Над крымскими учебными заведениями
сферы культуры снова замаячила угроза объединения
Марина ГУСАРОВА
Фото автора
Внешне эта пресс-конференция выглядела вполне мирно — итоги закончившегося
учебного года в минувший вторник подводили руководители вузов, готовящих
специалистов в сфере культуры — Симферопольского музыкального училища им. П. И.
Чайковского, Художественного училища им. Н. С. Самокиша, Школы-студии при Крымском
академическом русском драматическом театре им. Горького и Крымского
университета культуры, искусств и туризма.
Впрочем, квартет руководителей сразу
же превратился в трио. Директор Школы — студии, художественный руководитель
Горьковского Анатолий Новиков отсутствовал — как пояснили организаторы, по
состоянию здоровья.
Начался разговор, как водится, со
статистики: Симферопольское музучилище в нынешнем году выпустило 51 студента,
художественное — тоже 51, театральная школа-студия — 14, университет культуры,
искусств и туризма — 299. Все эти показатели, исключая школу-студию, где
практикуется лишь дневная форма обучения, охватывают студентов как очных, так и
заочных отделений.
Непосвященному сразу бросится в глаза
несоответствие рекордных показателей Крымского университета культуры и других «культурных»
вузов. Тем более, как сообщил Ректор КУКИТ Олег Габриелян, и трудоустраиваются
его выпускники по специальности почти на сто процентов. А что ж другие отстают?
Не отстают — уверены директор
музыкального училища Александр Яцков и директор художественного училища Виктор
Ермаков. По их мнению, у этих учебных заведений — другие плюсы: здесь готовят
музыкантов-исполнителей, подавляющее большинство которых продолжит обучение в
музыкальных академиях (и не только на Украине), художников, освоивших уже в
Симферополе все тонкости академической школы, и дизайнеров, которые тоже
пополнят ряды профильных вузов.
Еще один плюс вышеназванных учебных
заведений — преемственность. Основанное на базе музыкальных классов при открытом
в Симферополе самим Сергеем Рахманиновым отделении Русского музыкального
общества, Симферопольское музыкальное училище три года назад отметило свое
столетие. Его выпускники успешно работают во многих странах мира, являясь живым
примером того, что так называемой многоступенчатой системе музыкального
образования и сегодня альтернативы нет. Одной из «фишек» музыкального училища
был и остается конкурс имени его знаменитого выпускника Алемдара Караманова, конкурс
«Синяя птица», а одним из главных достижений — открытие при училище факультета
Донецкой музыкальной академии им. С. Прокофьева.
— Чем объяснить, что у нас на 270
студентов 145 преподавателей? А тем, что и у нас, и у художников, и у актеров
основной является индивидуальная форма обучения, — заметил Александр Яцков. — Причем
учеба в музыкальном училище — наиболее важный момент в жизни будущего
музыканта, именно здесь он формируется и как человек, и как личность. Мы своих
студентов собираем, как «Роллс-Ройс» — вручную!
История художественного
училища, в прошлом году отметившего 75-летие, связана еще с одним знаменитым
крымчанином — художником-баталистом Николаем Самокишем. Именно на базе его
студии и было создано это учебное заведение, где в свое время учились народные
художники Украины и России В.Бернадский, Ф.Захаров, В. Гурин, Ю.Ишханов. Сейчас в Крыму
семь народных художников, и все они — выпускники художественного училища имени
Самокиша. Но самое главное — специалисты признают: уже около трех десятилетий
существует Крымская школа живописи, имеющая свои неповторимые особенности.
На первый взгляд, еще
скромнее показатели у школы-студии при Крымском академическом русском
драматическом театре им. Горького — всего четырнадцать выпускников. Однако и они
— тот самый пресловутый «штучный товар», который создается не поточным методом,
а путем глубокого индивидуального подхода. Возможно, на фоне других вузов
школа-студия относительно молода, зато «родивший» ее театр — один из старейших
не только на Украине, но и в СНГ. Неудивительно, что выпускники школы-студии
успешно работают в театрах не только Крыма, но Киева и Москвы, многие из них
уже отмечены высокими званиями. Несомненный плюс этого вуза — сценическая
практика уже с первого курса. А некоторым третьекурсники здесь доверяют и
главные роли.
Столь подробный анализ
работы вышеупомянутых учебных заведений — не просто констатация фактов, но и
информация к размышлению. Потому, что главной темой встречи с прессой стали
вовсе не отчеты, а упорные слухи о том, что музыкальное и художественное
училище, а также театральную школу-студию собираются объединять с Крымским
университетом культуры, искусств и туризма. Конечно, слухи — это не конкретные
факты, но пятнадцать лет назад сделать такое с музыкальным училищем уже
пытались — правда, университет тогда был просто училищем культуры. Попытки эти
наделали много шума, вылились в студенческие протесты, но успехом не
увенчались. Бороться за «автономию» музыканты и художники намерены и сегодня — по
информации Александра Яцкова, на педагогическом совете весь преподавательский
состав высказался против каких-либо пертурбаций, а Виктор Ермаков довел до
журналистов и мнение по этому поводу Академии искусств Украины — согласно
полученному оттуда письму, присоединение художественного училища к Университету
культуры невозможно, так как «университет не занимается профессиональным
искусством».
А что думает по этому поводу ректор КУКИТ Олег
Габриелян?
— Что касается слухов — это слухи, — недоуменно
развел руками Олег Аршавирович. — Хотя уже произошло присоединение к нашему
университету Центра повышения квалификации работников культуры, и ничего — все
сохранили свои рабочие места. К тому же наш университет — единственный в Крыму
государственный творческий вуз, который имеет IV уровень аккредитации. В этом году
открыто новое отделение — дизайн костюма и интерьера. А по результатам
вступительной кампании этого года на бюджет у нас конкурс 8-10 человек на
место. Что же касается возможности объединения учебных заведений, относящихся к
сфере министерства культуры — то, думаю, она может исходить не от чьего-то
желания, а от объективной реальности.
Как бы то ни было, пока
речь об объединении ведется лишь на уровне разговоров. На вопрос, кто конкретно
«в случае чего» будет этим заниматься, вразумительных ответов журналисты не
получили. Однако в то, что слухи эти беспочвенны, похоже, никто не верит. И
никто не поручится, что события не будут развиваться как в том анекдоте, где
Серый Волк предложил Красной Шапочке невеселую альтернативу — «выбирай: либо
добровольное слияние, либо недружественное поглощение».
"КВ" № 73 от 13 июля 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий