четверг, 30 июня 2011 г.

Сергей Резников: «Без финансовой мотивации и поддержки государства ситуация в милиции не изменится»




Марина ГУСАРОВА

27 июня исполнился ровно месяц со дня официального назначения нового начальника Крымского милицейского главка Сергея Резникова. 39-летний полковник буквально с первого брифинга покорил журналистов открытостью и готовностью ответить на самые острые вопросы. Сегодня Сергей Дмитриевич — гость «Крымского времени».

Кадры решают все!

— Сергей Дмитриевич, по показателям работы крымская милиция в своей подгруппе по Украине занимает второе место — и это говорит само за себя. В чем, по Вашему мнению, сильные и слабые стороны работы крымских правоохранителей?
— Сильной стороной, безусловно, является работа по организации обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий, обеспечении безопасности при проведении сопровождения высших лиц нашего государства и глав государств и правительств других стран, которые посещают Крым в формате различных международных встреч. А вот в части раскрытия преступлений работа криминального блока милиции пока оставляет желать лучшего. Думаю, это обусловлено в первую очередь, недостатком опытных кадров: наиболее опытные сотрудники ввиду всевозможных трансформаций уходили на пенсию, в итоге сегодня осталось очень немного специалистов-профессионалов, которые могли бы передавать свой опыт молодым сотрудникам. В части комплектации криминального блока милиции в городах и районах мы вообще имеем определенный дефицит — если честно, даже с руководящим составом территориальных органов внутренних дел. В последние годы произошел некий пробел в преемственности поколений, который сейчас достаточно непросто восстанавливается. Это процесс не одного года: ведь ломать, как известно, не строить.

«Я очень критично отношусь к милицейскому начальнику с большим пузом»

— Какое внимание сегодня уделяется повышению квалификации милицейских кадров, улучшению физической подготовки личного состава?

— Этот вопрос для нас сегодня весьма актуален и мы постоянно этим занимаемся. Проводим занятия в, так называемой, школе повышения оперативного мастерства по направлениям деятельности. Нужно сказать, что и в МВД Украины, и мы в крымском Главке на своем уровне разрабатываем методические рекомендации, которые основываются, в первую очередь, на практическом опыте подразделений других областей в той или иной сфере выявления преступлений. Занятия проводятся еженедельно, но это делается не так, как раньше, в советское время, когда учили всех и всему. Всему научить невозможно, да и не нужно. Сегодня мы готовим конкретных специалистов по конкретным направлениям, которыми они занимаются.
Что же касается физподготовки личного состава, то этот вопрос не менее важен. Постоянно проводим стрельбы, занятия на базе спорткомплекса «Динамо», но все это, честно говоря, оставляет желать лучшего. Признаюсь: я очень критично отношусь к начальнику милиции с большим пузом! Думаю, если человек в погонах спортивен и подтянут, он вызывает у рядовых граждан намного больше симпатии и доверия, нежели его, скажем так, неспортивный коллега. Это, в свою очередь, отражается и на имидже милиции.

«Польза видеофикации крымских городов неоспорима»

— Поговорим о техническом оснащении крымской милиции…
— Сегодня имеется очень широкий спектр технических возможностей, которые можно применять для раскрытия преступлений. Однако без соответствующего финансирования ничего не сделаешь. Тем не менее, мы такие возможности все же изыскиваем — помогают спонсоры, местные власти. У нас, к примеру, полностью разработан план снабжения всех постов JPS-навигацией, при помощи которой в дежурных частях в режиме он-лайн отслеживаются передвижения патрульных машин и пеших патрулей по городу. Также мы делаем определенные шаги по видеофикации городов — установке на улицах камер наблюдения. Чем их будет больше, тем лучше. Конечно, никакого упреждающего действия они не имеют, но их польза в части раскрытия преступлений неоспорима, ведь видео может служить доказательной базой при задержании преступника.

«На Западе полицейский для государства — на первом месте»

— Вы достаточно хорошо знакомы с работой западных коллег. Что, по Вашему мнению, нам можно было бы перенять у них?
— Они, бесспорно, сильнее в работе наружной службы — организации общественного порядка. Это не организация массовых мероприятий, о чем я уже говорил, а просто ежедневное патрулирование. А еще они сильнее социальной защищенностью, уверенностью в себе. Полицейский знает, что, как представитель государства, он для этого самого государства — на первом месте. При наличии оснований он может остановить любого человека, невзирая на ранги и лица, проверить документы, произвести личный досмотр — и никто не будет возмущаться. И в суде в европейских странах показания полицейского важнее, чем показания любого другого лица. Я уже не говорю о том, что при малейшей угрозе нападения западный полицейский сразу же применит оружие — и закон будет на его стороне. Вот лишь один пример. По Елисейским полям в Париже проходил наряд пеших патрульных, а навстречу им — женщина со своим 16-летним сыном. Неожиданно мальчик выхватил пластиковый пистолет и направил на полицейских — и они его застрелили. В суде действия полицейских признали правомерными. У нас бы такого никогда не произошло — я уже не говорю об общественном резонансе!
Немаловажная деталь: в Европе и США полицейские — как правило, люди высокого роста, прекрасно физически подготовленные. А когда видишь щуплые фигуры наших патрульных, невольно думаешь: кого они могут задержать — самих ветром бы не сдуло! Но все это легко объяснимо: видели, какие ребята стоят на секьюрити в коммерческих структурах, ночных клубах? Вопрос: пойдут они служить в милицию, если работая, допустим, охранником в банке, получают минимум 580-600 долларов в месяц, а сержант милиции — 1700-1900 гривен? Если наше государство могло бы предложить сотруднику милиции достойную зарплату, мы бы проводили кастинги и брали бы ребят ростом не ниже 180 и чтобы в плечах — косая сажень! Без соцпакета, защищенности на государственном уровне и финансовой мотивации ситуация в милиции не изменится. Первые шаги в этом направлении, конечно, делаются: наш президент и министр внутренних дел инициировали оптимизацию: путем сокращения штатов, имеющиеся бюджетные средства распределяются на меньшее количество сотрудников — другого пути сегодня нет.

«Основная причина коррупции — все же морально-этическая»

— Не секрет, что среди сотрудников милиции встречаются так называемые «оборотни в погонах». Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные меры очищения милицейских рядов от таких сотрудников?

— Есть специальные службы, которые занимаются этим, что называется, с утра до вечера. Это определенные подразделения СБУ и сектор внутренней безопасности ГУБОП МВД Украины. Там работает достаточно большое количество людей, которые занимаются непосредственно выявлением коррупции.
Думаю, тут больше играют роль морально-нравственные качества человека — может ли он переступить эту грань? И материальный фактор в этом случае — не главное: один довольствуется тем, что есть, или ищет законные пути заработка, а другой преступает закон… Естественно, такие люди в милиции есть и будут — и они есть и будут в правоохранительных органах всех государств мира. Нужна постоянная работа по чистке рядов. Скрывать такие случаи мы не будем, будем освещать в прессе — чтобы другим было неповадно. Но тут стоит вновь вернуться к проблеме финансовой мотивации.

В «лидерах» преступлений — грабежи и кражи

— Какие преступления у нас стоят на первом месте?

— Кражи и грабежи. Потому, что эти преступления наиболее часто совершаются и сложнее всего раскрываются из-за их вала. Определенную роль играет и специфика Крыма как курортного региона, где подобные преступления часто совершаются «гастролерами». Допустим, приехали такие, совершили кражу в гостинице «Ялта» — и были таковы! К тому же, если работают профессионалы, не оставляющие отпечатков пальцев, найти подобных злоумышленников весьма проблематично.

— К распространенным преступлениям относится и наркоторговля…

— Уже в этом году локализована деятельность нескольких преступных групп, занимающихся сбытом наркотиков. И в настоящее время идет много оперативных разработок по таким группам, в каждую из которых входит не менее 10 человек сбытчиков, посредников… В прошлом году мы локализовали группу, которая занималась поставкой тяжелых наркотиков из Винницкой области — в том числе и на Казантип.

Ведется работа и в отношении изготовления и реализации отдельных видов, так называемых, курительных смесей. Каналы их поступлений и реализации здесь по Крыму нами отслежены и установлены. Если при лабораторных исследованиях в данных смесях обнаружат какое-то наркотическое вещество, соответственно, будет возбуждено уголовное дело.

«Участковому нужно уметь выслушать каждого»

— Как сейчас обстоят дела с работой участковых инспекторов? Имеется ли и здесь определенный дефицит кадров?

— К сожалению, да. И в городах, и, тем более, в сельской местности. Причина та же — отсутствие мотивации. Нормального жилья нет, зарплата мизерная. К тому же работа с людьми имеет свою специфику: нужно быть внимательным к нуждам людей, уметь выслушать каждого. И люди всегда ответят на это благодарностью: к нам очень часто обращаются с просьбой поощрить участкового инспектора за хорошую работу, внимательное отношение к делу. Но бывают и негативные отзывы. Вот для этого мы и создаем сайт, где будет подраздел «Мой участковый». Там будут размещены фото и номера телефонов всех участковых инспекторов, а также приниматься отзывы граждан для того, чтобы проводить своеобразный соцопрос. Так мы узнаем общее мнение населения о милиции.

— Как сегодня обстоит дело в Крыму с уровнем оргпреступности?

— О «разгуле 90-х» говорить сегодня не приходится: тогдашние и теперешние ОПГ — абсолютно разные: тогда крымские группировки насчитывали по 300-500 человек — это были и бухгалтеры, и юристы, и боевики, и высокоинтеллектуальные финансисты, а сегодня, в большинстве случаев — группы наркоторговцев численностью максимум человек 15. А если говорить о достаточно распространенной сегодня преступности в земельной сфере, то, как правило, в такую преступную группу входят представители органа местного самоуправления, архитектор, мэр, зам мэра или сельский голова, которые берут взятки за оформление земли, предоставление прав, льгот, лицензий или разрешений на торговлю. Словом, так называемая, коррупция на местах. Но вскоре нас ждет действительно серьезная проблема: с 90-х прошло уже 12- 15 лет, и в последнее время бывшие члены ОПГ выходят из мест лишения свободы буквально пачками. В новые ОПГ они, как правило, уже не могут сорганизоваться, а вот в группах по 2-3 человека совершать разбойные нападения для них вполне реально. У нас по Крыму достаточно много нераскрытых разбоев, хотя работа в этом направлении ведется достаточно активно — и, как правило, задержанные участники разбойных нападений — люди, ранее судимые за аналогичные преступления.

— В заключение — вопрос личного характера. В Крыму Вы уже больше года — где предпочитаете отдыхать, есть ли уже любимые места на полуострове?
— Отдыхать удается только в воскресенье — если, конечно, ничего не случилось. А случается часто. Честно говоря, иногда мечтаю просто выспаться! А еще рыбалку люблю: там я по-настоящему отдыхаю. Могу часами сидеть с удочкой. Вот, недавно в Балаклаве был — очень понравилось!

"КВ" № 69 от 30 июня 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий