пятница, 2 сентября 2011 г.

Очередная тайна Ласточкиного гнезда



В КРЫМСКОМ АРХИВЕ ОБНАРУЖЕНЫ РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Алексей ВАСИЛЬЕВ,
фото и фоторепродукции автора

В прошлом месяце наша газета сообщала о том, что неофициальный символ Крыма, т.н. «Дворец-замок «Ласточкино гнездо» обрел новую жизнь — Ялтинский горсовет дал согласие на передачу памятника архитектуры национального значения из коммунальной собственности в республиканскую. Позже соответствующее постановление принял и Верховный Совет Крыма.
Министерство культуры Крыма и Рескомитет АРК по охране культурного наследия уже завершают разработку концепции использования «гнезда», согласно которой в самом здании и на прилегающей к нему территории будут проводиться концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления и  презентации. При разработке концепции чиновники обратились в республиканский архив, с просьбой выявить документы, связанные с историей строительства и реставрации знаменитого замка.
А там их ожидал сюрприз, можно сказать, — открытие!


Неожиданная находка

— Наши ведущие краеведы  еще несколько десятилетий назад пересмотрели фонды архива в поисках документов, касающихся Ласточкиного гнезда, — рассказывает старший научный сотрудник Государственного архива в АРК Любовь КРАВЦОВА. — Документов по строительству и реставрации этого здания у нас действительно нет… Раньше, до революции, владелец частного землевладения после того, как заказывал архитектору проект дома, один экземпляр проекта оставлял у себя, второй — у подрядчика. Поэтому в Таврическом губернском правлении подобных проектов было крайне мало, и, в конечном итоге, в архив попали единицы. Проектов Ласточкина гнезда среди них не было…
Но опытный архивист Любовь Кравцова вспомнила о постановлении ревкома, в котором говорилось о том, что бывшие частные владения Южного берега Крыма должны быть описаны и переданы в ведение Главного управления совхозами Крыма:
— Я заглянула в фонды Главного управления совхозами Крыма и мне действительно повезло, — признается Любовь Павловна. — Мне попалось дело «Акт учета и приема бывшего имения Ласточкино гнездо». Документы дела датированы 29 марта 1921 года, причем указан город Красноармейск (так большевики переименовали Ялту, но название, к счастью, не прижилось)… В этом деле полностью и подробно описана вся территория имения, которая, собственно, и ограничивалось самой скалой и построенным на ней домом, сторожкой и кухней — ни кусочка земли, ни метра пляжа у последнего владельца Ласточкиного гнезда не было.

В справочниках не найдёте
Немного об истории этого уникального памятника архитектуры. Мы не станем утомлять читателя известными фактами, которые легко найти в справочниках или Интернете, а отправимся в Центральный музей Тавриды, чтобы побеседовать со специалистами, и узнать то, что «широкому читателю» до этой публикации не было известно.
В музее нам рассказали, что Ласточкино гнездо получило статус архитектурного памятника совсем недавно — только тридцать два года назад. К слову, через пять дней очередная годовщина этого запоздалого признания (постановление Совета Министров УССР от 06.09. 1979 № 442).
Пропустим рассказ о первых владельцах еще деревянной дачи на скале Аврора. Каменный же облик Ласточкино гнездо обрело (автор проекта Леонид Шервуд) в 1912 году, после того, как участок приобрел  нефтяной промышленник барон Штейнгель.
В начале Первой мировой войны, когда антигерманские настроения были особенно сильны, барон предпочел отправиться на свою историческую родину, а мини-замок, (в 1914 году) спешно продал известному московскому купцу Павлу Шелапутину. Но тот год стал роковым не только для России, барона Штейнгеля, но и для нового владельца. Павел Григорьевич скоропостижно умер.
Несовершеннолетние наследники купца не могли самостоятельно вести дело в этом небольшом, но все же непростом имении, и тогда, вероятно, управляющий принял решение устроить в Ласточкином гнезде ресторан в понятном во время войны «русском стиле». Для того, чтобы высвободить дополнительные помещения под «ресторацию» здание, скорее всего, было незначительно перестроено.
Возможно это произошло и при последней владелице «гнезда» — Марье Кюлевой, урожденной Рохмановой.

Экскурсия в прошлое
В середине ноября 1920 года Красная армия заняла Ялту. Прошло несколько месяцев, прежде чем новая власть более-менее навела свой новый, революционный порядок на территории полуострова. А до этого у товарищей красноармейцев и господ белогвардейцев было время поживиться в чужих апартаментах. Не прошли вандалы и мимо Ласточкиного гнезда...
Итак, читатель, представим что мы первыми (из всей многочисленной прессы Любовь Кравцова первой сообщила о находке нашей газете) входим в Ласточкино гнездо в марте двадцать первого года…. Что, вместе с членами рабочего контрольного комитета, мы бы увидели там?

«…Имение оставлено без всякого присмотра, двери во все 3 здания  заперты. Окна заколочены внешними ставнями. Одно из окон в южной стене здания оказалось разбитым и ставни на нем оторванными.
При входе в дом через это окно внутренность трех комнат нижнего этажа представилась в состоянии полного разгрома. Большая часть обшивки стен, покрытой темно желтого цвета материей парусинового вида, оказалось сорванной и унесенной. Такого же рода обшивка сорвана с диванчика… Матрац и тюфяки ободраны… Все шкафы и ящики поломаны, крышки дверец отломаны, сундук сломан и полы комнат завалены грудами разорванных книг, обломками рамок, письмами, журналами, картинками, фотографическими карточками, обрывками материи, пустыми бутылочками, разбитым стеклом и всяким мусором... Общий вид разгрома комнат свидетельствовал, что помещение «Ласточкиного гнезда» посещалось любителями чужого добра неоднократно и воры оставались в доме подолгу…»
Это строки из  обнаруженного Кравцовой  «Акта учета и приема имения М.С. Кюлевой «Ласточкино гнездо».
— Не следует забывать, — продолжает Любовь Павловна, — что к моменту прихода комиссии, принимавшей  это бывшее имение, в нем «побывала» Гражданская война... «Любители чужого добра» оставили яркие следы  своего длительного пребывания — незваные гости жили в доме, готовили, порвали на портянки покрывала и даже сорвали ткань, которой были обиты стены.

Легко движимое имущество
Но вернёмся к документу. Так, после увиденного членами комиссии, «внутренность разгромленных комнат была приведена в порядок, лишний хлам и мусор выброшен в море, после чего составлена опись движимого имущества».
Сразу после акта приема в деле подшита опись недвижимости (всё те же дом, сторожка, кухня) — на двух листах. И уже за описью прикреплен список движимого имущества. В числе которого оказались: «(дом, Iэтаж)… Мужское бюро дубовое, крыто сукном, в древнерусском стиле… Шкаф библиотечный большой дубовый, 5 отделений, 5 полок без стекол и дверей,… Сундук дубовый с резьбой в древнерусском стиле… (в сундуке находились — картинка  маслом на полотне, изображающая женщину на берегу моря, еще картинки, и  пустые рамки, альбомы с рисунками, гравюры — А.В.);
(комната (спальня) 2) …Кровать дубовая 2 метра резная… Балдахин над кроватью… Кресло венское, сиденье плетеное…;
(комната 3 (столовая) Шкаф дубовый в древнерусском стиле с изображением сцен из боярской жизни…. Кресла мягкие, дубовые, широкие, в древнерусском стиле, оббиты темно-желтой материей с бронзовыми украшениями… Диван-шкафчик дубовый, стол круглый ясеневый полированный с откидными боками, столик дубовый с 1 ящиком...»

Поиски продолжаются?

И далее, в таком же духе. Завершает дело список на одном листе, «огородных и садовых инструментов и принадлежностей».
— Интересна резолюция на документе, — подытоживает нашу экскурсию в прошлое Любовь Кравцова. — «Предложить отделу народного образования командировать представителя для осмотра — нет ли интересных предметов для музея» — эта резолюция наталкивает на мысль, что представители музеев все же что-то отобрали в «Ласточкином гнезде», поэтому есть смысл поискать предметы из дворца в музейных фондах.
И еще Любовь Кравцова надеется, что её небольшое открытие поможет реставраторам в восстановлении дореволюционного интерьера замка.
Ну а мы просим читателей, у которых есть свидетельства, документы, предметы, редкие фотографии, имеющие отношение к истории Ласточкина гнезда, обращаться в редакцию.
Что-то нам подсказывает, что точку в этой истории ставить рано…

"Крымское время" №94 от 30 августа 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий