среда, 15 июня 2011 г.

Турция: секрет туристического чуда








Елена ДЕРМЕДВЕДЬ
Фото автора

В преддверии курортного сезона вновь остро встают проблемы, присутствующие десятилетиями в крымском туристическом секторе. Ежегодно Крым теряет своих потенциальных гостей, которые из-за низкого сервиса, дороговизны и неустроенности обращают свои взгляды в другую сторону. Чаще всего — в сторону Турции.
В Крыму тоже есть горы и море, античные руины и средневековые замки. В чем же секрет «турецкого чуда»? Может быть в том, что наш «безликий» туристический сектор у них называется «индустрией гостеприимства»? А название, знаете ли, обязывает…

Почетное третье место
В последние 10-15 лет наша соседка Турция стала той страной, куда наши соотечественники едут отдыхать за сравнительно небольшие деньги. И если вы по-прежнему морщите нос при слове «Турция» — зря! Турция — это страна, где, как в Одессе, есть все: заснеженные горы, бирюзовое море, мягкий климат, термальные источники, кристально-чистые водопады и памятники многих исчезнувших в веках цивилизаций. Прибавьте к этому доброжелательное отношение местного населения, что тоже немаловажно.

Кемер, Анталья, Белек, Мармарис, Аланья, Бодрум, Фетхие, Измир — как музыка звучат названия известных турецких курортов, рассчитанных на различные категории туристов — от VIP до студентов. Секрет такого магнетизма прост: в соотношении цены и качества у Турции нет конкурентов. Анатолийское побережье — «эконом-вариант» Ниццы, Мармарис — турецкая Ибица, Фетхие — турецкие Мальдивы. Ну а Кемер — копия Алупки!
Уже стало понятно, что отдых в Турции базируется на трех китах: комфорт, доступные цены и уникальное сочетание национального колорита и стиля «модерн». Соединяя Европу и Азию, Турция имеет на своей территории больше исторических памятников, чем в Италии и Греции вместе взятых.
В списке наиболее посещаемых стран Турция занимает почетное третье место. Сюда ежегодно приезжает 46% от общего числа туристов со всего мира. Путешествовать по Турции стало модой, стилем жизни.

Как все начиналось

«Турецкое чудо» стало возможным тогда, когда местное правительство твердо взяло туристический бизнес в свои руки. Никакой анархии, господа! Индустрия туризма стала привлекать внимание властей Турции в 60-е годы XX века. Однако наполеоновские планы натолкнулись на прозаические проблемы — нехватка бюджетных средств. Что делать? Решение — простое. Деньги вкладывать только в приоритетные туристические зоны. Выбор был сделан в пользу побережья от провинции Балыкесир до провинции Анталья.
Министерство культуры и туризма решительно и безоговорочно бросило все имеющиеся в арсенале возможности для превращения туризма в ведущую отрасль НАЦИОНАЛЬНОЙ экономики. Весь мир должен был узнать о «привлекательности» Турции в ее природном, историко-культурном разнообразии. А это — непрекращающаяся ярко-агрессивная реклама не только внутри страны, но и за рубежом.
В 1982 году Турция принимает «Закон о поощрении туризма», согласно которому правительство направо и налево раздавало привлекательные преференции отелям и туристическим объектам в приоритетных районах. Как тут не радоваться льготным тарифам на электричество, воду и газ, освобождению от некоторых налогов и пошлин, льготному кредитованию! Предпринятые меры позволили Турции за короткое время (конечно, не без разумного использования иностранных инвестиций, в первую очередь, немецких) создать разветвленную сеть отелей системы «все включено», построить гладкие, как яйцо, дороги, «вышколить» персонал, говорящий на нескольких европейских языках. Началась повсеместная реконструкция древних памятников. Все должно иметь товарный вид!

Анталья: сопротивление бесполезно!

Центром этого туристического «прорыва» стала средиземноморская красавица Анталья, которая раньше была труднодоступной из-за отсутствия наземных путей сообщения через горные массивы и маленького порта. За 20 лет город преобразился на 100%. Золушка стала принцессой. Нет — королевой! Здесь был построен аэропорт международного класса, морской порт модернизировали, появилась сеть роскошных пятизвездочных отелей. И результат налицо: сегодня Анталья — наиболее посещаемый курорт в мире. Дискотеки и ночные клубы, аквапарки и дельфинарий, огромные шопинг-центры и музеи, турецкие бани и таинственный старый город… Развлечений хоть отбавляй!
Несколько километров городского побережья мэрия вместо того, чтобы распродать толстосумам, выделила под «цивильную» парковую зону, которая, петляя, струится вдоль морского берега, «заманивая» туристов и местных зеленью пальм и олеандров, прохладными фонтанами, многочисленными скамеечками и открытыми кафе под названием «чай-бахче» (чай в саду — Е.Д.). За столиком в таком кафе можно просидеть целый день, неторопливо потягивая чай, наслаждаясь прекрасной панорамой или забавляясь традиционными нардами (которые, кстати бесплатно предоставляет заведение).
Настолько привычным стало анталийское побережье для наших туристов, что его уже в шутку называют «турецкой дачей». Словно кадры замедленной съемки плывут в вашем воображении яркие картинки: апельсиновые рощи на берегу бирюзового моря, терпкий аромат турецкого кофе, вопли чаек, кружево волны, музыкальные фонтаны и беззаботный смех.
Одна беда, в центре города совсем нет пляжей. Берег здесь, как на Южном берегу Крыма, скалистый и обрывистый. Поэтому приличные отели располагаются в основном на окраинах города в двух районах. На западе, в окружении голубых гор и ласкового моря, лениво разлегся район Коньяалты с белоснежным галечным пляжем и недорогими отелями. Здесь развлекаются туристы помоложе: пляж, кафешки с живой музыкой, парк аттракционов.
Еще один песчаный пляж протянулся на другом конце Антальи в районе Лара. Изначально здесь строили дешевенькие отели, но за последнее время недалеко от Лары появился новый элитный район — Лара Кунду. Этот район застроен только фешенебельными отелями 5*, рассчитанными на добропорядочный семейный отдых. Здесь же проводят свой медовый месяц молодожены, которым гарантирована бутылка местного шампанского и розовая подушечка со словами «Seni seviyorum» (Я тебя люблю — Е.Д.).
У каждого отеля свой индивидуальный фасад и грандиозная внутренняя инфраструктура. Вслушайтесь только в названия: Кремлин Отель, Дельфин Палас, Титаник, Венеция… Они словно хвастаются друг перед другом роскошью интерьеров, списком предлагаемых услуг и уровнем сервиса. А система «Все включено» означает, что при посещении многочисленных ресторанов, кинотеатров, бассейнов, саун, баров и дискотек, расположенных на территории отеля, вам не придется каждый раз мучительно лезть в карман за кошельком, подсчитывая в уме, хватит ли вам денег до конца отпуска. Уже уплачено, господа!

Отдых зимой и летом


Туристическая индустрия Турции изначально создавалась так, чтобы принимать гостей круглогодично. Здесь не привыкли работать несколько месяцев в год. Вне зависимости от сезона, вас приглашают СПА-центры, бассейны, уютные ресторанчики на набережной, многочисленные экскурсионные фирмы.
Европейцы десятилетиями посещают Анталью, причем не только летом. Зимой цены за проживание и питание опускаются до символических. Подавляющее большинство отелей продолжают при этом работать по системе «все включено», обеспечивая себе высокую загрузку даже в явный «несезон». Отсутствие пляжных развлечений компенсируется другими удовольствиями: местная кухня, гольф, теннис, талассотерапия, хамам (турецкая баня — Е.Д.), шок-душ, джакузи, бассейн с подогревом и чистый морской воздух. Неплохая замена! В стоимость также включена обязательная улыбка и внимательность персонала. Некоторые немецкие пенсионеры снимают отели на всю зиму, поскольку это гораздо дешевле, чем оплатить «коммуналку» за свою квартиру в Германии. Нам бы так!

А еще…
Турция входит в пятерку лидеров направлений корпоративного туризма. Конференции в Турции — доходный бизнес. Корпоративные клиенты, настойчиво и не стесняясь, требуют скидки на проживание, чартер и бесплатную аренду залов. И Турция не отказывает! Здесь политика дальновидная — делай так, чтобы клиент вернулся сюда еще раз! Это как раз то, что необходимо взять за правило нашим отечественным предприятиям туристического профиля, которые ориентированы на разового посетителя.
Кроме того, Турция тратит миллионы долларов на рекламу. Заметьте, что пару миллионов направляется на поддержку не только своих, но и «чужих» туроператоров, имеющих собственные чартерные программы на турецком направлении. Наша соседка-конкурент компенсирует часть затрат фирмам, которые организуют весной рекламные туры в Турцию для представителей турбизнеса и средств массовой информации. Она-то знает, что эти миллионы не выброшены на ветер, они окупятся с лихвой! Таким образом, популярность «нашего» отдыха у «них» объясняется не только благами природы и достижениями цивилизации, но и тонко продуманной политикой государства, заинтересованного в развитии СВОЕГО национального туризма.
Сейчас Турция — место отдыха всей Европы. Она научилась «продавать себя», притягивая горьковато-пряным «ритмом жизни», в котором сплелись античная история, причудливый Восток, тысячелетние традиции гостеприимства и «модерновый» сервис.
Турки не страдают манией величия, и не собираются останавливаться на достигнутом, они лишь гибко (и главное вовремя!) реагируют на изменение ситуации на туристическом рынке. И это, естественно, будет приносить турецкой экономике все больше и больше дивидендов. Турецкой, заметьте….

"КВ" № 59 от 2 июня 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий