запирают и отпирают Храм Гроба Господня, дабы не было споров между христианскими конфессиями, представители мусульманской семьи Нусейбе. Им это право принадлежит веками…
И только на Галилейском море, там, где, как поет Валерий Бутусов, «с причала рыбачил апостол Андрей, / А Спаситель ходил по воде», я «изменила» Пастернаку и вспомнила стихотворение Николая Гумилева «Христос». В этом стихотворении, посвященном пребыванию Христа на берегах моря Галилейского, говорится: «Он идет путем жемчужным, / По садам береговым. / Люди заняты ненужным, / Люди заняты земным». Все действительно было так – жемчужный путь (дорога вдоль воды, озаренная жемчужно-золотистыми лучами солнца), береговые сады, уютные белые домики в их зелени… Вот подошла к самой воде пожилая монахиня из православного монастыря: радостно улыбнулась, как будто встретила дорогого друга, зачерпнула ладонью драгоценную влагу… Потом, когда она ушла, появился молодой батюшка, и выражение его лица было таким же – счастливым и просветленным. Радостно улыбался католический священник, медленно прогуливавшийся по берегу...
Весело шумели дети. Местные жители и туристы или сидели на скамеечках у самого берега, или искали тени и прохлады в прибрежных садах. В небольшом ресторанчике почти у самой воды мы ели обжаренных до золотистой корочки пескарей – почти таких же, каких когда-то «вынимали из воды» апостолы.
И сама Галилея – веселая, щедрая, добрая, залитая нежно-золотистым солнечным светом – была такой же открытой и ласковой, как во времена Спасителя. Наверное, когда Он проходил по берегу, небольшие волны так же доверчиво приникали к его ногам. На свете есть места, которые столетиями сохраняют свое сияние. Галилея относится к числу таких мест. Это – земля мира. Душевного мира и покоя. И начинаешь понимать, почему именно здесь Христос провел свое детство (Назарет), проповедовал (Капернаум), претворял воду в вино на веселой свадьбе (Кана Галилейская) и обрел слушателей, друзей и апостолов. И именно в Галилее Христос явился апостолам после воскресения из мертвых.
Название «Галилея» восходит к древнееврейскому корню Г-Л-Л, (גלל). Этот корень обозначает: «катиться», «волна». Согласно одной версии, название этой земли объясняется гористым характером местности (галь — волна), а, как гласит другая версия, оно происходит от ивритского слова галиль (גליל), «округ», «окрестность». Есть еще и третье объяснение – название провинции происходит от слова гола́ (גולה) от того же корня — удаление, рассеяние. Со второй и третьей версиями связывают упоминание Галилеи в Ветхом Завете как «Глиль ха-Гоим» — «округа народов» или «места, где рассеяны разные народы».
Библейский царь Соломон отдал 20 городов Галилеи тирскому (ливанскому) князю Хираму, имя которого навсегда связано с постройкой легендарного Храма. Хирам, царь Тира, послал Хирама-Авия, «человека умного, имеющего знания», в качестве начальника строительства Храма Царя Соломона.
К тому времени, когда Спаситель стал проповедовать на берегах Моря Галилейского, у галилеян было отдельное от жителей Иудеи наречие (Мк.14:70). Апостолы, в большинстве своем, были галилеянами. Кроме Иуды Искариота и Левия Матвея (Матфея), сборщика податей, бросившего деньги на дорогу и последовавшего за Христом (После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним (Лк.5:27-29)).
Тремя главными галилейскими городами считались Вифсаида (родина апостолов Андрея, Петра и Филиппа), Кана Галилейская (родина Нафанаила) и Назарет (город, где провел детство и юность Спаситель). Фарисеи считали Христа не иудеем, а галилеянином, а сам Спаситель говорил, что все мы, независимо от рождения и происхождения, – дети Отца Небесного. Эту простую истину впоследствии повторил апостол Павел, сказавший «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос…». Родом из Галилеи был и мужественный и благородный защитник свободы еврейского народа и крепости Масада, сражавшийся с римлянами до последней минуты своей жизни и победивший их своей смертью Элеазар бен Яир.
А перед Галилеей был Иордан. Река Иордан, омовение в которой и поныне, как во времена Христа, дарит небывалое ощущение мира и покоя. Сейчас, правда, для удобства паломников и туристов река «окована» в камень, а к воде ведут комфортные мостики и лесенки. Но удивительное ощущение рая земного остается, несмотря на все туристические «банальности». Столько деревьев, трав и цветов на берегах Иордана, так мирно и блаженно текут воды этой реки, и такой удивительный всплеск энергии она дарит, что хочется остаться здесь надолго. Просидеть у воды целый день – и обязательно вернуться на следующий. Вернуться за редкостным ощущением мира и покоя, которое здесь царит.
Еще до появления на этих блаженных берегах Иоанна Крестителя, крестившего Христа, здесь проходил народ Израиля. Это было во время исхода из Египта, когда израильтяне шли по направлению к городу Иерихон. В Книге Иисуса Навина эти события описываются так: «И было, когда народ двинулся от шатров своих, чтобы перейти Ярдэйн, и священники, несущие ковчег завета, – впереди народа, То лишь только несущие ковчег дошли до Иордана и ноги священников, несших ковчег, погрузились в край воды, – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы, – Остановились воды, текущие сверху, встали одной стеной очень далеко от города Адама, который подле Царетана; а текущие к Ям Аарава, в Ям Аммэлах совершенно пресеклись, и народ переходил против Йерихона. И стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше среди Иордана прочно. И весь Израиль переходил по суше, доколе весь народ не закончил переходить Иордан».
Место, где Иоанн Креститель крестил Христа, тоже расположено недалеко от города Иерихон. Знаменитые слова из Евангелия Марка, рассказывающие об этом событии, высечены на каменных стеллах, на подступах к реке. На многих и многих языках мира написаны эти вечные слова: ««И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Вода из Иордана – кристально чистая и бодрящая. Если привезти домой бутылочку с этой водой, то через несколько недель, а то и месяцев, вы столкнетесь с удивительным явлением: вода не испортится и даже не помутнеет. Со мной случился еще один странный случай: я погружалась в Иордан в длинной белой рубашке, как положено (никаких купальников здесь не допускается). Вернувшись в гостиничный номер, я повесила эту рубашку сушиться. Наутро я была поражена: рубашка была белее снега, так словно я стирала ее в самом лучшем и дорогом порошке. Вот такое удивительное действие у тихих и ласковых вод этой священной реки!
Закончить эту статью я хочу собственным стихотворением, написанным по возвращении из Израиля.
Земля обетованная
Крестообразно наноси елей
Или молись Отцу, не зная Сына,
Ты все равно на свете иудей,
Хранитель древней родины своей,
Творца земли ликующая глина.
Тебе, как память, родина дана,
Ее ты, словно чашу, пьешь до дна.
Ее несешь ты, как Ковчег Завета,
Несли в песках пророки и поэты.
Зовется ли Израилем она,
Твоих отцов заветная страна?
А, может быть, она зовется Словом
Господним, иль сиянием багровым
Закатных, огнедышащих лучей?
Ты – гром, который слышал Моисей
В рассветном, ускользающем тумане.
Вот почему ты остаешься с нами
Всегда, и на любых путях земных.
Быть может, ты не родина, а стих?
Парение, сиянье, дуновенье,
Серебряная поступь вдохновенья…
Сокращенный вариант статьи опубликован в газете "Крымское время"
№67(3285) от 27 июня 2013г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий