Елена РАСКИНА (Москва),
Михаил КОЖЕМЯКИН (Москва),
специально для "КВ"
Фото авторов
Маленькая балканская страна Черногория, омываемая Адриатическим морем, — настоящий земной рай: и по великолепию пейзажей, и по чистоте воздуха, и по удобству налаженной, спокойной жизни. Эта страна во многом напоминает Южный берег Крыма — и климатом, и природой, а, если представить себе, скажем, Ливадию, — то и архитектурой.
Союз гор и моря
Когда, приближаясь к курортному черногорскому аэропорту Тиват, самолет начинает снижаться, отчетливо видишь, что горы внизу — действительно черные. Таинственные, волшебные, окутанные прозрачной кисеей тумана, могучие и суровые… Люди, живущие в этих горах, сохранили в своих душах загадочное мерцание вершин, подобно тому, как жители прибрежных
городов — несут в себе волшебный блеск и причуды моря.
Здесь Венеция глядится в Адриатики стекло,
Черногорская страница
В книге сердца, где струится
Между строчками тепло…,
— это четверостишие я сочинила в Будве, одном из старинных прибрежных городов страны.
В свое время венецианцы построили в Черногории немало городов и крепостей. Как и Венеция, Черногория стала перекрестком культур. Здесь слышалась напевная итальянская речь, разрезал воздух разящий, словно клинок, сербский язык, многие слова в котором лишены гласных (к примеру, зловещие: смрт, крв — то есть, смерть, кровь), струился более мягкий говор далматинцев-хорватов.
Когда сейчас покупаешь в какой-нибудь сувенирной лавке Будвы затейливые стеклянные бусы, понимаешь, что это — венецианская мода, и примерно такие же авантюрист и сердцеед Казанова подарил однажды соблазненной им даме. Плетут здесь и удивительно красивые кружева. Купленная в Будве или Которе скатерть с причудливым узором станет украшением любого праздничного стола.
Черногория — страна не только силы и доблести, но и вечной женственности: чувствуется богородичное начало, защищающее и оберегающее. Плавные линии зеленых холмов, благородный камень древних монастырей, Пресвятая Дева, возвышенно улыбающаяся с какой-нибудь старинной мозаики или фрески….
Цетинье – историческая столица Черногории. Здесь расположен величественный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, настоящая твердыня, цитадель веры. В Цетиньский монастырь приходят поклониться древним реликвиям: длани Иоанна Крестителя и частицам Святого Креста. В монастыре хранятся мощи святого Петра Цетинского (черногорского митрополита Петра I Петровича Негоша) и епитрахиль святого Саввы — Небесного покровителя Сербии и Черногории.
Сейчас в этой маленькой стране 30 действующих монастырей, многие из которых находятся высоко в горах.
Почти что дома…
Черногория — безвизовая страна для граждан России и Украины. Есть у этого райского уголка и другие важные преимущества: редкая по красоте природа, чистейшее Адриатическое побережье, живописное Скадарское озеро, на берегах которого расположены многочисленные рыбные ресторанчики, развитый туристический сервис и обилие достопримечательностей. К тому же, здесь без особого труда понимают русскую речь. Черногорцы с уважением и пиететом относятся к братьям-славянам, а их храмы сберегли немало православных святынь. Словом, в этой стране можно почувствовать себя почти что дома…
Расчеты в Черногории производятся в евро, но цены намного ниже европейских, хотя до Италии — рукой подать. Существует даже безвизовый паромный маршрут из черногорского порта Бар в южноитальянский Бари. В этом городе православные паломники могут поклониться мощам Св. Николая, епископа Мирликийского. Для того, чтобы сойти на берег в Бари, шенгенская виза не нужна. При условии, конечно, что потом туристы вернутся на том же судне в черногорский Бар.
Отдых в Будве
Из аэропорта Тиват можно отправиться на такси или на туристическом автобусе в любой город на побережье. Например, в Будву — идеальное место для семейного и индивидуального отдыха.
Будва — один из старейших городов на Адриатике, а Будванская Ривьера — прославленный туристический центр Черногории.
Первое упоминание об этом городе встречается еще в V в. до н.э. у Софокла. Считается, что именно древние эллины основали Будву, носившую тогда имя Бутуа, как свой оплот на побережье Балканского полуострова для торговли с местными иллирийскими племенами. После римско-иллирийских войн городом завладела тогдашняя "властительница мира" — Римская империя, затем он отошел к ее правопреемникам — византийцам. У Византии город оспаривали средневековые сербские короли, однако в числе его наиболее длительных владык оказались венецианцы. Воспользовавшись вторжением турок на Балканы, Венецианская республика в 1441 г. захватила Будву и удерживала власть над нею до 1797 г., пока не уступила ее австрийцам.
Именно в эти годы и сложился характерный для зодчества итальянских средиземноморских городов архитектурный ансамбль Старого города Будвы, с его узкими мощеными улочками, черепичными крышами домов и мощными крепостными стенами. Их пропитанные солнцем камни до сих пор хранят в себе столько воспоминаний, звуков и голосов, что порой кажется, что тени средневековых обитателей города — итальянских купцов, далматинских моряков, греческих ремесленников, воинственных черногорцев — до сих пор блуждают по извилистым переходам и тенистым дворикам…
Впрочем, гостей у ворот возвышающейся в самом сердце Старого города мощной цитадели встречают не крепостные привидения и не угрюмые солдаты с кремневыми ружьями, а милая девушка в национальном черногорском костюме. Белая блузка, темная длинная юбка, красный передник… А у подножия стен шумит Адриатика — лазурная, ласковая, нежная невеста венецианских дожей. Как гласит древняя легенда, правители Венеции бросали в воду перстень, чтобы обручиться с Адриатическим морем. В наши дни можно просто бросить в воду монетку — чтобы еще раз вернуться сюда, на залитые солнцам и утопающие в щедрой черногорской зелени берега Будванского залива.
Рай для гурманов
Черногория — страна гастрономических изысков, для обстоятельного рассказа о которых не хватит толстенной поваренной книги. Главенствуют, разумеется, разнообразные сытные мясные блюда, которые мужественные черногорцы издревле предпочитали любой другой еде. Обязательно стоит попробовать "пршут" — местную ветчину, не уступающую по качеству лучшим байоннским окорокам. Или знаменитый рыбный суп ("рыблья чорба"), сваренный из нескольких видов рыб, приправленный огненным красным перцем и душистыми травами… Черногорцы охотно пьют ракию — местную водку, разновидностей которой столько, что и не сосчитаешь.
Есть "вильямовка" — водка из грушевой браги, есть "сливовица", есть виноградная "лоза"… Отдельного упоминания заслуживает "пелинковац" — горьковато-сладкий полынный ликер, который сервируют со льдом и ломтиком лимона. Для женщин ракия тяжеловата, а вот "пелинковац" — в самый раз. И, конечно, обратите внимание на "црно вино" — местное красное сухое вино. Честное слово, не хуже прославленного "бордо"!
Вместо эпилога
Словом, Черногория — это пища для ума и сердца. И земных плодов, и духовных святынь здесь немало. Можно бродить по улицам горного Цетинье, любоваться лазурной далью Адриатики или средневековой кладкой построенных венецианцами крепостей…
А еще — улыбаться приветливым черноволосым и смуглолицым людям (впрочем, светловолосых среди черногорцев тоже немало), которые обязательно вспомнят в беседе с вами о славянском братстве и православных святынях. Прав был Владимир Высоцкий, любивший эту страну:
Мне одного рожденья мало,
Расти бы мне из двух корней.
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей…
"Крымское время" №93(3020) от 26 августа 2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий