среда, 8 июня 2011 г.

В Симферополе обсудили перспективу развития народных промыслов и ремесел



Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Неторопливо стучит молотком чеканщик, раздувает меха кузнец, раскраивает материал кожевенник, вставляет в иголку тоненькую золотую нитку вышивальщица… Когда-то в Крыму слово «ремесленник» звучало гордо — были даже целые династии тех, кто из поколения в поколение совершенствовал, оттачивал до филигранности свое мастерство.
Увы, советская власть кустарей не любила. Ремесленничество, перестав быть массовым после «сворачивания» НЭПа, как-то потихоньку угасло, а потом и вовсе сошло на нет. «Штучные» изделия сменила промышленная «штамповка», а ремесло осталось только «для себя».

Зачем Крыму китайский сувенир?

Ни для кого не секрет — из Крыма, как память об отдыхе на нашем солнечном полуострове, подавляющее большинство туристов увозит сегодня зачастую… китайский ширпотреб, коим буквально забиты прибрежные лотки. Непростой разговор о том, как дать ремесленничеству в автономии второе дыхание и более того — использовать его при формировании так называемого «Крымского бренда», состоялся на Всекрымской конференции «Ремесленничество в Крыму. Развитие и перспективы», которая прошла в минувший понедельник в Симферопольском высшем профессиональном училище сервиса и дизайна.
Как часто бывает, помогла крымским ремесленникам «заграница» — Агентство США по международному развитию USAID и его проект «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность». Как отметил директор Крымского офиса проекта Джеффри Лубби, «ремесленная» составляющая присутствует в рамках «туристического» проекта USAID.
— Ремесло в Крыму имеет глубокие исторические корни, — совершила небольшой экскурс в историю председатель правления Ремесленной палаты Крыма Наталья Гордецкая. — К примеру, в 1847 году на территории полуострова было около 12 цехов, объединяющих 700 ремесленников. А «новая история» крымского ремесленничества началась в 1998 году, с развития зеленого туризма. В конце же прошлого года — 12 декабря — была официально создана Ремесленная палата Крыма.



Мастер, добро пожаловать в кластер!

Однако не стоит забывать, что ремесло — это не только часть местного колорита, но, прежде всего — работа. Работа, в которой очень и очень нуждаются многие наши сограждане. И не случайно, что наиболее заинтересованными участниками дискуссии стали представители Республиканского центра занятости, подчеркнув:
— Сотрудничество с Ремесленной палатой, надеемся, поможет нашим подопечным в процессе обучения обрести новую востребованную профессию. Еще один важных вопрос — привлечение к деятельности в этой сфере людей с ограниченными физическими возможностями — в Евпатории такой опыт уже имеется.

— После наших семинаров многие безработные уже перешли в разряд самозанятых, а некоторые даже зарегистрировались как частные предприниматели, — подхватывает тему Наталья Гордецкая. — Но обучить ремеслу — лишь полдела. Надо изучать конъюнктуру рынка, вооружать будущих ремесленников и юридическими знаниями, которые весьма пригодятся при развитии собственного дела. В идеале мастер, ремесленник должен стать частью так называемого кластера — территории добровольно объединившихся предпринимательских структур. Модель эта строится на «трех китах» — бизнес, власть и институции. Должно быть учтено все до мелочей: сырье, упаковка изделий, где и почем они будут реализовываться. Конечно, помимо предпринимателей, хотелось бы видеть участие в этом процессе национальных общин, учебных заведений, предприятий, которые займутся реализацией этой продукции. Сегодня нашей палатой уже разработана Концепция развития ремесленничества в Крыму, мы передали ее в Совмин, чтобы с ее учетом разработать уже государственную программу. Решения требуют и юридически-правовые вопросы — прежде всего, определение статуса мастера, его социальная защита, нюансы налогообложения.

«Штамповка» и эксклюзив: кто кого?


В ходе дискуссий обсуждались еще несколько важных вопросов. Прежде всего, есть ли в Крыму сувенирный рынок, или его нет? Вопрос, прямо скажем, непростой. Можно ли считать сувенирным рынком в полном смысле этого слова подушечки-саше с крымскими душистыми травами, масла в различной расфасовке, аляповатые магнитики с неизменным Ласточкиным гнездом, футболки с надписью «I love Yalta» и различные туристические проспекты? По «малому» счету, может быть, и можно, а по большому — увы, нельзя. Правда, по-прежнему одним из лучших «крымских сувениров» туристы из ближнего и дальнего зарубежья считают вина — естественно, фабричного, а не «паленого» разлива.
Примыкает к первому вопросу второй — готовы ли посещающие Крым туристы выложить кругленькую сумму за настоящий эксклюзив? Здесь мнения разделились. Представляющий «Туристско-информационный центр» Евпатории Александр Меломед признается откровенно:
— Да, встречаются хорошие сувениры. Одна проблема — они очень дорогие. В той же Турции, к примеру, керамика лучше нашей, а дешевле в два раза! Но нам тоже есть, чем похвастаться. Той же керамики у наших мастеров уже пятьсот наименований, а те же самые магнитики с крымской символикой разработали — просто загляденье! Главное — мы начинаем возрождать наш уникальные крымский стиль — причем не штампованный, а созданный руками, так называемый «hand made».
— Сувениры — неотъемлемая часть турпродукта, — считает руководитель Симферопольского клуба экскурсоводов Елена Мельникова. — К сожалению, сегодня ни в одном туристическом каталоге сегодня не пишется, какие сувениры можно приобрести в том или ином регионе, и это большое упущение. Есть у нас неплохие сувенирные магазинчики в Ливадии, возле Ханского дворца в Бахчисарае… И все, пожалуй. Появились и новые объекты, нуждающиеся в специализированных сувенирах: Чуфут-Кале, Сурб-Хач, недавно появившиеся в Крыму «веревочные парки». Кстати, сейчас появилась и новая троллейбусная экскурсия «Симферополь-Ялта» — тут явно пришлись бы ко двору недорогие и так называемые «массовые» сувениры. Что же касается изделий действительно уникальных, ценных, представляющих интерес для коллекционеров, то в этом случае вывести любителей эксклюзива на мастера мог бы Интернет. Но, к сожалению, такой способ сегодня не востребован — а зря.

Где «пропишется» «Улица мастеров»?



Привлечь внимание к ремесленникам, их изделиям и технике мастерства призван проект «Улица мастеров в Симферополе», осуществление которого, как призналась Наталья Гордецкая, уже близится к завершению. Однако и пока члены ремесленных гильдий, созданных в рамках Ремесленной палаты, времени не теряют: проводят тренинги, мастер-классы в школах и даже… следственном изоляторе, где мастер Вера Глинка помогла мальчишкам своими руками сделать подарки к 8 Марта мамам и бабушкам. А летняя школа в Сакском районе помогла многим ребятам сделать первые шаги в ремесле.
Активно сотрудничают крымские ремесленники и с Крымским этнографическим музеем. Доказательство тому — целая череда различных выставок и прошедших в их рамках мастер-классов. Ведь общеизвестно: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще лучше — попробовать что-то создать своими руками под руководством опытных мастеров.
— Сегодня одна из главных наших задач — формирование коллекций: идет время — и уходят от нас и сами создатели уникальных изделий, — рассказывает директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев. — Поэтому программа-минимум предусматривает создание у нас галереи декоративно-прикладного искусства и народных мастеров. Хочу отметить еще одно: в том кластере, о котором сегодня так много говорилось, почему-то нет музея. Но он обязательно должен там быть — тем более, что мы уже плодотворно сотрудничаем с Ремесленной палатой. Что же касается «Улицы мастеров» или «Центра ремесел» — а, может, создать это на базе Этнографического музея? Во всяком случае, одним из перспективных направлений нашей работы мы видим создание так называемого «Этнографического дворика» — площади для этого у нас есть.

Сервис и дизайн: и востребовано, и престижно



Прекрасной «иллюстрацией» к конференции стала демонстрация мод, проведенная учащимися Симферопольского высшего профессионального училища сервиса и дизайна. Примечательно, что среди коллекций авторской одежды — в частности на актуальную тему приближающегося выпускного бала — была представлена и коллекция нарядов, так сказать, «специального назначения» — для горничных, поваров, сантехников, официантов, барменов и даже… банщиков. Причем, одежда эта не остается лишь овеществленной фантазией дизайнеров: она продается — и помогает училищу на собственные средства совершенствовать материально-техническую базу.
Вскоре к отделениям, готовящим закройщиков, вышивальщиц, парикмахеров, присоединится еще одно — флористики.
— Профессия флориста в Крыму, я уверена, будет востребована, — считает директор училища Ангелина Щербакова. — Тем более, что осваивать ее нам помогали специалисты из Германии. Впрочем, я думаю, им тоже было чему получиться у нас!
…Конечно, проблему возрождения ремесленничества в Крыму придется решать еще не один год. Но первые шаги уже сделаны — а дорогу, как известно, осилит идущий.

"КВ" № 59 от 2 июня 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий