Дмитрий БОРИСОВ, фото Алексея Васильева
Дмитрий БОРИСОВ,
заведующий Музеем истории гимназии,
учитель истории
снимки из фондов музея истории гимназии
(публикуются впервые).
В нынешнем году Симферопольская гимназия № 1 им. К.Д.Ушинского отмечает
двухсотлетие. Ее история насыщена многими знаменательными событиями, связана с
именами людей, известных далеко за пределами Крыма и Украины. Мы предлагаем
читателям «КВ» воображаемую экскурсию в прошлое этого знаменитого учебного
заведения.
Основание гимназии
Таврическая мужская гимназия в
Симферополе, была основана 1 сентября 1812 года. Вначале молодое учебное
заведение состояло из четырех классов, и не имело собственного помещения,
снимая каждый год все новые: собственное помещение гимназия (уже не
Таврическая, а Симферопольская — с 1836 года) получила в 1847 году, купив
здание у генерал-майора Ревелиотти за 17000 рублей. В этом здании по улице
Екатерининской (ныне ул. К.Маркса, 32) гимназия располагается и сейчас.
Пора на урок!
Какие же дисциплины осваивали первые
крымские гимназисты? В учебную программу гимназий в начале XIX века были включены «…кроме полных
курсов: латинского, немецкого и французского языков … дополнительный курс
географии и истории, включая в сию последнюю науку мифологию (баснословие) и
древности, курс статистики общей и частной Российского государства, начальный
курс философии и изящных наук, начальные основания политической экономии, курс
математики чистой и прикладной, курс опытной физики и естественной истории;
также начальные основания наук, относящихся до торговли, основание технологии и
рисование».
Занятия в гимназии начинались в 8-30
, а заканчивались в 2 часа 35 минут. Помимо уроков гимназисты занимались музыкой, танцами,
пением. Преподавалось пение светское и духовное. Был в гимназии духовой и
струнный оркестр. В свободное время проходили литературно-музыкальные вечера и предпринимались
познавательные экскурсии за город.
Время экзамена
Для перевода в следующий класс и при
выпуске из гимназии проводились экзаменационные испытания. Первым экзаменом
было сочинение на предлагаемые темы.
К слову, читатель может сам
поупражняться на досуге, ведь мы,
взрослые жители третьего тысячелетия, уж не глупее мальчиков девятнадцатого
века. Итак, выбирайте тему: «Почему роман получил господствующее место и
значение в новейшей литературе?» (тема в 1898 году), «Драма античная,
ложноклассическая и новая» (1899г.). А в 1903 году выпускники раскрывали суть
темы «Как понимали долг писателя наши лучшие поэты?».
Представляют интерес и билеты для
экзамена по русскому языку и словесности. Так, 27 мая 1909 года
гимназисты-выпускники держали, среди прочих, ответ на вопросы 8-го Билета: «Богатырский эпос. Старшие и младшие
богатыри. Приемы былинного творчества. Малороссийские думы. Современные
исторические песни (солдатские)».
Предлагать такие вопросы современным школьникам, да что школьникам — студентам, просто неприлично. Знать свои, русские сказания сегодня даже как-то нетолерантно. Зато любой из них без запинки перечислит всех преподавателей и учеников Alma Mater Гарри Поттера Хогвартса и раскроет роль Поттера в деле борьбы с тёмным магом Волан-де-Мортом.
Привилегии для старательных
Но мы отвлеклись. А для того, чтобы преуспеть в учебе в Симферопольской мужской казенной гимназии, отвлекаться не следовало. Зато лучшие ученики, в качестве поощрения освобождались от платы за обучение и получали различные стипендии и пособия. В гимназии существовало 16 именных стипендий, учрежденных как общественными организациями, так и гражданами города Симферополя. Например была стипендия имени Д.И.Грязнова, учрежденная жителями Симферополя, кандидатом права М.М.Вульфом была учреждена стипендия имени Анны Вульф и Моисея Вульф, также Стипендия имени Н.И.Иванова (бывшего городского головы) и Стипендия имени Бахчисарайского резервного батальона. А лучшим ученикам 6-8 классов разрешалось давать частные уроки, то есть заниматься репетиторством.
При гимназии можно было сдать
экзамены на получение различных профессиональных званий: например, учителя
народной сельской школы, аптекарского ученика или домашнего учителя по
французскому языку. Причем экзамены на эти звания в гимназию приезжали сдавать
не только из городов и сел Крыма, но и из других губерний.
Война и мир
Перечисление выдающихся преподавателей
и выпускников гимназии напоминает чтение
энциклопедии. Здесь в 1854 году начинал педагогическую деятельность Д.И.
Менделеев. В этом же году из-за Крымской (Восточной) войны, учебное заведение
прерывает занятия, и в классах располагается госпиталь для русских воинов, где
консультировал больных основоположник военно-полевой хирургии хирург Н.И.
Пирогов. Впоследствии Н.И. Пирогов посетил гимназию как попечитель Одесского
учебного округа.
Возобновились занятия только в 1856
году. В 1865 году это была уже классическая гимназия с одним древним
(латинским) языком. По Уставу от 30 июня 1871 года гимназия получила
устройство, с которым и вошла в XX столетие. В 1888 году в гимназии обучалось
434 учащихся. А при ее открытии в 1812 году это число составило всего 17
человек.
Строго обстоял вопрос с успеваемостью
и дисциплиной. Всего до 1887 года полный курс обучения в гимназии прошли 455
учащихся. С 1871 по 1887 год гимназию с аттестатом зрелости окончило 189
человек. За это же время за
неуспеваемость отчислили 123 человека, а за плохое поведение — 50.
Тогда городские власти
помогали…
С организационной деятельностью
гимназии связаны такие личности, как первый попечитель гимназии,
симферопольский врач О.К. Мюльгаузен, основатель Никитского ботанического сада
Х.Х. Стевен, помогавший гимназии материально.
В развитии гимназии активно
участвовали городские власти. Начиная с 1876 года, Городская дума Симферополя
ежегодно отпускала по 1200 рублей на обучение бедных учеников гимназии. Выбор
кандидатов на бесплатное обучение принадлежал педагогическому совету, решение
утверждалось городской управой.
Имелась в гимназии и своя церковь,
освященная 24 октября 1882 года в память 25-летия царствования императора
Александра II, во имя Св.Александра Невского. Устроителем и старостой храма был
известный симферопольцам купец-винопромышленник Г.Н.Христофоров. Позднее он был
похоронен в его церковной ограде. К сожалению, в 50-е годы церковь была
разрушена а могила старосты утрачена…
Здесь столько замечательных росло…
Вот еще несколько имен выпускников
первой крымской гимназии: будущий научный руководитель «атомного проекта»
Курчатов, известный дипломат Иоффе, художник-маринист Айвазовский, армянский
композитор Cпендиаpов, известный просветитель и публицист Гаспpинский, выдающийся
педагог и просветитель Казас …
Одну из ярких страниц в историю
школы-гимназии вписали учителя и ученики
в годы Великой Отечественной войны. Ребята и старших, и даже младших классов
вступили в смертельную схватку с фашизмом. Многие из них погибли в этой борьбе .
1 сентября 1887 года гимназия
торжественно отпраздновала 75-летие. В праздничной речи директор Г.И.
Тимошевский говорил о том, что «гимназия
считала своим долгом развивать в детях истинно патриотический дух, прививать им
любовь к Родине, воспитывать гимназистов в глубоком уважении к ее прошлому и
вере в будущее, пробуждать в детях стремление к знаниям». Не правда ли, с
тех времен цели остались те же?
Традиции, заложенные в
Симферопольской мужской гимназии, продолженные Симферопольской средней школой №
1, живы и сегодня в гимназии № 1 им. К.Д.Ушинского.
Хочется
закончить рассказ четверостишием
крымского поэта, доцента филологического факультета Таврического Национального
университета С.А. Лукьянова:
Друзья мои!
Вам очень повезло.
Здесь
каждый выпускник имеет имя.
Здесь
столько замечательных росло,
Что вам не
подобает быть иными!
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ НА нашей державе
Замечательная история...замечательные имена... В России, Ярославский государственный педагогический университет тоже имени К.Д.Ушинского и там есть его музей.
ОтветитьУдалитьДиректор школы 1 г.с. Ермушкин в письме Борису Васильевичу Курчатову 4 декабря 1962 сообщил о работе по созданию музея истории школы. Музей открылся в октябре 1968. Ученики 10а класса заработали деньги, заказали барельеф и.в. Курчатова и подарили музею и школе. и
ОтветитьУдалитьВ 1967 к созданию музея истории школы подключились Диана Сергеевна Берестовская - завуч по воспитательной работе, учитель литературы, Л.Я. Барабашкина, Абеляшева Л.Н. - учителя английского языка
ОтветитьУдалитьСтатья может заинтересовать издательства для публикации книги об истории одной из старейших гимназий России
ОтветитьУдалить