понедельник, 21 ноября 2011 г.

Владимир Денщиков: «Бог рукой водит»

 Фото из архива Владимира Денщикова
Олег Маркелов
  
Владимир Денщиков готовился к очередной театральной премьере. Ему предстояло играть одну из главных ролей в спектакле. График работы был очень напряженным — как, впрочем, и всегда. Но на сей раз один из самых известных и талантливых крымских актеров не смог порадовать своей игрой зрителей: за неделю до премьеры Денщиков перенес инсульт. Скорая помощь увезла его из дома в реанимацию. У Владимира Анатольевича были парализованы правая рука и нога.
Инсульт поставил точку в театральной карьере Владимира Денщикова. В театр, которому было отдано 35 лет жизни, он больше не вернулся. Однако Денщиков не только преодолел болезнь (хотя последствия инсульта, конечно, еще дают знать о себе), но и обрел новый смысл жизни. Теперь он создает уникальные, не имеющие аналогов в мире, иконы из… льняных нитей. Одна из созданных им икон была подарена Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, когда он посещал Крым. Вторую мастер подарил митрополиту Киевскому и Всея Украины Владимиру. Еще одна икона — святого благоверного князя Александра Невского в полный рост, созданная по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, — будет находиться в симферопольском Александро-Невском соборе после завершения его строительства.


Цена свободы
Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА, при перепечатке ссылка обязательна

Занятые повседневной суетой, делами, которые кажутся нам важными и неотложными, мы редко обращаем внимание не только на «знаки судьбы», но и на тревожные сигналы своего собственного организма.
— Как и все мы, я много работал и не очень следил за своим здоровьем, — рассказывает Денщиков. — За несколько дней до премьеры мне позвонил врач и сказал, что результаты анализов не очень хорошие, поэтому надо лечь в больницу, пройти курс лечения, так сказать, «подлатать» себя. Я решил, что «подлатаю»… после премьеры. Но… инсульт случился в феврале 2007 года. Так что скоро буду отмечать «юбилей». Я бы не сказал, что это печальный юбилей. Просто болезнь стала вехой в моей жизни. Честно говоря, к тому времени я уже чувствовал необходимость каких-то перемен. А в юности всегда завидовал «свободным художникам», которые могут творить что хотят, как хотят, когда хотят, и над ними нет никакого «пресса». Вот я и получил свободу. Жаль только, что такой ценой…
Духовник семьи Владимира Денщикова, настоятель храма-маяка в селе Малореченском, что под Алуштой, отец Сергий, впоследствии сказал артисту, что Господь таким способом отвел Владимира Анатольевича от занятия лицедейством, и дал ему в руки другое, угодное Ему дело.


Интересно, что, лежа на больничной койке, Денщиков получил предложение сняться в кино, в совместном проекте, где ему предложили сыграть роль американского сенатора. Артисту позвонили на мобильный, и иностранный режиссер спросил через переводчика, владеет ли кандидат в «сенаторы» английским языком.
— Я ответил, что английским владею, но вот кое-чем другим в данный момент не владею, — улыбается Владимир Анатольевич. — Хотя позже я все-таки снялся в эпизодической роли в фильме «Алые паруса». Это был последний на сегодняшний день эпизод моей жизни, связанный с актерской работой.

Как не стать «кактусом»

В критической ситуации, особенно если это тяжелая болезнь или травма, люди ведут себя по-разному. Одни опускают руки, впадают в отчаяние, другие борются — и побеждают. Владимир Анатольевич не только не впал в отчаяние, но и постарался отнестись к тому, что с ним произошло со свойственным ему юмором. Например, он в шутку называл свое состояние после инсульта «сосисочным».
— Без Божьей помощи, мастерства врачей и участия близких преодолеть болезнь невозможно, — продолжает Владимир Денщиков. — У меня было и то, и другое, и третье,


Дело в том, что восстановление после инсульта, когда поражены двигательные функции, требует колоссального труда и упорства. Распространенное мнение о том, что надо просто подождать, когда вновь «заработает» пораженный участок мозга, и тогда возможность двигаться вернется — миф. Так бывает очень редко. Обычно малейшее движение после перенесенной «мозговой катастрофы» сопровождается болью. Поэтому у близких велико искушение оставить больного в покое, не доставлять ему страданий. Но это — прямой путь к превращению человека в «кактус», как иногда медсестры на своем жаргоне называют совершенно обездвиженных постинсультных больных.
Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА, при перепечатке ссылка обязательна

— Вот почему я считаю, что моя жена Наталья (кстати, Наталья Малыгина — тоже народная артистка Украины — ред.) совершила настоящий подвиг, — продолжает Владимир Денщиков. — Утром мне делали капельницы, днем я проходил курс лечебной физкультуры, а вечером Наталья снова приезжала ко мне. Она, с разрешения моего лечащего врача, заведующего «инсультным» отделением Александра Строкова, брала ключ от кабинета ЛФК и там помогала мне разрабатывать руку и ногу. Помню, когда я впервые смог пошевелить пальцем, то так закричал от радости, что в палату сбежались медики, которые решили, что со мной что-то случилось.

Выполненное обещание

Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА, при перепечатке ссылка обязательна

Незадолго до инсульта Владимир Анатольевич начал работу над одной из первых своих икон — Николая Чудотворца, которая предназначалась для храма в Малореченском, носящего имя Святителя. Денщиков обещал закончить икону к Пасхе 2007 года, и он твердо решил, что, несмотря на болезнь, выполнит свое обещание. Это решение, считает Денщиков, и стало одним из главных шагов на пути к выздоровлению.
— Я попросил принести незаконченную икону ко мне в палату, — вспоминает Владимир Анатольевич. — Доктор не возражал — ведь, как известно, с медицинской точки зрения развитие так называемой мелкой моторики очень полезно для восстановления двигательных функций у больных, которые перенесли инсульт. В первое время я даже не мог держать в руках ножницы, мне помогали родные, а я ими «руководил», лежа под капельницей. Но, как говорят, Бог рукой водит. Постепенно я заново научился выполнять работу сам. Причем, что удивительно, я не мог держать больной рукой ложку, но когда начинал работать над иконой, меня «отпускало». Это и сейчас так: стоит приступить к работе — и спазм в больной руке проходит.

Икону Святителя Николая Денщиков закончил в срок. На Пасху 2007 года она была освящена и торжественно внесена в храм. Правда, сам художник не смог при этом присутствовать — врачи запретили.
Сейчас Владимир Денщиков даже затрудняется подсчитать общее количество созданных им икон. Они находятся в частных коллекциях на Украине, в России, Европе, Америке.

Миллион узелков…

 Фото из архива Владимира Денщикова

Техника, в которой работает Денщиков — авторская, она так же уникальна, как его иконы. Эта техника запатентована и называется «узелковое плетение — макраме коллаж». В работах последних лет использована также запатентованная «рукотворная ткань» нескольких видов, один из которых автор применяет при создании одеяний и риз святых, изображенных на иконах. Специалисты называют Владимира Денщикова основоположником нового направления в иконотворчестве. Его иконы создают потрясающее ощущение объема и глубины — сказывается опыт художника- постановщика.
В одной иконе размером 40 на 50 сантиметров может быть от полутора до двух миллионов узелков разных видов, завязанных вручную, без спиц. На одну такую работу уходит от трех до пяти месяцев, но Денщиков обычно параллельно работает над двумя-тремя иконами. Перед началом работы он постится и берет церковное благословение. Каждая из икон, при каноническом сюжете, уникальна: лики пишутся краской, а оклады и все остальные детали, сделанные из льняной нити, никогда не повторяются. На вопрос о том, почему он пользуется именно льняной нитью, Владимир Анатольевич отвечает, что лен ассоциируется у него с Православием — он такой же простой и чистый.
Первая персональная выставка работ Денщикова прошла в 2008 году в Симферопольском художественном музее. Потом были выставки в других городах Крыма, в музее Рерихов в Москве, в Киево-Печерской лавре, Верховной Раде Украины, Северодонецке, Ужгороде, Хайдельберге, Будапеште, Вене…А 23 декабря откроется очередная персональная выставка в Симферопольском художественном музее.
Работы Денщикова стоят дорого, но предложений от потенциальных покупателей хватает. Однако Владимир Анатольевич продает иконы только в самом крайнем случае — когда нужны деньги на лечение. Чаще — дарит. Храмам. Друзьям. Дорогим и близким людям.
— Думаю, работая в театре, я не обделял зрителей своим вниманием и мастерством, — говорит Владимир Денщиков. — Но, когда я вижу, как люди со слезами молятся перед моими иконами в церкви, вижу лица посетителей моих выставок, особенно молодых людей и детей, я понимаю: то, что я делаю сейчас — гораздо важнее работы в театре. Одна 12-летняя девочка во время выставки в Северодонецке в 2010 году написала в книге отзывов: «Владимир Анатольевич, продолжайте заниматься творчеством. Я хочу, чтобы мои дети увидели ваши иконы».
Вот ради этого действительно стоит жить и творить.

Из досье «КВ» 
 Владимир Денщиков в фильме "Юркины рассветы"
Владимир Денщиков родился в 1952 году в Киеве. В 1974 году окончил Киевский театральный институт. С 1975 по 2007 гг. работал в Крымском академическом русском драматическом театре актером, режиссером, художником-постановщиком.
 Фото из архива Владимира Денщикова

После 2007 года перешел на преподавательскую работу. Народный артист Украины, заслуженный деятель искусств АРК. Прикладным искусством занимается около 30 лет. Лауреат премии АРК за 2009 год в номинации «Прикладное искусство».

Комментариев нет:

Отправить комментарий