четверг, 15 марта 2012 г.

Тело + вдохновение = «Крымский ню-арт»




Марина ГУСАРОВА

13 марта в Севастопольском музее им. Крошицкого завершилась выставка «Крымский ню-арт» — очередной проект Объединения искусствоведов и художественных критиков при Ассоциации заповедников и музеев Крыма. Работы двадцати девяти участников вызвали живой интерес публики — на открытии, по признанию организаторов, присутствовало не менее двух с половиной сотен зрителей.



— Задумка была проста — привлечь зрителя, поскольку сама тема — животрепещущая и вечная, — заметил один из участников выставки Дмитрий Филов. — Как тут не вспомнить Зигмунда Фрейда, утверждавшего, что секс — основная побудительная причина всех человеческих действий!

Вспомнить хочется, однако, не только старика Фрейда, но и человека, ставшего идейным вдохновителем выставки. Севастопольский художник Дмитрий Дементьев, капитан II ранга Черноморского флота в отставке, и самой выставкой, и представленными на ней собственными работами доказал: и человеку в форме ничто человеческое, как говорится, не чуждо.

Повторимся: ню — тема вечная. Начиная со знаменитой первобытной Венеры из Вестониц, дамы с весьма внушительными формами, красота человеческого тела (и не только женского) волновала античных скульпторов, художников и ваятелей эпохи Ренессанса, барокко, рококо, импрессионистов, символистов и так далее. Не обходят ее стороной и наши современники — как маститые, так и совсем молодые. И правильно делают, — считает искусствовед Игорь Липунов.
— В мастерских художников, в собраниях коллекционеров, в музеях разных уровней много работ на тему «ню». Но они почти никогда не показываются из ложной скромности, — отметил он. — Однако человеческие потребности не терпят пустоты — в результате прилавки газетных киосков, телевидение, кино заполняет самая низкопробная пошлятина. Минимизировать эффект ее воздействия можно только одним путем — снять табу с этих тем, проводя художественные выставки с показом лучших образцов жанра. Только пропущенный через сознание художника эрос очеловечивается, становится любовью!

Концепция выставки — показ обнаженной натуры с разных сторон осмысления, восприятия — организаторам и участникам удался вполне. Причем рядом с уже признанными мастерами — Виктором Платоновым (были представлены его работы из частной коллекции), Александром Михальянцем, Дмитрием Филовым — работы совсем еще молодых художников.
Разные стили, разные ракурсы, а тема неизменна — человек. Без одежды, без прикрас — что называется, голая правда. Возникает вопрос: можно ли в этой веками тиражированной теме сказать сегодня что-то принципиально новое?
— Можно, — уверяет меня Дмитрий Филов. — Тема, конечно, древнейшая, но ведь средства выражения все время меняются! Думаю, лет через сто к этой теме все так же будут обращаться, но совершенно иначе.


Сколько людей, столько и мнений — этот извечный принцип «работает» и в искусстве. Жарких споров по этому поводу на выставке, правда, не наблюдалось, как и излишне ханжеских высказываний — призрак Савонаролы обошел экспозицию стороной. А вот без критики не обошлось
— И это хорошо! — считает Дмитрий Филов. — Значит, мы достойны критики. Правда, лучше, если эта критика аргументирована, а не продиктована какими-либо личными причинами. Кстати, отбор работ для выставки был очень тщательным. Человекам шести были вынуждены отказать — и не из-за излишней смелости работ, а по причине их низкого художественного уровня.
Очень может быть, что оценить художественный уровень экспонатов этой выставки посчастливится и симферопольцам. А когда именно голая правда воцарится в залах какого-либо из столичных музеев, мы наших читателей обязательно проинформируем.

"КВ" № 26 от 15 марта 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий