Марина ГУСАРОВА
…На старом симферопольском кладбище, что
возле храма Всех Святых, вы вряд ли сразу найдете это более чем скромное
надгробие. Ориентир — могила академика живописи Николая Самокиша, потом — еще
метров пятнадцать, обелиск с табличкой, гласящей, что похороненные здесь
погибли во время Великой Отечественной войны, и, наконец,
небольшая плита-подушечка из крымского известняка с лаконичной надписью:
«Профессор живописи Александр Федорович Гауш. Родился 12. IX. 1873 года. Умер
7. IX. 1947 года».
Дитя
Серебряного века
Людям,
не являющимся знатоками живописи, это имя вряд ли что-то скажет. А вот
специалистам, изучающим искусство Серебряного века, оно знакомо, хотя и
рассеяно творческое наследие живописца по музеям и частным коллекциям. Уроженец
Санкт-Петербурга, Александр Гауш был одним
из создателей и активных участников Нового общества художников, с 1907 по 1910
год входил в объединение авангардистов «Венок Стефанос», был участником и
экспонентом «Союза русских художников» (1903—1923), художественного объединения
«Союз молодежи» (1909—1913), «Общества художников им. А. И. Куинджи» (1909—1931),
а также знаменитого объединения «Мир искусства».
Современники
отдавали должное Александру Федоровичу, высоко ценя его как специалиста. Еще в
1904 году совместно с преподавателем Школы поощрения художников Николаем Роотом
Гауш издает пособие по рисованию «Рисунки русских художников», а после Февральской
революции участвует в комиссии по разработке вопроса о «Министерстве искусств».
В восьмом номере журнала «Аполлонъ» за 1913 год искусствовед, художник и график
Александр Ростиславов так пишет о Гауше: «Думается, художническая личность
Гауша сплетается именно с этой чертой, свойственной как бы всей его натуре — с
особенной отзывчивостью, претворенной в его очень субъективном отношении к
искусству и жизни…».
Впрочем,
заметный след Гауш оставил не только в живописи. В 1907 году он становится
членом дирекции и первым хранителем музея Старого Петербурга, организованного
Обществом Архитекторов-Художников — и оставался таковым до 1920 года. Яркой
страницей биографии Александра Федоровича стало увлечение кукольным театром: в
1916 году в его собственном доме в Петербурге состоялся первый спектакль театра
мирионеток, на котором присутствовали Александр Блок и Анна Ахматова. А в 1924
году Гауш становится одним из организаторов Театра Петрушки (ныне — театр
марионеток имени Евгения Сергеевича Деммени). Страсть эта передалась и сыну
художника — в 1920-30 годы Юрий Гауш был известным драматургом кукольных
театров, автором пьес «Наш цирк», «Негритенок Том», «Набат», «Веселый
портняжка» и других.
Петербург-Одесса-Крым-Австрия-Крым
Впрочем,
стоит более подробно остановиться на богатой событиями биографии художника. Родился
Александр Гауш в купеческой семье потомственных почетных граждан Петербурга
Федора Федоровича и Матильды Леонтьевны Гауш. Окончив училище при Реформатских
церквах (родители художника были немецкого происхождения), начинает посещать
школу Общества поощрения художеств, где и знакомится с академиком живописи
Павлом Чистяковым, который впоследствии становится его учителем в Академии
художеств.
Молодость
Гауша наполнена творчеством и путешествиями.
В 1994 году он колесил по России, побывал в Крыму, в Баку. На следующий
год посетил Париж, где два месяца занимался в академии Жюльена, странствовал по
Германии, Италии, бывал в Испании и в Англии…
1924
год в жизни Гауша — знаковый. Он оставляет Северную Пальмиру и переезжает на юг
— сначала ненадолго в Севастополь, а
потом в Одессу, где преподает в Одесском художественном институте. Причина
банальна — хрупкое здоровье жены
Александра Федоровича Любови Николаевны, урожденной Милиоти
(художника-керамиста и ученицы Николая Рериха) не выдерживает сурового
петербургского климата.
В
1935 году Гауши снова возвращаются в Крым — живут сначала в Симферополе, а с
1939 года — в Ялте. Работает Александр Федорович по контракту в
«Крымхудожнике». А 9 мая 1940 года — его принимают в Союз советских художников
Крымской АССР.
Годы
Великой Отечественной в биографии Гауша
— самый малоизученный и противоречивый период. Художник с женой остаются в
оккупированной Ялте, где живут в страшной нищете. В блокадном Ленинграде
умирает старшая дочь Вера. А в 1943 году Александр Федорович и Любовь
Николаевна уезжают в Австрию, где живут дальние родственники Гауша.
На
родину, в Крым Александр Гауш вернулся уже один — его супруга, как
свидетельствуют воспоминания знакомых художника, умерла на чужбине.
Примечательно, что довлевший тогда над многими интернированными меч репрессий
миновал художника. И тому имеется документальное подтверждение. В письме
Управления ФСБ России по Омской области от 19. 05.2011, в частности, говорится:
«По имеющимся сведениям — Гауш Александр Федорович, 1873 г. р., уроженец г. Ленинграда, был эвакуирован немцами
вместе с женой в Австрию, до эвакуации проживал в Ялте, госпроверку проходил в
ПФЛ № 301 (г. Нёйнкирхен, Австрия) по состоянию на 28.04.1946 г., вернулся в
Крым».
А
вот в Ялту Александр Федорович не вернулся. Поселился в Симферополе.
Восстановился в Союзе художников. Вот что написано о Гауше в Обзоре работ
крымских художников от 23 июля 1947
года: «Является мастером высокой квалификации,
имеющим настоящую школу, хорошо известным по своим работам еще предреволюционных лет. Являясь в прошлом
одним из художников, примыкавшим к группе «Мир искусства», ныне А. Ф. Гауш
стремится к преодолению эстетствующего направления этой группы. Его прекрасные
этюды показывают не только его профессиональное мастерство, но и упорную работу
художника над овладением подлинно
реалистическими методами живописи»…
Отмеченное
советскими критиками профессиональное мастерство Гауш передавал ученикам. Один
из тех, кто брал у него уроки — выдающийся крымский художник Виктор Платонов.
Написанные им воспоминания о встречах с Александром Федоровичем еще не
опубликованы. Но очень хочется, чтобы они увидели свет.
А
вот «эстетствующего направления» бывший «мирискусник» Гауш так и не преодолел.
То ли желания не было, то ли времени не хватило. Седьмого сентября 1947 года он
вышел из своего дома по улице Карла Маркса, 52
и уже не вернулся — попал под трамвай. Странная, нелепая смерть…
Похоронили
Гауша за средства Союза художников. А архив живописца, палитру, краски, кисти и
его работы передали в Симферопольский художественный музей.
Вспомнить,
увековечить, сохранить…
— После
этого Гауша надолго забыли, — сетует исполнительный директор Ассоциации
заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарев.
— А ведь он оставил весьма интересное наследие. Его работы хранятся в художественных
музеях Чебоксар, Владивостока, Саратова, Одесском и Донецком художественных
музеях, Севастопольском художественном музее им. Крошицкого, Симферопольском
художественном музее, Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике (коллекция
профессора Голубева). Немало работ находится и в государственном Русском музее
в Петербурге. Именно там, в 1992 году, прошла крупная выставка Гауша,
включавшая около 75 картин и рисунков, написанных, в основном, в петербургский
период жизни художника.
Следующий,
2013 год для Гауша — юбилейный. 140 со дня рождения — чем не повод вернуть из
небытия имя художника?
— О
плачевном состоянии могилы Александра
Федоровича мне еще в позапрошлом году рассказал Владимир Сыркин, возглавляющий
Объединение искусствоведов и художественных критиков Крыма, — вспоминает Сергей
Николаевич. — И в 2011 году на одном из собраний ассоциации мы рассмотрели
вопрос о том, что необходимо
отпраздновать 140-летний юбилей этого художника. Почему именно в Крыму?
Во-первых, он похоронен здесь, а во-вторых, он был членом Союза художников Крыма.
Были направлены письма председателю Верховного Совета Крыма, губернатору
Санкт-Петербурга. Из Постоянной комиссии ВС АРК по культуре нам уже сообщили,
что вопрос о подготовке юбилейных мероприятий будет рассмотрен.
Нельзя
не сказать и о том, что в ассоциации подготовка к юбилею уже ведется. Буквально
по крупицам собираются сведения о художнике, в биографии которого и поныне
немало «белых пятен».
— Александр
Федорович Гауш принадлежал к так называемым «худоникам второго плана», чье имя
и творчество почти забыто, чье наследие, рассеянно по многим музеям и частным
коллекциям и практически не изучено, и у которого, несмотря на все его заслуги,
до сих пор нет научной биографии, — констатирует собеседник. — В то же время — и
это признает большинство исследователей — Гауш — талантливый живописец и
рисовальщик, музейный работник, педагог, меценат. Поэтому имеющиеся о нем
упоминания в энциклопедиях и словарях уже сейчас должны быть подвергнуты
корректировке.
Сергей
Николаевич признается — очень помогли ему и его коллегам в поиске материалов о
Гауше в Московском театре им. Образцова.
— Я
от души благодарю заведующую библиотекой театра Татьяну Муравьеву, а также
главного хранителя и заведующую фондами музея театра Светлану Гнутикову за
присланные нам копии уникальных фотографий и эскизов Гауша к театральным
постановкам, — продолжает он. — Надеюсь и на дальнейшее сотрудничество с
российскими коллегами, ведь впереди у нас — большая работа по подготовке к празднованию
140-летия художника, намеченному на сентябрь будущего года.
Намечена
и программа юбилейных мероприятий. На базе Симферопольского художественного
музея, где в настоящее время хранятся 26
работ Гауша, планируется провести искусствоведческую конференцию и выставку
«Гауш в музеях юга Украины». Принципиальное согласие участвовать в ней уже
получено от художественных музеев Одессы и Донецка, а также Севастопольского
художественного музея им. Крошицкого. Планируется также издание буклета, но
главное, считают в Ассоциации заповедников и музеев Крыма, — поставить
художнику хотя бы скромный памятник. И уже направили соответствующее письмо в
Генконсульство РФ в Симферополе, рассчитывая на поддержку российской стороны.
… И вот я снова на старом кладбище.
Когда-то здесь покоились и мои родственники. Увы, часть могил снесли, а те, что
остались — в запустении. Появится ли на могиле Александра Гауша вместо камня с
почти стершейся от времени надписью хотя бы скромный памятник? Очень хочется
верить, что появится.
Автор
статьи благодарит исполнительного директора Ассоциации заповедников и музеев
Крыма Сергея Николаевича Пушкарева за предоставленные эксклюзивные материалы и
фотографии
"КВ" № 45 от 4 мая 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий