пятница, 11 мая 2012 г.

Аркадий Мамонтов: «Я не оппозиционный журналист!»


Марина ГУСАРОВА
Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА

3 мая по приглашению Международногомедиа-клуба «Формат-А3» Симферополь посетил один из самых известных тележурналистов России — Аркадий Мамонтов.
Тему для разговора с крымчанами — журналистами, политологами и просто неравнодушными людьми — Аркадий Викторович предложил сам: «Патриотизм и глобализация: что дальше?». Ведь вопрос национальной идентичности для ведущего корреспондента телеканала «Россия» — один из главных в современном мире.

«Акция Pussy Riot была тщательно спланированной»

Тему для начала откровенного разговора, как водится, подкинула сама жизнь. Скандальная акция панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, вызвавшая бурную дискуссию в российском обществе, стала основой для получасового фильма программы Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» под названием «Провокаторы». Главная его мысль: акции Pussy Riot были тщательно спланированными, и их целью было оскорбление чувств верующих и дестабилизация общества.

— Для участниц акции главный храм России — это не культовый объект, а инструмент и площадка для нанесения удара по государству и церкви, — убежден  Мамонтов. — Через этот «перфоманс» в главном храме страны хотели ударить по власти, по патриарху — и это только начало. Не думайте, это не просто хулиганки — девушки-то неглупые, хорошо воспитанные, знакомые с философией, читающие современных авторов, и это еще страшнее. Они ведь только инструмент в чьих-то руках. Заметьте, мужчины туда не пошли. С ними было бы проще, а девушек не стали трогать. Теперь давайте подумаем, кто за этим стоит. Сначала эти девушки уехали в Стамбул, а потом всплыли в Тель-Авиве, где гуляли под «крышей» одного из наших олигархов. Получается глобализация — глобализацией, но кому-то это выгодно...

«Чтобы получать информацию, надо уметь дружить»

Присутствующие на встрече тележурналисты предприняли попытку заглянуть на творческую «кухню»  российского коллеги.
— Откуда в Ваших передачах, посвященных военной тематике, столько видеоинформации, которая не находится в открытых источниках? — поинтересовались они.
— Надо уметь дружить! — поделился секретом Аркадий Мамонтов. — Надо любить людей, стараться заинтересовать их — и не только в материальном плане. И еще важно оказаться рядом с таким носителем информации в нужное время и в нужном месте. Знакомиться, говорить, порой собирая факты буквально по крупицам. Приведу только один пример — человек, который помогал пролить свет на участие наемников из числа граждан Украины в недавнем российско-грузинском конфликте, живет в Крыму. Причем познакомились мы совершенно случайно. Делали программу «Герой», а на следующий день получили по электронной почте письмо от парня, который служил в войсках ПВО с другим человеком, который жил на Западной Украине и  впоследствии признался в социальных сетях: мол, я сбивал. Я связался с этим парнем и вытряс из него все. Вот через людей мы узнаем об участниках тех или иных событий. А не было бы этого письма — и ничего бы не было. Главное — не проходить мимо даже самой внешне незначительной, мелкой информации и постараться раскрутить ее до конца. Это очень кропотливая и часто неблагодарная работа.

— А сколько человек у вас в команде? — не унимались журналисты.

— Всего двадцать. А «роют» пять человек вместе со мной. Иногда ведем по несколько тем. К примеру, сейчас работаем над двумя — «Продукты» и «Наркотики». А в Крым приехали снимать на «флотские» темы — про подводных пловцов и историю гибели «Новороссийска». Признаюсь честно — на таких, больше исторических,  темах отдыхаешь. Но, конечно, главными для нас остаются темы остро социальные — вот, к примеру, во Владивостоке дом продали вместе с людьми, представляете?

— Насколько планируете задержаться в Крыму?

— Дней на пять. Если не успею, еще приеду.

«Абсолютно свободных СМИ нет нигде»

Естественно, затронули на встрече и не теряющий актуальности вопрос свободы СМИ.
— Абсолютно свободных СМИ нет нигде! — заявил Аркадий Мамонтов. — Ни на государственных каналах, ни на частных. Я работал на НТВ семь лет и знаю, что такое свобода слова на частном телевидении. И хваленое Ren-TV для меня тоже не эталон. Что касается запретных тем, то их попросту не существует — есть просто редакционная политика. Что касается критики власти, то здесь есть свои нюансы. Допустим, я был на президентских выборах доверенным лицом Владимира Владимировича Путина — так зачем мне его критиковать? Заявляю откровенно: я не вижу другого человека, способного укрепить корабль, который в последние годы порядком разболтался. Я был в других странах в те периоды, когда власть опускала руки, и с народом происходили страшные вещи. Я не оппозиционный журналист, хотя могу достаточно смело и откровенно рассказать о ситуации в том или ином регионе или министерстве. Что же касается различного рода «независимых» рейтингов прессы, то кто эти рейтинги пишет? Вы им доверяете, вы их знаете?  


— Расскажите, как рождается фильм?

— Сначала пишется одна история — очень яркая, как говорится, бьющая по голове. Потом вокруг нее собираются разные события, разные люди. А дальше мы все это уже собираем в кучку. Не скрою, не всегда все идет гладко. Вот, сейчас разрабатываем тему коррупции. И тему интересную нашли — очень крупный чиновник, который уже лет двадцать при власти, человек внешне очень публичный, оказался элементарным ворюгой — проводил через оффшоры  каждый месяц миллионные суммы. Ужены его уже  лет пятнадцать бизнес в Америке, у сына — целая сеть ночных клубов там же. И вот когда мы его начали «щупать», он тут же скрылся с телеэкранов и даже инициировал прокурорскую проверку, после чего сделали вывод: товарищ этот перед законом чист. Увы, у нас есть факты, но нет  доказательств. Знаем, что этот сюжет — бомба, а выдать его не можем…

«Я не вижу опасности в русском языке»

Затронули на встрече и по-прежнему актуальную для Крыма тему о статусе русского языка. Аркадий Викторович ответил так:
— Говорю сразу: это дело не мое. Мне уже как-то запретили въезд сюда на четыре года, но высказать личное мнение все же рискну: на мой, еще раз повторюсь, личный взгляд, властям Украины надо придерживаться Хартии ООН и Евросоюза о статусе регионального языка. Именно такое решение приемлемо сейчас на Украине — и в Крыму в частности. И опасности в этом никакой нет, это только снимет ненужное напряжение в различных сферах жизни.

«Крыму нужен хозяин»

Один из сюжетов, ранее снятых Аркадием Мамонтовым, — «Потерянный рай» — был посвящен Крыму. Интересно, как сегодня московский гость оценивает уровень жизни и сервиса на полуострове?

— Вам бы сюда хозяина хорошего, который мог бы из полуострова сделать конфетку…, — дает Мамонтов волю фантазии. — Кстати, в прошлом году я отдыхал в Крыму и сервис мне понравился — я только один раз отравился (смеется). Рыбкой, между прочим! А если серьезно, у вас, несмотря на все перестройки и демократизации, сохранилось главное — прекрасные люди. Взять хотя бы Девятое мая в Севастополе — это действительно праздник со слезами на глазах. В России такого уже меньше, честно скажу. Крым — это рай, вот только все здесь существует как-то само по себе — дороги, общепит, отели, канализация, пляжи. Повторюсь — нет здесь хозяина, который бы собрал все это воедино — и построил бы здесь эдакую Ривьеру…

(на плашке)

Досье «КВ»

МАМОНТОВ Аркадий Викторович. Родился 26 мая 1962 года в Новосибирске, в журналистской семье (отец — оператор, мать — режиссер). Женат, воспитывает двоих детей.
После срочной службы в частях РВСН Забайкальского ВО, в 1988 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ (кафедра телевидения и радиовещания). Был «стрингером» в «горячих точках»: на территории Молдавии, на границе Нахичевани и Армении, в Таджикистане, в странах Балтии. Работал во время военных конфликтов в Ингушетии, Чечне (1994-1996, 1999-2000), Дагестане (1999). В числе первых корреспондентов вошел в захваченную боевиками Басаева больницу в Буденновске.
В 2000 году перешёл работать на телеканал «Россия», является одним из авторов программы «Специальный корреспондент».
В 2000 году вёл репортажи с мест затопления АПЛ «Курск». Делал репортажи из Чечни, Абхазии, Ирака, Беслана, из центра на Дубровке.
В 2008 году вышла первая книга Аркадия Мамонтова «Чек на тот свет» — художественный роман, написанный в жанре криминального расследования. В 2009 году вышел фильм Мамонтова «База» об американской базе «Манас» в Киргизии.

Награжден Орденом «За личное мужество», Орденом почета, медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За укрепление боевого содружества» и Орденом Петра Великого.

"КВ" № 47 от 11 мая 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий