Наталья КИСЕЛЕВА
После развала Советского Союза миллионы русских оказались вне России не по своей воле, а волею судеб. Сегодня численность русских в постсоветских странах, по самым скромным расчетам, достигает 16,5 миллионов. Из них большинство (50,8%) проживает на Украине (см. таблицу).
Практически все русские постсоветского пространства вынуждены жить в условиях, когда титульные нации, занимаясь строительством своих национальных государств, утверждаются и за счет русских в том числе.
Это приводит к дискриминации русских и многим проблемам, которые они вынуждены решать не только ВНЕ России, но и, к сожалению, БЕЗ России.
Об этом говорили участники круглого стола «Русский язык: обретение европейского статуса. Опыт и перспективы», состоявшегося в Симферополе. За этим столом собрались депутаты сеймов Латвии и Эстонии, крымского парламента, а также ученые (политологи, социологи, экономисты), правозащитники и журналисты из Прибалтики, Киева и Автономной Республики Крым.
Обсуждение проблем, обмен опытом и полемика длилась в течение пяти часов, поэтому при всем нашем желании рассказать читателям в подробностях об этом мероприятии мы не сможем. Придется ограничиться фоторепортажем и самыми яркими, на наш взгляд, цитатами из выступлений участников круглого стола.
Ведущие круглого стола: генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей МАЛЬГИН (Симферополь) и председатель правления Балтийского института стратегических исследований и инноваций Игорь ЗЛОТНИКОВ (Рига)
Юрий АЛЕКСЕЕВ (независимый журналист, Латвия)
Перекличка недовольных
Причиной для проведения референдума о государственном статусе русского языка в Латвии послужила инициатива крайних националистов по ликвидации школ с русскоязычным образованием. Эта кампания провалилась. Ее инициаторы не смогли собрать необходимое количество подписей для проведения референдума. Ответной реакцией стал референдум о государственном статусе русского языка.
Для чего он был затеян? Для того чтобы показать, что Латвия уже 20 лет проводит политику ассимиляции, называя ее интеграцией. Латвия, декларируя демократические ценности, уверяет Европу, что недовольных в стране нет, есть только кучка митингующих маргиналов. Таким образом, референдум стал перекличкой недовольных. Количество недовольных национальной политикой государства оказалось значительным. Это 273 тысячи, проголосовавших «за» на референдуме, и еще 320 тысяч не граждан. То есть треть населения Латвии. Это оказалось шоком для правящей латышской элиты.
Борис ЦИЛЕВИЧ (депутат сейма Латвии)
России необходимо определиться с политикой поддержки соотечественников
Существует несколько моделей поведения государств в отношении своих диаспор. Например, венгерская модель – это четко выраженная патерналистская модель. Венгрия сумела обеспечить полную лояльность в отношении венгерских нацменьшинств в соседних государствах с помощью карты соотечественника и других мер. Венгрия – это государство, которое максимально энергично и активно защищает вообще права меньшинств в Европе, и выражает всегда готовность заклеймить любой национализм.
Россия, как мне кажется, пока не определилась с моделью защиты прав и поддержки соотечественников.
Елена БРЕСЛАВ (экономический обозреватель, Латвия)
Знание русского языка экономически выгодно
Знание русского языка для латышей экономически выгодно. Но сейчас уже выросло поколение латышей, не говорящих по-русски. Это большая национальная трагедия. Но ситуация изменится, подрастут латыши, которые будут говорить по-русски. Перед ними распахнется огромный российский рынок, и им есть, что российскому рынку предложить. Это будет совершенно другая ситуация, другое экономическое развитие для Латвии
И с этой точки зрения, ограничивать дискуссию только гуманитарными аспектами, игнорируя экономические, означает лишать ее реальной материальной основы.
Мирослав МИТРОФАНОВ (сопредседатель партии «За права человека в единой Латвии)
«Русские по вызову»
Приоритетом внешней политики России стало установление прагматичных экономических связей, с помощью которых, по мнению российских стратегов, отказавшихся от пакетного принципа, должны решиться автоматически и гуманитарные вопросы. Такая стратегия полностью игнорирует уроки истории. Достаточно вспомнить, что накануне войны самые тесные экономические связи у России были с Германией. Но, тем не менее, это не предотвратило последующей катастрофы.
Поэтому выбранная в России тактика с акцентом на экономику не приводит к решению гуманитарных проблем соотечественников. В Латвии, например, крупные русские бизнесмены не поддержали проведение референдума за государственный статус русского языка. Не только не поддержали, но и голосовали против. Эти ассимилянты полностью встроены в отношения с латышской элитой, их у нас называют «русскими по вызову».
Сергей КИСЕЛЕВ (доцент Таврического национального университета, Крым)
Другая Россия
Я являюсь одним из сторонников создания второго внероссийского центра Русского мира, потому что у русских граждан постсоветских стран существует огромное количество проблем, где Россия как государство, как наше духовное Отечество, не может (а чиновники часто и не хотят) оказывать нам помощь в защите фундаментальных прав человека.
За последние 20 лет русские накопили конкретный опыт в борьбе с дискриминацией. И для обмена этим опытом далеко не всегда нужен посредник в лице Российской Федерации. Русские могут общаться между собой и минуя Москву. Площадкой для такого общения может стать Крым, как единственная территория вне границ современной России с самым высоким процентом русского населения.
Андрей НИКИФОРОВ (доцент Таврического национального университета, Крым)
Русский язык как система ценностей
Нам, русским, следует определиться с тем, что мы защищаем. Прежде всего – это русский язык. Здесь существует несколько систем. Русский язык как система символов, система ценностей и др. На все системы покушаются национальные элиты государств, в которых мы живем. Например, система ценностей – это язык как культурный код, как наше цивилизационное достояние, как ключ к великой русской культуре, как система связи с предыдущими поколениями и ныне живущими соотечественниками. Система ценностей – это наше право на родной язык. И здесь, конечно, требуется поддержка духовной родины – России. И защита русского языка, как системы ценностей, никакому размену и компромиссу не подлежит.
Доля русских в постсоветских странах от общей численности русских, оказавшихся в бывших республиках СССР
Постсоветские страны Доля русских, в %
1 Украина 50,8
2 Казахстан 23,4
3 Узбекистан 7,3
4 Белоруссия 4,8
5 Латвия 3,4
6 Киргизия 2,4
7 Молдавия 2,2
8 Эстония 2,1
9 Литва 1,1
10 Туркменистан 0,9
11 Азербайджан 0,7
12 Таджикистан 0,4
13 Грузия 0,4
14 Армения 0,1
Всего в постсоветских странах 100%
«Крымское время», № 26 от 15 марта 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий