понедельник, 7 мая 2012 г.

Александр Гауш: возвращение забытого имени



Марина ГУСАРОВА

…На старом симферопольском кладбище, что возле храма Всех Святых, вы вряд ли сразу найдете это более чем скромное надгробие. Ориентир — могила академика живописи Николая Самокиша, потом — еще метров пятнадцать, обелиск с табличкой, гласящей, что похороненные здесь погибли во время Великой Отечественной войны, и, наконец, небольшая плита-подушечка из крымского известняка с лаконичной надписью: «Профессор живописи Александр Федорович Гауш. Родился 12. IX. 1873 года. Умер 7. IX. 1947 года». 
 

Дитя Серебряного века

Людям, не являющимся знатоками живописи, это имя вряд ли что-то скажет. А вот специалистам, изучающим искусство Серебряного века, оно знакомо, хотя и рассеяно творческое наследие живописца по музеям и частным коллекциям. Уроженец Санкт-Петербурга, Александр Гауш  был одним из создателей и активных участников Нового общества художников, с 1907 по 1910 год входил в объединение авангардистов «Венок Стефанос», был участником и экспонентом «Союза русских художников» (1903—1923), художественного объединения «Союз молодежи» (1909—1913), «Общества художников им. А. И. Куинджи» (1909—1931), а также знаменитого объединения «Мир искусства». 

Современники отдавали должное Александру Федоровичу, высоко ценя его как специалиста. Еще в 1904 году совместно с преподавателем Школы поощрения художников Николаем Роотом Гауш издает пособие по рисованию «Рисунки русских художников», а после Февральской революции участвует в комиссии по разработке вопроса о «Министерстве искусств». В восьмом номере журнала «Аполлонъ» за 1913 год искусствовед, художник и график Александр Ростиславов так пишет о Гауше: «Думается, художническая личность Гауша сплетается именно с этой чертой, свойственной как бы всей его натуре — с особенной отзывчивостью, претворенной в его очень субъективном отношении к искусству и жизни…».
Впрочем, заметный след Гауш оставил не только в живописи. В 1907 году он становится членом дирекции и первым хранителем музея Старого Петербурга, организованного Обществом Архитекторов-Художников — и оставался таковым до 1920 года. Яркой страницей биографии Александра Федоровича стало увлечение кукольным театром: в 1916 году в его собственном доме в Петербурге состоялся первый спектакль театра мирионеток, на котором присутствовали Александр Блок и Анна Ахматова. А в 1924 году Гауш становится одним из организаторов Театра Петрушки (ныне — театр марионеток имени Евгения Сергеевича Деммени). Страсть эта передалась и сыну художника — в 1920-30 годы Юрий Гауш был известным драматургом кукольных театров, автором пьес «Наш цирк», «Негритенок Том», «Набат», «Веселый портняжка» и других.

Петербург-Одесса-Крым-Австрия-Крым

Впрочем, стоит более подробно остановиться на богатой событиями биографии художника. Родился Александр Гауш в купеческой семье потомственных почетных граждан Петербурга Федора Федоровича и Матильды Леонтьевны Гауш. Окончив училище при Реформатских церквах (родители художника были немецкого происхождения), начинает посещать школу Общества поощрения художеств, где и знакомится с академиком живописи Павлом Чистяковым, который впоследствии становится его учителем в Академии художеств.
Молодость Гауша наполнена творчеством и путешествиями.  В 1994 году он колесил по России, побывал в Крыму, в Баку. На следующий год посетил Париж, где два месяца занимался в академии Жюльена, странствовал по Германии, Италии, бывал в Испании и в Англии…
1924 год в жизни Гауша — знаковый. Он оставляет Северную Пальмиру и переезжает на юг — сначала  ненадолго в Севастополь, а потом в Одессу, где преподает в Одесском художественном институте. Причина банальна — хрупкое здоровье жены  Александра Федоровича Любови Николаевны, урожденной Милиоти (художника-керамиста и ученицы Николая Рериха) не выдерживает сурового петербургского климата.
В 1935 году Гауши снова возвращаются в Крым — живут сначала в Симферополе, а с 1939 года — в Ялте. Работает Александр Федорович по контракту в «Крымхудожнике». А 9 мая 1940 года — его принимают в Союз советских художников Крымской АССР.
Годы Великой Отечественной  в биографии Гауша — самый малоизученный и противоречивый период. Художник с женой остаются в оккупированной Ялте, где живут в страшной нищете. В блокадном Ленинграде умирает старшая дочь Вера. А в 1943 году Александр Федорович и Любовь Николаевна уезжают в Австрию, где живут дальние родственники Гауша.
На родину, в Крым Александр Гауш вернулся уже один — его супруга, как свидетельствуют воспоминания знакомых художника, умерла на чужбине. Примечательно, что довлевший тогда над многими интернированными меч репрессий миновал художника. И тому имеется документальное подтверждение. В письме Управления ФСБ России по Омской области от 19. 05.2011, в частности, говорится: «По имеющимся сведениям — Гауш Александр Федорович, 1873 г. р., уроженец г. Ленинграда, был эвакуирован немцами вместе с женой в Австрию, до эвакуации проживал в Ялте, госпроверку проходил в ПФЛ № 301 (г. Нёйнкирхен, Австрия) по состоянию на 28.04.1946 г., вернулся в Крым».
А вот в Ялту Александр Федорович не вернулся. Поселился в Симферополе. Восстановился в Союзе художников. Вот что написано о Гауше в Обзоре работ крымских художников от 23  июля 1947 года: «Является мастером высокой квалификации,  имеющим настоящую школу, хорошо известным по своим работам  еще предреволюционных лет. Являясь в прошлом одним из художников, примыкавшим к группе «Мир искусства», ныне А. Ф. Гауш стремится к преодолению эстетствующего направления этой группы. Его прекрасные этюды показывают не только его профессиональное мастерство, но и упорную работу художника  над овладением подлинно реалистическими методами живописи»… 
Отмеченное советскими критиками профессиональное мастерство Гауш передавал ученикам. Один из тех, кто брал у него уроки — выдающийся крымский художник Виктор Платонов. Написанные им воспоминания о встречах с Александром Федоровичем еще не опубликованы. Но очень хочется, чтобы они увидели свет.
А вот «эстетствующего направления» бывший «мирискусник» Гауш так и не преодолел. То ли желания не было, то ли времени не хватило. Седьмого сентября 1947 года он вышел из своего дома по улице Карла Маркса, 52  и уже не вернулся — попал под трамвай. Странная, нелепая смерть…
Похоронили Гауша за средства Союза художников. А архив живописца, палитру, краски, кисти и его работы передали в Симферопольский художественный музей.

Вспомнить, увековечить, сохранить…

— После этого Гауша надолго забыли, — сетует исполнительный директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей  Пушкарев. — А ведь он оставил весьма интересное наследие. Его работы хранятся в художественных музеях Чебоксар, Владивостока, Саратова, Одесском и Донецком художественных музеях, Севастопольском художественном музее им. Крошицкого, Симферопольском художественном музее, Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике (коллекция профессора Голубева). Немало работ находится и в государственном Русском музее в Петербурге. Именно там, в 1992 году, прошла крупная выставка Гауша, включавшая около 75 картин и рисунков, написанных, в основном, в петербургский период жизни художника.
Следующий, 2013 год для Гауша — юбилейный. 140 со дня рождения — чем не повод вернуть из небытия имя художника?

— О плачевном состоянии могилы  Александра Федоровича мне еще в позапрошлом году рассказал Владимир Сыркин, возглавляющий Объединение искусствоведов и художественных критиков Крыма, — вспоминает Сергей Николаевич. — И в 2011 году на одном из собраний ассоциации мы рассмотрели вопрос о том, что  необходимо отпраздновать 140-летний юбилей этого художника. Почему именно в Крыму? Во-первых, он похоронен здесь, а во-вторых, он был членом Союза художников Крыма. Были направлены письма председателю Верховного Совета Крыма, губернатору Санкт-Петербурга. Из Постоянной комиссии ВС АРК по культуре нам уже сообщили, что вопрос о подготовке юбилейных мероприятий будет рассмотрен.
Нельзя не сказать и о том, что в ассоциации подготовка к юбилею уже ведется. Буквально по крупицам собираются сведения о художнике, в биографии которого и поныне немало «белых пятен».
— Александр Федорович Гауш принадлежал к так называемым «худоникам второго плана», чье имя и творчество почти забыто, чье наследие, рассеянно по многим музеям и частным коллекциям и практически не изучено, и у которого, несмотря на все его заслуги, до сих пор нет научной биографии, — констатирует собеседник. — В то же время — и это признает большинство исследователей — Гауш — талантливый живописец и рисовальщик, музейный работник, педагог, меценат. Поэтому имеющиеся о нем упоминания в энциклопедиях и словарях уже сейчас должны быть подвергнуты корректировке.
Сергей Николаевич признается — очень помогли ему и его коллегам в поиске материалов о Гауше в Московском театре им. Образцова.
— Я от души благодарю заведующую библиотекой театра Татьяну Муравьеву, а также главного хранителя и заведующую фондами музея театра Светлану Гнутикову за присланные нам копии уникальных фотографий и эскизов Гауша к театральным постановкам, — продолжает он. — Надеюсь и на дальнейшее сотрудничество с российскими коллегами, ведь впереди у нас — большая работа по подготовке к празднованию 140-летия художника, намеченному на сентябрь будущего года.
Намечена и программа юбилейных мероприятий. На базе Симферопольского художественного музея, где в настоящее время  хранятся 26 работ Гауша, планируется провести искусствоведческую конференцию и выставку «Гауш в музеях юга Украины». Принципиальное согласие участвовать в ней уже получено от художественных музеев Одессы и Донецка, а также Севастопольского художественного музея им. Крошицкого. Планируется также издание буклета, но главное, считают в Ассоциации заповедников и музеев Крыма, — поставить художнику хотя бы скромный памятник. И уже направили соответствующее письмо в Генконсульство РФ в Симферополе, рассчитывая на поддержку российской стороны.

… И вот я снова на старом кладбище. Когда-то здесь покоились и мои родственники. Увы, часть могил снесли, а те, что остались — в запустении. Появится ли на могиле Александра Гауша вместо камня с почти стершейся от времени надписью хотя бы скромный памятник? Очень хочется верить, что появится.

Автор статьи благодарит исполнительного директора Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергея Николаевича Пушкарева за предоставленные эксклюзивные материалы и фотографии 










"КВ" № 45 от 4 мая 2012 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий