понедельник, 13 июня 2011 г.

Почему ООНовцы игнорируют русские организации Крыма?



Наталья Киселева

Многие наши читатели наверняка помнят французскую комедию «Фанфан-Тюльпан» и монолог ее героя, когда он, здорово набравшись, увидел в своем стакане аферистку-вербовщицу, красотку Аделину: «Смотри. Видишь в моем стакане Аделину? Аделина. Она мне улыбается. Она просит ее выпить. Не ожидал тебя здесь увидеть. Выходи оттуда. Аделина!» Вот и мне вспомнился этот фильм, когда я ознакомилась с письмом руководителя представительства ПР ООН в Крыму Аделин Гонэ. Может быть потому, что ни с какими другими  Аделинами  мне не приходилось сталкиваться.


Аделин Гонэ прислала возмущенное послание нашим коллегам из информагентств «Крымское Эхо» и «НовоРОСС». Возмущалась она публикацией в «Крымском времени» и реакцией на нее общественной организации «Таврический союз», а письма разослала почему-то по другим адресам.
Ну, а теперь, обо всем по порядку. 26 мая на страницах «КВ» была опубликована статья «Всех пригласили, а о русских забыли». В материале говорилось о том, что в местном представительстве Программы развития Организации Объединенных Наций началась серия фокус-групп, посвященных этноконфессиональным отношениями в Крыму. Для участия в проекте были ПРИГЛАШЕНЫ 5 групп экспертов:
  1. представители профессионального экспертного сообщества,
  2. работники СМИ (см. копию),
  3. представители власти и регуляторных актов,
  4. члены Общественного совета из проекта ПР ООН «Украина: Цели развития тысячелетия»,
  5. представители национальных организаций (см. копию).    
Целью данного проекта обозначено (читайте внимательно!) – «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО РАВЕНСТВА. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ВСЕХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРОМАДЫ КРЫМА». Увидев такую благородную цель, мы очень удивились НЕРАВНОМУ подбору экспертов. Так, в группе профессионалов доля экспертов из числа крымских татар составляла 22%, среди представителей власти и регуляторных актов, а также Общественного совета – доля крымских татар увеличивалась до 50%, а в группе СМИ – достигала 83%. Особый интерес у нас вызвал список экспертов от национальных организаций, в который были включены представители разных этнических общин, кроме РУССКОЙ.
На публикацию в «КВ» откликнулся «Таврический союз», обратившись в вышестоящие структуры ООН с заявлением, в котором говорилось, что проведение серии фокус-групп, к работе которых не были приглашены эксперты от русских организаций, представляющих большинство жителей полуострова, свидетельствует о русофобской позиции представителей ООН в Крыму. Отметив, что данный случай, является свидетельством деструктивной и провокационной деятельности ПР ООН, «Таврический союз» потребовал «закрытия этой организации и удаления ее представителей с территории республики».
Данное заявление со ссылкой на газету опубликовали два информагентства: «Крымское Эхо» и «НовоРОСС», которые принято относить к СМИ, отстаивающим, как и «Крымское время», права русских и русскоязычных жителей Крыма.
Через два дня после публикации редакторы информагентств получили из крымского офиса ПР ООН письма, в которых после дежурно хвалебных слов в адрес собственной организации, утверждалось, что одним из основных принципов их работы является «политическая нейтральность», а также «учет культурного и этнического многообразия».
Далее в послании говорилось, что «состав фокус-групп формируется с учетом знания и понимания проблематики приглашаемыми представителями научных кругов, общественных организаций, государственных учреждений и средств массовой информации. «В связи с вышеупомянутой ситуацией, мы с сожалением вынуждены констатировать, что имело место непонимание процесса подготовки фокус-групп, и в частности группы по этноконфессиональной проблематике, а также предвзятая, на наш взгляд, трактовка автором первоначальной статьи одной из промежуточных версий списка приглашенных участников фокус-группы, которая, к слову, была подготовлена подрядчиком и не прошла утверждения со стороны ПР ООН», – попыталась оправдаться Аделин Гонэ, попутно обвинив журналистов, а не своих подрядчиков.

