воскресенье, 6 мая 2012 г.

Говорит и рассказывает власть


 
Наталья КИСЕЛЕВА

Проверить, как работает Совет министров нашей автономии с обращениями граждан, я решила спонтанно. В преддверии лета хотела выяснить в Министерстве курортов и туризма, где же находятся те самые 219 пляжей, куда беспрепятственно могут попасть крымчане и гости полуострова. О пляжах узнать пока не получилось, зато удалось провести исследование, как жителям автономии достучаться до власти.



Как это все начиналось
Прежде чем поведать нашим читателям о результатах исследования, расскажу все-таки о причинах, заставивших его проветси. 
Итак, в поисках информации о пляжах открыла официальный сайт Министерства курортов и туризма, но «поименного» списка открытых для посещения пляжей не нашла. Зато обнаружила онлайн-приемную, где сообщалось, что:
·        обратиться в онлайн-приемную может любой посетитель сайта.
·        обращения рассматриваются лично первым заместителем министра в течении (именно так и написано — «в течениИ», а не «в течениЕ») 48 часов. Ответ на обращение направляется автору на электронную почту (без запятой перед причастием) указанную в обращении. Просим внимательно указывать свой электронный адрес.
·        если тема обращения или вопроса является интересной и для других посетителей сайта, то обращение вместе с ответом будет размещено в разделе «Онлайн-приемная министра».
Тема пляжей, как оказалось, взволновала не только меня. Некая Лена из Гаспры поинтересовалась, почему в их поселке, согласно перечню, 7 коммунальных пляжей, а на самом деле их гораздо меньше, и какие меры будут приняты для того, чтобы эти цифры стали реальным отображением фактического положения дел?  
В онлайн-режиме ей ответили, что данные о пляжах общего назначения «были сформированы по итогам выездов в курортные регионы автономии с целью корректировки перечня пляжных зон». Исполком Гаспринского поссовета представил такую информацию.
Но в министерстве пообещали, что в текущем году продолжит работу Комиссия по вопросам организации пляжного отдыха, созданная постановлением Совмина АРК от 27.04.2011 № 186. И в случае «выявления нарушений действующего законодательства комиссией будут применены в установленном порядке меры по их устранению».
Не знаю, удовлетворил ли такой ответ Лену из Гаспры, но мне не удалось обнаружить на сайте перечень пляжей. Даже поиск на сайте по ключевому слову «пляж» не привел к желаемому результату. Я с интересом ознакомилась с содержанием 50-ти статей, в которых фигурировало слово «пляж», но перечень 219 ОТКРЫТЫХ пляжей для меня так и остался ЗАКРЫТЫМ.
Прекратив тщетные поиски, решила позвонить в приемную министерства – благо ее телефон указан на сайте. Там мне посоветовали позвонить в Управление курортов и рекреационных ресурсов и продиктовали телефон. По указанному номеру звонила долго. Очень долго! Телефон был все время занят.
Заподозрив, что он не исправен, снова позвонила в приемную. Мне продиктовали еще один номер телефона, где трубку никто не взял. Хотя я звонила долго. Очень долго!
Вот тут-то и родилась идея «испытать» телефоны всех структур Совета министров автономии на предмет того, может ли обычный гражданин реализовать свое право устного обращения в органы власти.

Позвони им, позвони
О том, что граждане Украины имеют право обращаться в органы власти, говорится в Законе «Об обращениях граждан».
В этом же законе указано, что «под обращениями  граждан следует понимать изложенные в письменной или УСТНОЙ форме предложения (замечание), заявления (ходатайство) и жалобы».
С письменными обращениями граждан в министерствах и республиканских комитетаз АРК все вроде бы в порядке. Есть почтовые и электронные адреса, есть утвержденные формы запроса на публичную информацию. Это если граждане решили воспользоваться нормами нового закона «О доступе к публичной информации».
Но Закон «Об обращениях граждан» разрешает мне не только письменно, но и устно высказать свои предложения, жалобы и пр. Можно конечно попасть на прием, который чиновники проводят строго по расписанию, которое публикуют опять же на сайте и в газете. Можно позвонить и по телефону во время проведения «горячих линий», но они также по графику в строго оговоренные дни и время.
А если вдруг у гражданина что-то срочное, не терпящее отлагательств? В этом случае куда звонить? Этот вопрос я выясняла, обзванивая приемные ВСЕХ министерств и рескомитетов крымского правительства.
Поскольку это был эксперимент, то свой журналистский статус я, естественно, не афишировала. Просто звонила и интересовалась, есть ли в данном ведомстве телефон для обращений граждан.   
На этот эксперимент пришлось потратить несколько часов, потому что телефоны некоторых приемных отвечали глухим молчанием. Понимая, что чиновники тоже люди и могут отлучиться, по номерам таких безмолвных телефонов перезванивала снова и снова. Но в итоге мне пришлось включить их в разряд «немых», потому что на том конце трубку так и не взяли. 

Алло, мы ищем ответа
А теперь представляем читателям краткий отчет нашего диалога с властью.
Все совминовские структуры по итогам проведенного эксперимента я разделила на две группы. В первую группу вошли министерства и рескомитеты, с которыми диалог не состоялся, потому что трубку там так и не взяли. Во вторую группу — ведомства, до которых дозвониться удалось. Но их можно также разделить на две подгруппы. В одной — ответили и все объяснили, а в другой — практически НАХАМИЛИ.
НЕ УСЛЫШАЛИ НАШЕГО ЗВОНКА только в ОДНОМ из 9-ти министерств (регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства), и в ШЕСТИ из 10-ти республиканских комитетов:
·        по транспорту и связи;
·        по топливу, энергетике и инновационной политике;
·        по земельным ресурсам;
·        по строительству и архитектуре;
·        по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию;
·        по охране окружающей природной среды.
В остальных министерствах и рескомитетах мой звонок и приняли, и разъяснили, как можно получить ответ на обращение. В основном схема стандартная. Надо позвонить в приемную, озвучить свой вопрос и вас соединят со специалистом, который сможет вам помочь. Или продиктуют номер телефона такого специалиста, а там уж вы сами.
В Рескомитете по информации мне посоветовали все-таки обращаться в письменном виде, направив письмо на имя председателя В. А. Волченко. Девушка любезно поинтересовалась, знаю ли я их адрес, и пояснила, что во избежание эффекта «испорченного телефона» письменный вариант все-таки лучше.
Кстати, о вежливости. Наиболее любезно со мной общались по телефону в приемных Министерства аграрной политики и продовольствия и Министерства культуры.

Разговор с дятлом
А вот с Министерством образования и науки, молодежи и спорта мне не повезло. На мой вопрос о наличии у них телефона для устного обращения граждан, мне ответили: «По какому вопросу?» Получилось как в Одессе — вопросом на вопрос.
Я повторила: «Меня интересует, есть ли в министерстве специальный номер телефона для устных обращений граждан». «По какому вопросу?» — услышала я еще более раздраженный, чем прежде, голос собеседницы. «По вопросу наличия в министерстве образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым телефона для устных обращений граждан», — тщательно произнося каждое слово, пыталась я добиться ответа. Но с другой стороны слышала только: «По какому вопросу?» Причем с каждым разом дама все больше повышала голос и увеличивала градус раздраженности.
Я-то понимала, что она требует от меня озвучить свой вопрос, а потом либо ответит на него сама, либо перенаправит к другому специалисту. Но вопрос-то у меня был один. И я его повторяла в разных вариациях, но сути не изменяла: «Есть ли в министерстве специальный номер телефона для устных обращений граждан?»
Но дама так и не удосужилась снизойти со своих чиновничьих вершин до разговора с обычным гражданином. В некоторых других ведомствах, между прочим, я уже сталкивалась с таким «одесским» вариантом. Но там после первого же повторения вопроса переходили к объяснениям, а в Министерстве образования «образовать» звонившего не соизволили.
В какой-то момент я даже заподозрила, что общаюсь с автоответчиком, и поинтересовалась, с кем говорю. Тут моя собеседница что-то заподозрила, снизила децибелы, нехотя назвала свою должность, а услышав просьбу представиться, с еще большей неохотой произнесла фамилию, имя и отчество.
Я их намеренно не буду обнародовать в статье в надежде на то, что Виталина Дзоз (руководитель крымского Минобраза) проведет профилактическую беседу со всеми своими подопечными по поводу корректного реагирования на устные обращения граждан.

P.S. К ОТКРЫТЫМ ПЛЯЖАМ МЫ ЕЩЕ ВЕРНЕМСЯ, а пока представляем читателям сводную таблицу с телефонами министерств и рескомитетов крымского правительства, взятых с официальных сайтов, и с отметками о результатах нашего эксперимента.


«Крымское время», № 45 от 4 мая 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий