среда, 21 сентября 2011 г.

В ожидании «Дяди Вани» К началу нового сезона в театре им. Горького реконструировали Новую сцену




Марина ГУСАРОВА,
фото автора

Для симферопольских театралов открытие сезона в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького — всегда праздник. Но нынешнее станет праздником вдвойне — премьера спектакля «Дядя Ваня» пройдет на реконструированной Новой сцене. Накануне этого важного события я побывала в театре, чтобы увидеть перемены собственными глазами.

Двойная премьера

Действительно, чеховского «Дядю Ваню» можно считать двойной премьерой – спектакля и сцены. И удивиться действительно есть чему — один из зрительских ярусов исчез, зато зал заметно расширился.

— Мы убрали места для зрителей, которые были самыми неудобными на этой сцене, — поясняет художественный руководитель театра Анатолий Новиков. — Во-первых, в малом зале не стоит располагать места напротив друг друга. Во-вторых, с этих мест практически ничего не было видно. Сегодня обзор стал значительно шире, а артистам не надо думать, каким местом повернуться к зрителям. Сейчас еще нет полноценного освещения — пока вы до конца даже представить не можете, что это будет за красота!

У меня на языке все время крутился вопрос — а кто же профинансировал создание этой самой красоты — но задать его я не успела.
— Заметьте, все это сделано своими силами, — не без гордости отметил Анатолий Григорьевич. — Наши ребята делали — притом как делали! Идеально — здесь же везде был бетон, который надо было разломать. Пригласи я это делать каких-то рабочих со стороны, представляю, какую бы они грязь здесь развели — чистить бы пришлось года два! А мы купили шестьсот метров пленки, и все закрыли — по уму, по-хозяйски.

— А не будет ли проблем с уже идущими здесь спектаклями — декорации ведь у них рассчитаны на прежнюю сцену? — интересуюсь.

— Не будет! — заверил Новиков. — Да, на этой сцене уже идут 22 спектакля. И для того, чтобы с установкой декораций не возникло проблем, мы сделали бутафорскую стену — видите, как она здесь шла, так и будет идти — и закрываться сверху красивой драпировкой. Короче, это все убирается и становится как раньше — только без зрительских мест. И та старая лестница для предыдущих спектаклей будет ставиться. А в «Дяде Ване» и последующих спектаклях мы при разработке и изготовлении декораций уже будем учитывать условия реконструкции. Здесь будет много спектаклей — разных, красивых, здесь все позволяет делать это. Да вы присаживайтесь, посидите в качалке…

Присаживаюсь — и, честно говоря, чувствую себя по другую сторону рампы немного непривычно. А вот худруку «горьковского» на родной сцене вполне комфортно — вальяжно расположившись на бутафорской скамеечке на импровизированной «аллее», он продолжает:
— Конечно, на самой премьере все будет уже по-другому: актеры в костюмах и так далее… Но и сейчас неплохо — видите, сколько простора! Можно ходить и здесь, и наверху. А декорации? Эта усадьба, эти беседки в русском стиле, эта мебель… Чудесно!

— А кому принадлежит сама идея реконструкции сцены?

— Обижаете! Ваш покорный слуга — авантюрист номер один в хорошем смысле слова. Что касается самой идеи, то осуществить ее мне очень помог наш художник-постановщик Владимир Новиков, сделав прекрасный макет. А по нему мы уже делали все это — делали сразу, на ходу. Вот, видите — ткань? Она не простая: ее можно мыть, у нее специальная пропитка, она не горит. Все сделано идеально — красота просто! На «загнивающем» западе такие сцены считаются элитными, а у нас цена билетов — дешевле, чем в кино. И вообще таких сцен нет ни на Украине, ни в России, она — единственная!


«До Чехова актерам нужно было дорасти»

К чеховской пьесе «Дядя Ваня» мой собеседник относится особенно трепетно — в роли Астрова я видела Новикова еще школьницей. На этот раз Анатолий Григорьевич снова выйдет на сцену — уже в роли профессора Серебрякова.

— То, что мы именно здесь открываем сезон спектаклем «Дядя Ваня» по Чехову, — это просто замечательно! — улыбается себеседник. — «Дядя Ваня» когда-то у нас шел — и вот теперь снова премьера. Почему только сейчас? Да потому, что появились артисты, которым такие роли, как говорится, по зубам! Театр, который имеет двух артистов, которые в состоянии играть Астрова и Войницкого — дядю Ваню — это по-настоящему большой театр. Признаюсь, я давно хотел поставить эту пьесу, но не решался. Не было Астрова — а я уже не в том возрасте. И с Войницким прямого попадания тоже не было — но вот «созрел» Игорь Бондзик: ему уже 47 лет, как и дяде Ване, появилась у него какая-то боль, тревога и за себя и за жизнь вокруг... Кстати, Астрова я играл семь лет — теперь эстафету подхватил Дмитрий Кундрюцкий — выпускник нашей школы-студии, работающий в театре три года и уже ставший ведущим артистом — играет Белугина, Скалозуба, и вот сейчас — Астрова. А я перешел в другую возрастную категорию — на роль профессора…

«Здесь будет молодежно-культурный центр»

Недавно Анатолий Новиков отметил знаменательную дату: 1 сентября исполнилось 39 лет с тех пор, как он возглавил «горьковский». «Если не сдадите меня в Книгу рекордов Гиннеса — обижусь!» — шутит Анатлий Григорьевич — и добавляет:
— Я никогда не отделял творчество от хозяйственной работы – мол, я творец, я выше этого. Театр — это рабский труд. Руководитель должен приходить первым, а уходить последним — так я и делаю все эти годы…
Мы прощаемся с Новой сценой и идем посмотреть на последнее «детище» энергичного худрука и его сподвижников – бывшее здание Республиканской научной библиотеки им. Франко (а ранее — Дворянского собрания), в этом году переданное на баланс театра.
Разговор о реконструкции порядком обветшавшего здания шел еще в апреле нынешнего года, когда экс-библиотеку посетила вице-премьер Екатерина Юрченко. Тогда Новикову пообещали помочь с реконструкцией, выделив бюджетные средства. Пообещали – но не выделили. Тем не менее, работы в нескольких помещениях библиотеки практически закончены — опять-таки на средства театра.
— Если бы мы имел и пару миллионов гривен, то уже сами бы все и закончили, — поясняет Новиков. — Спрашиваете, что здесь будет? — Как и было сказано, молодежно-культурный центр. Планируем ставить здесь и спектакли нашего Театра юного зрителя — причем, сцены как таковой не предусмотрено — она будет монтироваться на каждую программу. Ставятся готовые станки, соединяются — и вот вам сцена!
Есть у руководства театра и другие задумки.
— Будем обучать желающих бальным танцам — у нас есть, кому преподавать. Молодежь должна уметь танцевать вальс, танго… Можем танцорам и костюмы сшить недорого, — делится планами Анатолий Григорьевич и продолжает экскурсию. — Это будет фойе, там – зал. Вот здесь разместится гардероб, а тут рояль поставим – будем приглашать танцоров, певцов…
Удастся ли новому центру увести молодежь из подворотен и приобщить ее к «культурному» досугу? А почему бы и нет? Ведь больше половины мест в зрительном зале не спектаклях Крымского академического занимает та самая молодежь. Не верите? Приходите — и убедитесь сами!

"КВ" № 104 от 22 сентября

Комментариев нет:

Отправить комментарий