понедельник, 14 мая 2012 г.

Руины на улице Аллейной. В Крыму гибнет уникальный архитектурный памятник





Алексей ВАСИЛЬЕВ,
общественный инспектор 
Республиканского комитета
 по охране культурного наследия Крыма
фото и фоторепродукция автора и Ивана КОВАЛЕНКО

На моей памяти газета «Крымское время» трижды писала про  уникальный памятник архитектуры — т.н. замок Монжене или дом бывшего имения «Джалман»  (последний раз — 29 октября 2009 г  «Замок графини Монжене: в ожидании мецената» Иван Коваленко). Сегодняшняя рубрика «Возвращение к теме» не совсем подходит к нашей статье, правильнее было бы выбрать другую. Например, «завершение разговора». Дело в том, что недавно рухнула центральная часть замка — теперь восстановить его будет очень сложно.


На месте преступления

Мы побывали на месте… Захотелось добавить — «преступления». И это уточнение, наверное, оказалось бы правильным.  Бывший замок представляет  печальные, но еще величественные руины. Широкая лестница ведет к полуразрушенному двухэтажному фасаду и трехэтажной башне-флигелю. Внутрь дома заходить небезопасно, так как остатки стен могут в любое мгновенье рухнуть. Все пространство внутри завалено камнями из развалов стен, крыши и перекрытий второго этажа, среди которых еще видны остатки фрагменты гипсовой лепки. Следы обрушенной части здания еще «свежие» — местные жители пока не растащили камни для хозяйственных нужд. 
Жительница села Пионерского (на территории которого находится данный объект) Дарья Печеная так же, как и мы, с грустью взирает на руины:
- Это произошло в апреле, после сильного урагана — уточняет Дарья Яковлевна. –Помните, тогда еще в Симферополе деревья ломало и даже крышу с многоэтажки снесло? …А этот замок я помню хорошо. Сейчас он выглядит как руины, а ведь еще лет тридцать назад в нём жили люди! Принадлежал дом, если я не ошибаюсь, «Облпотребсоюзу». Конечно, он давно требовал капитального ремонта. Но когда к ремонту подошли вплотную, развалился Советский Союз — тогда уже никому до этого здания дела не было…



По пути к замку

Искусствовед Л.К. Ильяшенко в 1988 году писал: «Дом бывшего имения «Джалман» благодаря своеобразной архитектуре, удачному местоположению, особенностям объемно-пространственного решения является примером гармонического взаимодействия природы и архитектуры. Его художественная ценность тем более несомненна, что он является одним из немногих сохранившихся усадебных домов в окрестностях Симферополя».
Найти замок — точнее то, что от него осталось,  не составляет труда. Надо доехать до Пионерского, выйти в центре села у хлебопекарни и храма Святителя Николая.  Если повернуть сразу за храмом на улицу Аллейную, то через двадцать минут неспешной ходьбы можно подойти к живописным развалинам. Улица резко перейдет в аллею высоких столетних тополей, заканчивающуюся двумя величественными елями. И уже в начале аллеи ваш взгляд сразу привлечет большое полуразрушенное белое здание, к которому она ведет.
Главный помещичий дом усадьбы в стиле замковой архитектуры был построен архитектором Оскаром Клаузеном в 90-е гг. XIX века по заказу графини Анны Федоровны Монжене. Практически все дореволюционные путеводители по Крыму кратко упоминают об этом имении-даче, «имеющей вид замка с двумя круглыми башнями»,  въезд на территорию которого начинался за «железными решетчатыми воротами».
Имение «Джалман» неоднократно продавалось и переходило в руки новых владельцев. Первым владельцем усадьбы был некий помещик Василий Гнутов. И имение тогда называлось по имени владетеля Васильевкой. Именно у Гнутова поместье выкупила чета французских подданных — Анна и Адольф Монжене. 


Призраки истории

Анна Монжене славилась сильным и властным характером, а также шумными, богатыми приёмами и пирами. А вот Адольф Монжене де Сен-Моран, инженер по специальности, был человеком мягким. Погиб он от взрыва пороха, с помощью которого расчищал территорию вокруг усадьбы. Рассказывают, что похоронен Адольф Карлович где-то рядом, но могилу его никто пока так и не нашёл. Как нет теперь и часовенки, которую по велению Анны соорудили в память о муже.
К 1917 году имением владел контр-адмирал Николай Аркадевич Петров-Чернышов, открывший здесь «Горно-лесной курорт для выздоравливающих». Предполагалась продажа земли частным лицам под застройку дач для дальнейшего развития горно-лесного климатического курорта «Джалман». Таким образом, можно считать, что местность Джалман является одним из первых в России частных коттеджных поселков санаторного типа. К сожалению, неумолимо надвигающаяся лавина революционных событий смела с лица крымской земли эти идеи.  Интересно, что на карте курорта «Джалман» за 1917 год рядом с бывшим дворцом Монжене отмечена дача с названием… «Кавказ».
Всего сто лет назад здесь еще шумели богатые балы и приемы. К парадному подъезду подъезжали кареты таврической знати, у чудесного фонтана, окруженного живописными цветочными клумбами, делились последними новостями столичные модницы, а по аллеям парка прогуливались влюбленные парочки. Замок и парк имения в начале XX века даже изображали на фотокарточках, что позволяет нам судить о его былом величии.
В двадцатые годы полуразрушенную дворянскую усадьбу восстановили и сделали в ней детский дом санаторного типа.

Учтен  под номером 104…

После Великой Отечественной войны директором и воспитателем детского дома были назначены супруги Швайковские. Работы по восстановлению здания начались в 1947 году. На тяжелых работах на стройке трудились пленные немцы, штукатуркой занимались румыны, а окончательной отделкой — венгры. Позже детский дом упразднили, а в здании выдали комнаты не имевшим жилья местным жителям. Сначала из комнат имения сделали коммуналку, затем изолированные квартиры, а после — общежитие. Новое поселение получило название поселок Детский. Когда временные жители съехали, здание начало приходить в упадок, его стены стали растаскивать на стройматериалы, а поселок слился с селом Пионерское.
В 1970-х годах Облпотребсоюз решил приспособить здание под гостиницу с рестораном, но строительство вскоре прекратилось. В начале 90-х какой-то предприниматель попытался восстановить развалины и вновь устроить здесь ресторан, но этой идее воспротивились жители села.
Решением Облисполкома от 22.05.79 года помещичий дом был взят на государственный учет как памятник архитектуры местного значения под охранным номером 104.

Не случайная случайность?

Над парадным входом (тем самым, который недавно рухнул) в картуше был изображен родовой герб хозяев — гарцующая на двух ногах крылатая лошадь с человеческим лицом и развевающейся гривой. Камень с гербом среди обломков нами обнаружен не был…
К слову, несмотря на то, что местная жительница говорит, что часть замка рухнула недавно, во время сильного ветра, краевед Олег Широков, заверил корреспондента «КВ», что это не так. По его словам, обрушение произошло раньше — несколько месяцев назад, когда никаких ветров не было.
В селе говорят, что обрушение это не случайное — мол, место, на котором построен замок очень «козырное» и кому-то оно, похоже, приглянулось. Но восстановить замок — дорого, гораздо дешевле построить на его месте что-нибудь новое. Но как это сделать — ведь исторические руины стоят на государственном учете? А если дом внезапно «сам по себе» разрушится в одночасье? Тогда проблема будет решена.

Шанс на спасение

Вот как сложившуюся ситуацию комментирует председатель общественной организации «Туристический Актив Крыма» Иван Коваленко: «Замок графини Монжене был одним из уникальнейших архитектурных памятников Крыма. Аналогов этому замку не было не только в Крыму, но и на Украине. Это были настоящие «графские развалины» — здесь в пору было снимать приключенческие фильмы. Сотни туристов ежегодно, проезжая из Симферополя к морю, заезжали полюбоваться живописными руинами. Сейчас мы навсегда потеряли еще один объект экскурсионного показа в Крыму. Ученые постоянно твердили о необходимости его реконструкции, но власти их не слышали. В итоге Крым навсегда  потерял уникальный памятник».
От себя добавим, что если и впредь закрывать глаза на судьбу подобных памятников, то их участь будет плачевна. Логика чиновников понятна: в Крыму не отремонтированы десятки дорог, протекают крыши, не решены многие другие социальные проблемы, поэтому выделять миллионы в первую очередь на реставрацию исторических объектов «второй величины» было бы странно. Выход один — передать (и закрепить механизм передачи законодательно) подобные объекты частным лицам, которые за свои деньги, в строгом соответствии с проектно-реставрационными нормами смогут восстановить и сохранить наше исчезающее наследие. И, пока есть еще слабый шанс на спасение, — начать с замка Монжене.

Комментариев нет:

Отправить комментарий