Марина ГУСАРОВА
Фото
Виталия ПАРУБОВА
О том, что
хорошими делами прославиться нельзя, задолго до старухи Шапокляк поведал
человечеству некий торговец из Эфеса. Звали его Герострат, а известен он тем,
что в IV веке до нашей эры сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды
Эфесской.
Именно этот
вечный сюжет стал основой спектакля, премьера которого в минувший вторник прошла
на Новой сцене Крымского академического русского драматического театра им.
Горького. И уже вызвала в среде крымских театралов нешуточный резонанс.
Пьеса Григория Горина «Забыть Герострата!» — не из
тех, которые посмотрят, посмеются и забудут. Впрочем, в театре это далеко не
первая встреча с наследием драматурга — в свое время здесь собирали полные залы
и «Королевские игры», и «Кот домашний средней пушистости» Горина-Войновича. Но вернемся
к премьере. Перед нами вовсе не историческая хроника — скорее, притча на
античный сюжет: ведь имя Герострата с тех далеких пор стало нарицательным.
История о том, как базарный торговец Герострат стал
возмутителем спокойствия, предметом обсуждения и, наконец, властителем умов
сограждан, думается, была бы весьма полезной для специалистов, занятых в сфере
паблик рилейшнз. Ведь поджигатель храма, по сути, был первым пиарщиком — ему удалось,
не сделав ничего хорошего, навсегда остаться в народной памяти — причем, не
только жителей Эфеса.
Есть
в этой пьесе и некое звено между прошлым и будущим — Человек театра (Дмитрий
Еременко), который стоит как бы над
схваткой — он не может вмешиваться в то, что происходит. Кто он — просто
наблюдатель, или все же исследователь, аналитик, пытающийся разобраться в «истоках болезни, которая впоследствии
принесла горе человечеству»?
…Водворенный разъяренной толпой в темницу торговец
Герострат (Сергей Ющук) лихорадочно ищет, как бы отсрочить неминуемую казнь. И
находит выход из тупика, оказавшись настоящим знатоком человеческой психологии.
Естественно, мы не будем раскрывать перед читателями все перипетии сюжета.
Обозначим лишь некоторые его линии.
Герострат — Тюремщик (Александр Чернышев). Ретивый
служака — первая «проба пера» Герострата. Тюремщик даже сам не замечает, как из
грозного стража превращается в покорного слугу, готового исполнить любой приказ
заключенного.
Герострат — ростовщик Крисипп (Игорь Кашин). Этот
противник для главного героя — особенный. Ну, как не отомстить бывшему тестю,
подсунувшему зятьку-простаку невесту, брюхатую от другого, да еще и обобравшему
его! Ничего, теперь он попляшет! Вернее, не попляшет, а заплатит — дорого заплатит
за мемуары поджигателя! Да еще и рекламу сделает недавнему родственнику…
Герострат — Клементина, жена повелителя Эфеса
(Эльмира Погосян). Никто не знает, с какой дури знатной дамочке втемяшилось в
голову, что поджег Герострат храм от… несчастной неразделенной любви. А к кому?
Ясно, к кому — прекрасней супруги властителя в Эфесе женщины нет! Да и
прославиться так охота… Для этого и себя не жалко, вернее, собственного тела,
щедро предложенного поджигателю прямо в тюремной камере!
Герострат — Тиссаферн, повелитель Эфеса (Владимир
Крючков). Стареющий сатрап персидского царя сначала готов восстановить
справедливость, предав смерти подлого поджигателя. А потом… Потом лукавый правитель
втихую скупает крамольные папирусы — и не только для себя, но и для «некоторых
уважаемых людей».
Герострат — Клеонт, архонт-басилей Эфеса (Виктор
Навроцкий). Именно в этом дуэте сосредоточено главное противостояние спектакля.
Совесть против беспринципности, закон против вседозволенности, демократия
против анархии. Кто же победит? Избранный народом справедливый и мудрый судья?
Не спешите радоваться!
Всего несколько дней — и народный гнев сменится на
пьяные здравицы в честь Герострата (пьют-то за его деньги). Жрица сожженного
храма Эрита (Светлана Калганова), даже оставшись без крыши над головой,
предпочитает скорому людскому суду кару божью — мол, покарать преступника
должна сама Артемида. А для того, чтобы узнать, какова воля богов, неплохо было
бы отправить посланника к Дельфийскому оракулу… Неплохо — и, прежде всего, для
Герострата: когда еще вернется гонец из далеких Дельф!
«Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не
считаясь» — это изложенное на заветном папирусе кредо разрушителя храмов придется
по вкусу многим — и не только наивному земляку Герострата, пытавшемуся поджечь библиотеку,
дабы тоже остаться в памяти народной. Имя геростратам, пришедшим на смену
родоначальнику этого подлого племени, — легион. Это они жгут города,
развязывают войны, стравливают народы, грабят государства. Это они разрушают
все, к чему прикасаются.
«Забыть Герострата!» — такие таблички повелел
развесить в Эфесе лукавый Тиссаферн. Но ведь забыть — значит, простить,
напоминает нам Человек театра. Забывать нельзя — нужно помнить, чтобы не
допустить появления новых геростратов. Именно это хотят сказать нам режиссер-постановщик спектакля Виктор Навроцкий и его
единомышленники.
Спектакль
«Забыть Герострата!» вполне можно назвать знаковым и даже хитовым (если такое
понятие вообще применимо к академическому театру). Здесь есть накал страстей, немного
«обнаженки» (исполнительница роли Клементины предстала перед публикой топлесс —
ох, не зря приезжал к нам на гастроли ярославский театр!), актуальность и
многое другое. Но главное — это достойная постановка одной из тех умных пьес,
по которым сегодня истосковался и настоящий актер, и взыскательный зритель. Видели
бы вы, как не играют — живут на сцене Сергей Ющук, Виктор Навроцкий, Владимир
Крючков… Как, еще не видели? Тогда приходите на спектакль!
Комментариев нет:
Отправить комментарий