Подряды и подрядчики
Попробуем разобраться в этих принципах и оправданиях. Начнем с подрядчика, на которого попытались перевести стрелки в ПР ООН.
Во-первых, напомним, что этот подрядчик ПРИГЛАШАЛ экспертов. И, смею предположить, имел на это «добро», потому что «Фонд стратегического консалтинга» фигурирует во ВСЕХ  ежеквартальных отчетах ПР ООН, размещенных на официальном сайте, по крайней мере с 2009 года. Причем не просто упоминается, а указан как один из исполнителей, на которого возложена честь «анализа событий и подготовки отчета».
Во-вторых, мы конечно понимаем, что заявляя о «непонимании процесса подготовки фокус-групп», Аделин Гонэ не обязана знать, что среди журналистов «Крымского времени» есть профессиональные социологи, и даже кандидаты наук (и не один), и к тому же члены Ассоциации социологов Украины, которые не хуже, а скорее лучше понимают процесс подготовки фокус-групп, чем Сергей Костинский из «Фонда стратегического консалтинга».
Кстати, Сергей Костинский или его тезка и однофамилец всплывает рядом с ПР ООН не один раз. То в их отчетах фигурирует «Фонд», директором которого является Сергей Костинский. То Сергей Костинский в 2009 г. является участником мероприятия ПР ООН – круглого стола «Малый бизнес в АРК». Правда, тут он обозначен как представитель ОО «Крымская деловая игра».
А еще мне вспомнился Сергей Костинский, который в 2006 г. баллотировался в депутаты ВС АРК как член партии «Пора». Но тот числился в избиркоме вице-президентом Симферопольской общественной организации «Институт региональных масс-медиа».
В общем, не знаю, одно ли это лицо или просто однофамильцы, но если во всех трех случаях речь идет об одном и том же Сергее Костинском, то снимаю шляпу перед этим руководителем-многочленом. Тут тебе и «Фонд стратегического консалтинга», и ОО «Крымская деловая игра», и «Институт региональных масс-медиа».

Принципы без принципов
А теперь перейдем к принципу работы ПР ООН – «политической нейтральности» и «учету культурного и этнического многообразия». Как этому принципу соответствует  упоминавшийся список экспертов, не знаем. Разве что представители ПР ООН не видят в этническом многообразии Крыма русских. В таком случае мы готовы подарить им на какой-нибудь юбилей увеличительно стекло, чтобы они заметили РУССКИХ, составляющих, между прочим, БОЛЬШИНСТВО в этнической структуре полуострова и, кстати, наполняющих бюджет автономии, из которого ПР ООН получает деньги на аренду помещения.
Об этом в январе текущего года сообщало информагентство «Новый регион. Крым», по сведениям которого «аренда офиса Программы развития ООН в Крыму осуществляется за счет бюджетных средств. Месячная стоимость аренды – 32 тыс. грн., а в целом в 2011 г. бюджет Крыма заплатит 384 тыс. грн.» Если воспользоваться результатами всеукраинской переписи, то можно предположить, что более 58% из республиканской казны, выделяемых ПР ООН, – это вклад крымских русских, которых ПР ООН в упор не замечает в этническом многообразии Крыма.  
А насчет политической нейтральности можем привести пример из отчета ПР ООН, размещенного на официальном сайте. В документе анализировались, в частности, итоги прошедших выборов. После приведения результатов, в отчете особо отмечается «сохранение в долж­ности ряда чиновников, делегированных меджлисом крымскотатарского народа: Р. Ильясова, председате­ля Постоянной комиссии ВР АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, А. Абдуллаева, заместителя Председателя Совета ми­нистров АРК – министра социальной политики АРК, и Э. Дудакова, председателя Республиканского комитета АРК по делам межнациональных отношений и депор­тированных граждан».
А вот еще часть отчета, посвященная «межэтническим и межконфессиональным отношениям». В документе перечисляются ВСЕ события, по версии ПР ООН, имевшие положительную и отрицательную направленность.
К положительным отнесены:
• семинар в Евпатории по повышению квалификации го­сударственных служащих в сфере государственно-религиозных отно­шений в регионах автономии;
• открытие в Саках, при городской мечети, первого в Крыму медресе;
• переход Евпаторийской мечети Хан-Джами из коммунальной собственности в собственность Духовного управления мусульман Крыма;
• утверждение крымским парламентом проекта по­становления о Концепции образо­вания на крымскотатарском языке в автономии;  
• заверения председателя Совмина АРК Василия Джарты о том, что крымское правитель­ство предпримет все необходи­мое для того, чтобы завершить в 2011 строительство общеобразо­вательной школы в микрорайоне Фонтаны, а также сдать в эксплуа­тацию воздвигаемый в Симферо­поле 180-квартирный жилой дом для репатриантов.  
К отрицательным – только заявление ДУМК о под­жоге здания недостроенной мече­ти, расположенной рядом с селом Мирное (Симферопольский рай­он).
Комментировать эти примеры мы не будем. Пусть сами читатели оценят их «политическую нейтральность» и «учет этнического многообразия».

Исправленному не верить
В попытках обелить свою структуру Аделин Гонэ пригласила редакторов «Крымского Эха» и «НовоРОССА» принять участие в следующем заседании фокус-групп, только не уточнила, в качестве кого – экспертов или наблюдателей, которым любезно предоставят слово?
Наверное, таким образом в ПР ООН пытались исправить ситуацию.
Я даже подумала, что они ради заявленной высокой цели –  «Обеспечения этнического и религиозного равенства. Соблюдение прав и свобод всех представителей громады Крыма» – позовут представителей Русской общины Крыма. Позвонила в пресс-службу РОК, позвонила председателю исполкома и узнала, что к ним аналогичное приглашение не поступало. То есть русская организация так и не попала в поле зрения ООН.
Все-таки придется им подарить лупу, а заодно учебник по методам социологических исследований и словарь, из которого они могли бы узнать о принципах этнического равенства.   

«Крымское время» №62 (2989) от 9 июня 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий