суббота, 12 мая 2012 г.

Кто заразил ялтинских депутатов исторической геронтоманией?

 

Наталья КИСЕЛЕВА
Крымское время
Термин геронтомания происходит от греческих слов герос — «старик» и мания — «страсть, безумие, влечение». Геронтоманией называют сексуальное извращение, при котором мужчины стремятся к обладанию старыми женщинами. Мы, конечно, не подозреваем ялтинских депутатов в таком извращении, но их стремление увеличить возраст города Ялты почти на 700 лет сродни исторической геронтомании. Тем более что доводом для своих псевдоисторических решений они выбрали сочинение средневекового географа, изобилующее множеством ошибок, к тому же автор которого никогда не был в Крыму и оставил упоминание о нем (всего лишь несколько предложений) на основании рассказов купцов.  

Поближе к неандертальцам
В последнее время в Крыму вообще наблюдается какая-то эпидемия исторической геронтомании. Не так давно, например, город Симферополь, основанный в 1784 г. по указу российской императрицы Екатерины Великой, хотели состарить до Неаполя Скифского (185 год до нашей эры). А чего, спрашивается, не до палеолита и неандертальцев (20 тысяч лет тому назад), следы которых найдены в Чокурчинской пещере на берегу Малого Салгира?
Но псевдоисторическую атаку геронтоманов на Симферополь специалистам удалось отбить. А вот в Ялте «любители старины» из числа депутатов приняли решение «О пересмотре даты основания Ялты» (№ 42 от 28.03.2012 г.) Их, оказывается, не устраивает нынешний возраст Ялты, отсчитывающийся от первой половины XIX в., когда она получила статус города.  
В сентябре 1837 г. в Ялте была освящена церковь Иоанна Златоуста. Присутствовавший на этой церемонии российский император Николай I повелел учредить в Таврической губернии новый Ялтинский уезд и предоставить Ялте статус города. 23 марта (по старому стилю) 1838 г. этот указ вступил в силу.
Ялту того времени, в которой была только одна улица, несколько десятков домов и пара сотен жителей, городом можно было назвать с большой натяжкой. Но именно с этого момента Ялта начинает развиваться как город.
Правда, нынешние ялтинские депутаты нашли другой повод для рождения города — описание мира арабского географа ал-Идриси под названием «Отрада страстно желающего пересечь мир». Это сочинение Идриси написал к 1154 году по заказу норманнского короля Сицилии Рожера II, при дворе которого он жил.
Что нам стоит дом построить, нарисуем — будем жить
Автором инициативы состарить Ялту называют депутата Анатолия Мирзояна. Сайт «Крым 24» посвятил такому событию сообщение под названием «ВЛАСТИ ЯЛТЫ ПОНЯЛИ, ЧТО ЖИЗНЬ В КРЫМУ БЫЛА И ДО ПРИХОДА РУССКИХ», в котором говорится, что такой шаг «позволит восстановить историческую справедливость» и "будет способствовать развитию Крыма как национального и исторического центра туризма — в частности, установлением дополнительных объектов показа". По информации депутата (Мирзояна. — авт.), на территории здравниц Большой Ялты есть много старинных артефактов, к которым необходимо обеспечить доступ экскурсий».
Честно говоря, из этих доводов трудно понять, что до сих пор мешало ялтинским депутатам «обеспечить доступ экскурсий к множеству старинных артефактов» и «установить дополнительные объекты показа»?
Также не ясно, как увеличение возраста Ялты вдруг станет толчком к резкому «развитию Крыма как национального и исторического центра туризма»?
Если так легко решить проблему развития нашей туристической отрасли, может нам просто взять и состарить на бумаге все населенные пункты полуострова и тогда Крым, как по мановению волшебной палочки, не то что в национальный, а в мировой центр туризма превратится!    
Идриси в последней инстанции
В решении Ялтинского горсовета говорится, что состарить город депутаты решили «рассмотрев исторические материалы и официальные документы, касающиеся даты основания города Ялта», найдя в них «весомые  аргументы в пользу значительно ранней — 1145 год (ЗАПОМНИТЕ ЭТУ ДАТУ, мы к ней еще вернемся. — Авт.) — даты  впервые письменно закрепленной упоминанием населенного пункта Джалита (Ялта) «ЦВЕТУЩИМ ПРИМОРСКИМ ГОРОДОМ» в сочинении арабского географа и путешественника Абу Абдаллаха Мухаммада ал-Идриси (1100–1165 г.г.) в его описаниях Крымского побережья», а также «учитывая многочисленные обращения общественных организаций, граждан г. Ялта, мнения ученых-историков».
Имена «ученых-историков» не разглашаются. А жаль, потому что у нас есть БОЛЬШИЕ СОМНЕНИЯ в том, что ОНИ вообще ЧИТАЛИ СОЧИНЕНИЕ ИДРИСИ.
Для доказательства своих подозрений приведем «описание Крымского побережья» ал-Идриси, на которое ссылаются ялтинские депутаты.
«От Карсуна до Джалита тридцать миль; это город, [принадлежащий] к стране ал-Куманийна. От Джалита до города Гурзуби двенадцать миль; это многолюдный город, [расположенный] на берегу моря. От него до города Бартанити десять миль; это небольшой цветущий город, где строят корабли.
От него до города Лабада восемь миль; это прекрасный город. От него до Шалуста десять миль; это красивый большой город, [расположенный] на море. От него до города Султатиййа по морю двадцать миль, а от города Султатиййа до [города] Бутар двадцать миль. От Бутар до устья реки Русиййа двадцать миль».
Все! Больше о Джалите (Ялте) у Идриси ни слова. И где тут автор называет ее «цветущим приморским городом»?
Гурзуф (Гурзуби) у Идриси — это «многолюдный город на берегу моря», Партенит (Бартанити) — «небольшой цветущий город, где строят корабли», Малый Маяк (Лабада) — «прекрасный город», Алушта (Шалуста) — «красивый большой город на море», а Ялта (Джалита) — просто город, а не «цветущий приморский город», как уверяют депутаты.
Кстати ГОРОДАМИ у Идриси названы абсолютно ВСЕ населенные пункты, не зависимо от их размеров и численности населения.
Так что «весомым аргументом», как написано в решении Ялтинского горсовета, слова ал-Идриси, которых ОН НЕ ПИСАЛ, ну никак не могут считаться.
Да и истиной в последней инстанции сочинение Идриси тоже никак не назовешь, потому что оно изобилует множеством ошибок.
Винить в этом Идриси нельзя. Он был выдающимся исследователем для своего времени. Но даже самый-самый географ средневековья не мог составить безошибочное описание Ойкумены (известной части Земли), уже хотя бы потому, что сам объездить весь мир Идриси не мог и использовал для его описания в основном вторичные источники — чужие материалы и рассказы купцов. А купцы хоть и много путешествовали, но все-таки, во-первых, не обладали специальными исследовательскими навыками, а во-вторых, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Идриси же приходилось писать свое сочинение на основании того, что он сто раз услышал.
Кто сказал, что Волга впадает в Каспийское море? 
Чтобы не быть голословными, приведем хотя бы несколько ошибок из работы Идриси, на которые указывают разные исследователи его текста: и отечественные, и зарубежные.
Например, у Идриси две африканские реки Нил и Сенегал — это одно и то же. Хотя Нил, как вы знаете, течет в восточной Африке, а Сенегал — в западной.
Скандинавский и Корейский полуострова Идриси считал островами. Индийский океан у него был внутренним морем, которое омывает на юге берега огромного континента, соединяющего восточную Африку с восточной Азией.
Китай у Идриси омывался Атлантическим океаном, а Азовское море вообще отсутствовало.
При описании Гибралтарского пролива Идриси выдвигает фантастические предположения, рассказывая, что Средиземное море раньше не имело выхода в Атлантический океан и что пролив был недавно вырыт людьми (?!)
Крупнейший авторитет в историко-географических исследованиях, немецкий профессор Рихард Хенинг, указывал на то, что «арабский автор (Идриси) знает русские реки Днепр и Днестр, Дон и ВОЛГУ, которой он, правда, как и араб Масуди за 200 лет до него, ОШИБОЧНО приписывает ВПАДЕНИЕ В ЧЕРНОЕ МОРЕ».   
А вот как оценивал вклад Идриси в науку средневековья автор фундаментального 6-томного труда по арабской картографии, немецкий ученый Конрад Миллер: «Идриси не уступает великому Птолемею. Правда Идриси не отличается объективностью греческого географа, поскольку исламистские воззрения зачастую затуманивают взор ученого, а «иудеи и христиане для него все равно, что морские разбойники или язычники. И все же представление Идриси о мире более всеобъемлюще и точно, чем то, какое было за 900 лет до него у Птолемея».
И эту заслугу ал-Идриси перед наукой того времени никто не оспаривает, но никто и не приписывает арабскому географу того, что он не писал. Здесь, по-моему, отличились только ялтинские депутаты, увидевшие в его текстах то, чего там нет
Как вы Ялту назовете, так она и поплывет
В общем, ялтинские депутаты пока предполагают только состарить Ялту, но не исключено, что в дальнейшем решат ее и переименовать. Тем более что в этом им могут помочь «доморощенные топонимисты» сайта «Крым 24», сообщающие читателям, что «по наиболее распространенной версии название Ялты происходит от греческого "ялос" ("берег"), однако есть и другая, не менее правдоподобная версия о том, что название города имеет тюркское происхождение — с крымскотатарского языка "ялыда" переводится как "на берегу" (крымскотатарское ялы — "берег")».
При этом автор данного пассажа, приветствующий увеличение возраста Ялты по Идриси, по всей видимости, даже не задумывается, что арабский географ упоминает Ялиту (на арабский манер Джалиту) еще задолго (XII век) до того, как в Крыму появились татары (XIII век), поэтому название этого поселения никак не может происходить от крымскотатарских «ялыда» или «ялы».
Но если уж считать, что в Крыму все — от мантии до стратосферы — исключительно крымскотатарское, то надо сказать, что и здесь нет единого мнения. Вот какая, к примеру, гипотеза происхождения названия Ялты высказывалась в начале прошлого века.
В январе 1921 г. Крымревком переименовал Ялту в Красноармейск. Это имя город носил до августа, когда на областном пленуме РКП(б) поставили под сомнение целесообразность подобного переименования. Выступавший на пленуме член Феодосийского ревкома К. Хамзин заявил, что Ялта — слово татарское и означает «грива горы».
Об этой версии можно прочитать в статье «О переименовании Ялты» известного крымского историка Александра Зарубина.
Мы вообще советуем депутатам, и не только ялтинским, больше читать, чтобы не смешить народ своим невежеством.   
Кстати, труд Идриси датируется 1154 годом, а не 1145-м, как указано (причем ДВАЖДЫ) в решении Ялтинского горсовета.
Или теперь, по РЕШЕНИЮ ДЕПУТАТОВ ЯЛТЫ (!), историки всего мира должны изменить дату выхода в свет сочинения ал-Идриси?! 
 

1 комментарий:

  1. Анонимный12 мая 2012 г., 14:42

    Ну как есть... ))((
    Ребята из 90-х рулят, не заморачиваясь научным походом...
    А зачем?
    Они же при власти...
    Им мозги уже не нужны

    ОтветитьУдалить