пятница, 24 июня 2011 г.

Пенсионная реформа: одним — проблема, другим — проформа?




Марина ГУСАРОВА

16 июня Верховная Рада Украины приняла за основу правительственный проект Пенсионной реформы.
Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» поддержали 245 народных депутатов (187 депутатов фракции Партии регионов, 13 — НУ-НС, 15 — группы «Реформы ради будущего», 20 — Народной партии и 10 внефракционных). БЮТовцы и коммунисты в голосовании не участвовали. Рассмотрели парламентарии и еще два альтернативных законопроекта, но, как и следовало ожидать, ни один из них не набрал необходимой поддержки.

Что нас ожидает

До 8 июля парламент, скорее всего, окончательно примет Закон о пенсионной реформе. Что же, согласно его положениям, меняется при выходе на пенсию?
Итак:
— пенсионный возраст для женщин с 1 сентября 2011 года повышается с 55 до 60 лет (на шесть месяцев ежегодно в течение десяти лет);
— минимальный трудовой стаж для получения пенсии по возрасту увеличивается с 5 до 15 лет;
— нормативный трудовой стаж для назначения пенсии вырос для женщин с 20 до 30 лет, а для мужчин — с 25 до 35 лет;
— назначаться пенсия будет из расчета размера средней зарплаты за три последних года перед выходом на пенсию;
— по желанию можно продолжать работать после 60 лет. Тогда за первые 5 дополнительных лет пенсия будет расти с расчета 0,5% надбавки от средней зарплаты за каждый месяц. При переработке более чем на 5 лет будет прибавляться пенсия за каждый месяц на 0,75%;
— для госслужащих пенсия уменьшается с 90% оклада до 80%. Для мужчин-госслужащих к тому же повышается пенсионный возраст в течение 4 лет с 60 до 62 лет. Этот возраст будет максимальным, и с 2013 года продолжать по его достижении госслужбу будет невозможно;
— выслуга для военнослужащих увеличится с 20 до 25 лет;
— бюджетникам (учителя, медики, работники сферы культуры и соцзащиты) установлена единоразовая выплата при выходе на пенсию в размере 10 назначенных им пенсий;
— максимальные пенсии для госчиновников ограничиваются 10-ю прожиточными минимумами. Эта норма будет применена и к тем, кому на момент вступления закона в силу уже начислили пенсию по старому законодательству.
Мнения разделились
Естественно, к обсуждению «пенсионного» вопроса живо подключились политики и аналитики всех мастей. «Пенсионная реформа антинародна» — уверены коммунисты. «Реформировать надо, но не так», — твердят оппозиционеры. «Будет трудно, но другого выхода нет», — разводят руками авторы и вдохновители реформы.
Бывший министр труда и социальной политики Иван Сахань убежден — пенсионную реформу необходимо рассматривать не только в русле сегодняшнего дня: «Пенсионная реформа рассчитана, прежде всего, на молодое поколение, которое через 15-20 лет будет идти на пенсию, поэтому рассматривать ее с точки зрения нынешнего пенсионера — неправильно. И попытки средств массовой информации свести обсуждения к этому нюансу — необоснованны».
Куда более пессимистично настроен председатель парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Василий Хара: «Этот законопроект не имеет никакого отношения к реформированию пенсионной системы, потому что законодательство по реформированию пенсионной системы мы приняли еще в 2003 году. И в 2004 году был внедрен его первый уровень, где было прописано, что надо делать далее».
Более того — Хара уверен, что данный законопроект хоть и призван помочь залатать дыры в Пенсионном фонде, но он просто не сможет выполнить эту функцию: «Для этого нужны очень большие финансовые ресурсы, а увеличение пенсионного возраста для женщин даст, по нашим расчетам, не более 500 млн., дефицит же Пенсионного фонда — десятки миллиардов».
Солидарен с ним и первый заместитель министра труда и социальной политики в 2005-2010 годах Павел Розенко.
— К сожалению, правительственный проект пенсионной реформы предлагает обществу идеологию двойных стандартов, — считает он. — На сегодняшний день правительственный законопроект не решает основной вопрос разных систем пенсионного страхования для разных категорий граждан. Вся нагрузка от проведения пенсионной реформы ляжет на малообеспеченные категории населения, на тех людей, которые сегодня легально работают в экономике и выходят на небольшие пенсии. А вот категория спецпенсионеров этим законопроектом не будет затронута.
А вот единомышленница Сергея Тигипко — замглавы партии «Сильная Украина» Александра Кужель считает: если реформа не будет принята, то Пенсионный фонд через несколько месяцев не сможет выплачивать даже минимальные пенсии. Ведь демографическая ситуация на Украине такова, что 14,8 млн. работающих содержат 14,3 млн пенсионеров (к примеру, в Беларуси, 9 работающих содержат одного пенсионера).
— Малый и средний бизнес не платят в Пенсионный фонд больше 300-400 грн., а минимальная пенсия — 720 грн. Это не то что дефицит, это банкротство! – подчеркнула Кужель — и добавила, что пенсионная реформа должна была начаться еще в 2000 году.
Мечты и реальность
Говорила Александра Кужель и о радужных перспективах, которые ждут потенциальных пенсионеров: по ее словам, в дальнейшем Украину ждет легализация зарплат, создание новых рабочих мест, а граждан — возможность самим выплачивать себе пенсию посредством взносов в накопительный фонд. Однако наступление этого «прекрасного далека» невозможно без увеличения изменения пенсионного возраста, ограничения больших пенсий, изменения подхода к пенсиям военнослужащих и так далее.
Да, этим обещаниям очень хочется верить. Но верится им все меньше — и, прежде всего потому, что власти предержащие, в очередной раз обещая нам светлое будущее, сами предпочитают и жить хорошо (а порой даже слишком хорошо) здесь и сейчас.
Теперь давайте рассмотрим озвученные перспективы с точки зрения сегодняшних реалий.
Легализация зарплат. Да, теоретически это возможно — если въедливые сотрудники, получающие «по-белому» «минималку», а то и меньше, будут активно «стучать» на своего работодателя в налоговую, прокуратуру и так далее, и он, схваченный за шиворот тяжелой рукой закона, выплатит им все сполна и в итоге будет торжественно водворен на скамью подсудимых. Но сия радужная картина сегодня и даже завтра — скорее, из области фантастики. Никто ни на кого «стучать» не будет — если, конечно, не собирается увольняться.
Создание новых рабочих мест. Уповать на то, что в ближайшем будущем в нашей стране появится немало успешных (и к тому же государственных) предприятий, увы, не стоит. Открыть собственный бизнес становится все более проблематично, да и удержатся ли на плаву уже имеющиеся малые и средние предприятия — тоже большой вопрос.
Накопительные фонды. В странах Запада они работают стабильно, у нас же вопрос доверия к ним стоит и сегодня достаточно остро. И прежде чем доверить свои кровные очередной организации подобного рода, я не раз вспомню свою бабушку, накопившую «на старость» в Сбербанке СССР более 10 тысяч полновесных советских рублей и оставшуюся в итоге ни с чем…

Сынки и пасынки
Хочется сказать еще об одном — о дискриминации. Чиновников высокого ранга, понятное дело, обойдем — хоть и уверяют «авторы» пенсионной реформы, что «урежут» даже назначенные им пенсии до 10 минимумов, но, похоже, и сами они в такое торжество справедливости не очень верят. А все потому, что пенсии чиновников, помимо Закона о пенсионном обеспечении, регулируют, если не ошибаюсь, еще около тремя десятками нормативных документов, которые никто не отменял и вряд ли отменит.
Обидно другое — бюджетникам при выходе на пенсию «светит» единоразовая выплата в размере 10 назначенных пенсий, а тем, кто в поте лица работает «на дядю», — шиш! Ну ведь не виноваты они, что закрылись государственные фабрики и заводы, а те, что остались, как-то вдруг стали частными! «Откладывайте», — безапелляционно заявит им чиновник. А с чего откладывать — из тех полутора-двух тысяч, которых на «коммуналку» и продукты еле хватает?
Верните бабушку!
В свете реформы хочется поговорить еще об одном — о рождаемости, на снижение которой так сетуют «отцы» пенсионной реформы. Мол, недосуг молодежи о демографии думать — эгоистичное растет поколение! Да, сынки-дочки толстосумов зачастую ездят на иномарках и прожигают жизнь в ночных клубах, а вот их менее удачливые ровесники после окончания техникума или вуза либо пополняют ряды безработных, либо вынуждены работать на стройке, в офисе или стоять у прилавка не 8 часов, как когда-то их матери и отцы, а по 10-11, зачастую даже не будучи официально оформленными. Сегодня им, на себе испытавшим, что такое пресловутая западная потогонная система при совсем не «западных» зарплатах, о семье и о детях думать недосуг. На госпомощь при рождении ребенка ставку делают или маргиналы, или люди донельзя наивные.
А, как говаривал в свое время Аркадий Райкин, «с кем быть ребятенку-то», когда мама чуть ли не через полгода после его рождения снова спешит на работу, чтобы не потерять драгоценное место, в садик малыша устроить практически невозможно, нанять няню — дорогое удовольствие, а выход на пенсию бабушки откладывается еще лет на пять? Вот и думайте сами, улучшится ли демография после принятия нового закона.
Глас народа
Грядущая реформа уже вовсю обсуждается на Интернет-форумах. Приводим несколько мнений, свободных от радикальных заявлений и ненормативной лексики.
…Я военнослужащий с 18-летней выслугой и после того как был проголосован законопроект пенсионной реформы я, как и многие мои сослуживцы, буду инициировать обращение в Конституционный суд для признания незаконной той нормы, которая касается увеличение выслуги лет, так как эта норма должна касаться только вновь прибывших на службу, а тем, кто пришел служить на условиях 20-ти летней выслуги, согласно Конституции, нельзя изменять условия в худшую сторону и увеличивать выслугу. И если наши депутаты думают, что в связи с летними отпусками народ не выйдет на улицы, то они ошибаются….

…Как бы вы не возмущались, никто вас не собирается слушать. Им нужен очередной транш от МВФ, который разворуют так же, как и предыдущие. Потом смоются окончательно за границу. А за долги МВФ заберет украинские земли. Так поступили с Аргентиной…
… На передаче С. Шустера говорят об опыте Польши в пенсионном вопросе. Но там другая ситуация, у них нет такой коррупции как у нас. А у нас одновременно воруют и реформируют. Какие накопительные фонды? Кто им доверяет? Всё будет как со сберкнижками в СССР…
Как уверяют и депутаты, и авторы законопроекта, в ходе принятия сего архиважного документа в него еще могут быть внесены поправки. Как хотелось бы, чтобы хоть некоторые из них отражали интересы не «элиты», а рядовых граждан…

"КВ" № 67 от 23 июня 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий