Марина ГУСАРОВА
Фото автора
В основных залах Крымского союза
художников 16 мая кипела жизнь — представляли выставку молодых крымскотатарских
живописцев. А на втором этаже было непривычно тихо, камерно — хотя, наверное,
для мемориальной выставки это естественно.
Затаенными, кружевными, можно назвать и представленные
работы, напоминающие то ли причудливую паутину времени, то ли вязь каллиграфии.
Этот стиль знаком в Крыму каждому ценителю графики — в нем работал Рамиз
Нетовкин, прошлым летом переместившийся из этого мира в вечность.
Кажется,
он не умер, а просто ушел куда-то далеко по узким улочкам своих картин,
уводящих зрителя в щемящий мир ностальгии. Бахчисарай, Евпатория, Белогорск…
По-восточному нависающие над первыми вторые этажи, растрескавшаяся черепица,
прорастающая сквозь брусчатку виноградная лоза… Этот мир странен и реален, он
балансирует на грани прошлого и будущего, но все же удерживает равновесие.
История
жизни Рамиза Нетовкина, наверное, не типична для крымского татарина. Родившийся в 1960-м в поселке Алмазар Ташкентской
области, он уже в 1975-м вернулся в Крым, спустя пять лет закончил
Симферопольское художественное училище имени Самокиша, спустя девять лет вступил
в Союз художников СССР. Уже с 1983 года выставлялся — в Бахчисарае,
Симферополе, Ялте, Алуште, Эстонии, Польше, США, Турции.
Признаюсь
честно: работы художников (подчеркиваю: не бездарные, а хорошие работы) я
совершенно по-обывательски условно делю на несколько групп. Первая — работы
знаковые, вторая — необычные, третья — добротные и четвертая те, которые я
очень хотела бы иметь у себя дома. Наследие Нетовкина отношу к четвертой, а
также и ко всем предыдущим категориям. Похоже, со мной солидарны многие
ценители графики и живописи, и не только крымские — картины художника находятся
ныне в частных коллекциях США, Канады, Голландии, Германии, Израиля, Турции,
Китая. В чем секрет? Наверное, в том,
что и живопись, и графика Нетовкина изящна, не навязчива — и не просто украшает
интерьер, а затрагивает душу, заставляет задуматься, остановиться, оглянуться…
Картины
художника эмоциональны, но не пафосны. Здесь нет взрыва чувств, есть, скорее,
блуждание по лабиринтам памяти, ностальгия по утраченному — причем, не только
крымскому, бахчисарайскому пейзажу. В конце выставки мой взгляд привлекла
работа «Седнев», где Нетовкин в свойственной ему манере запечатлел российскую
глубинку — деревянные домики, купола сельской церквушки. И в памяти всплыла
бабушкина деревня Курень, которая уже перестала быть точкой на карте, оставшись
лишь в воспоминаниях детства…
Звучит
в картинах Рамиза Нетовкина и другая мысль — ничто не исчезает бесследно. Как,
надеюсь, никогда не исчезнут и работы, оставленные художником этому миру.
"КВ" № 52 от 24 мая 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий